Хохломская роспись представляет собой один из видов декоративной росписи, которая наносится на деревянные изделия – чаще всего это посуда и мебель. Хохлома является стародавним русским народным промыслом, который зародился в округе Нижнего Новгорода в XVII веке.
Презентация может быть частично использована учителями начальных классов на уроках по изобразительному искусству, когда даются начальные сведения о хохломской росписи. Презентация будет весьма полезна и тем, кто занимается в кружках рисования или художественной школе.Презентация по изобразительному искусству для учащихся 5 классов. Презентация может быть частично использована учителями начальных классов на уроках по изобразительному искусству, когда даются начальные сведения о хохломской росписи. Презентация будет весьма полезна и тем, кто занимается в кружках рисования или художественной школе.
ХОХЛОМА
Хохлома является
стародавним русским
народным промыслом,
который зародился в
округе
Нижнего
Новгорода в XVII веке.
роспись
Хохломская
представляет
собой
видов
из
один
декоративной росписи,
которая наносится на
деревянные изделия –
чаще всего это посуда
и мебель.
представляет
Хохлома
собой
декоративную роспись деревянной посуды
и мебели, выполненную чёрным и красным
(а также, изредка, зелёным, желтым)
цветом по золотистому фону.
На дерево при выполнении росписи
наносится не золотой, а серебристый
оловянный порошок. После этого изделие
покрывается специальным составом и три-
четыре раза обрабатывается в печи, чем
достигается
цвет,
придающий лёгкой деревянной посуде
эффект массивности.
медово-золотистый
элементы
Хохломы —
Традиционные
красные сочные ягоды рябины и земляники,
цветы и ветки. Нередко встречаются птицы,
рыбы и звери
ИЗ ИСТОРИИ
Предполагают, что хохломская роспись
возникла в XVII веке на левом берегу
Волги. В настоящее время родиной
хохломы считается поселок Ковернино в
Нижегородской области.
Существует
версий
происхождения хохломской росписи, вот 2
наиболее распространенные.
множество
1 ВЕРСИЯ
хохломского
промысла
Рождение
приписывалось старообрядцам.
Среди них были: иконописцы, мастера
книжной миниатюры. Они привезли с собой
древние иконы и рукописные книги с
красочными заставками, принесли тонкое
живописное мастерство,
каллиграфию
свободного кистевого письма и образцы
богатейшего растительного орнамента.
навыками
Местные мастера владели токарным
мастерством,
изготовления
посудных форм, искусством объемной
резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий
лесное
настоящей
художественной сокровищницей.
Заволжье
стало
Искусство Хохломы унаследовало от
«классические
заволжских мастеров
формы» токарной посуды, пластику
резных форм ковшей, ложек, а от
иконописцев — живописную культуру,
мастерство «тонкой кисти», и секрет
изготовления «золотой» посуды без
золота.
применения
2 ВЕРСИЯ
родственный
Но есть документы, свидетельствующие о
другом. Способ имитации позолоты на
дереве,
хохломскому,
использовался
нижегородскими
ремесленниками в окраске деревянной
посуды еще в 1640—1650 годах, до
появления старообрядчества.
братины,
В крупных нижегородских ремесленных
селах Лысково и Мурашкино, в заволжском
«селишке Семеновское» (будущий город
Семенов — один из центров хохломской
росписи) изготовлялась деревянная посуда
—
для
праздничного стола — окрашенная «на
оловянное дело», то есть с применением
оловянного порошка. Способ
окраски
деревянной посуды «на оловянное дело»,
сложился из опыта иконописцев и местных
поволжских традиций посудного ремесла.
ковши,
блюда
ЛЕГЕНДА
он
Бежал
из
в
глуши приволжских
Был замечательный иконописец Андрей
столицы,
Лоскут.
церковными
недовольный
нововведениями патриарха Никона, и
стал
лесов
расписывать деревянные поделки, да
писать иконы по
старому образцу.
Прознал про это патриарх Никон и
отправил за непокорным иконописцем
солдат. Отказался подчиниться Андрей,
сжёг себя в избе, а перед смертью
завещал
его
мастерство. Искрами изошёл, рассыпался
Андрей. С той поры и горят алым
сохранить
людям
ФАКТОРЫ, ДАВШИЕ ТОЛЧОК К
РАЗВИТИЮ
ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ
• Заказчиками хохломской посуды
оказались монастыри.
• Обилие леса, близость Волги —
главной торговой артерии
Заволжья.
ЦЕНТРЫ
ХОХЛОМЫ
В настоящее время у хохломской росписи
два центра: — город Семёнов, где
находятся фабрики «Хохломская роспись»
и «Семёновская роспись», и село Сёмино
где работает
Ковернинского района,
предприятие
художник»,
объединяющее
деревень
Ковернинского района: Сёмино, Кулигино,
Новопокровское и др. (фабрика находится
в д.Сёмино).
«Хохломской
мастеров
Технология хохломской росписи
делится на 3 этапа:
• 1) Изготовка «белья»
(неокрашенные изделия)
• 2) Роспись «белья»
• 3) Просушка
ИЗГОТОВЛЕНИЕ «БЕЛЬЯ»
• Как создаются изделия с хохломской
росписью? Сначала бьют баклуши, то есть
грубые бруски-заготовки из
делают
дерева. Затем мастер встает за токарный
станок,
излишек
древесины
придает
заготовке нужную форму. Так получается
(неокрашенные
основа —
изделия) — резные ковши и ложки,
поставцы и чашки.
резцом
постепенно
«бельё»
снимает
и
Роспись «белья»
• Грунтовка «белья» жидкой очищенной
глиной — вапой.
• 7-8 часовая просушка изделия.
• Покрытие несколькими слоями олифы
(льняного масла). (В течение дня изделие
покроют олифой 3-4 раза.)
то есть втирание в
алюминиевого
изделия
• «Лужение»,
поверхность
порошка.
• Роспись.
РОСПИСЬ
ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ХАРАКТЕР И УЗНАВАЕМОСТЬ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ
КРАСНЫЙ,ЧЁРНЫЙ,КОРИЧНЕВЫЙ
ЗЕЛЁНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ
РОСПИСЬ
• «Верховая» (когда сначала
закрашивают фон, а сверху остаётся
серебряный рисунок).
• «Под фон» (сначала намечается
контур орнамента, а потом заполняется
чёрной краской фон).
ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ
• «пряник» — обычно
внутри
чашки или блюда геометрическая
фигура — квадрат или ромб —
украшенная
ягодами,
цветами;
травкой,
травка
узор из
крупных и
мелких
травинок;
кудрин
листья и цветы
в виде золотых
завитков на
красном или
чёрном фоне;
ПРОСУШКА
промежуточной
сушкой
• 4-5 раз покрывают специальным лаком
после
(с
каждого слоя)
• закаливают в течение 3-4 часов в печи
при температуре +150 - +160 °C до
образования масляно-лаковой плёнки
золотистого цвета.
ПОЭТАПНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РОСПИСИ