17 век является переходным от средневековой Московской Руси к Российской империи Нового времени. Многие считают, что именно в этот период была заложена почва для петровских преобразований. Действительно, ведь культура России в 17 веке переживала широкое обмирщение, т. е. освобождение от господства церкви.
Религия.
Правление Ивана Грозного
1533 1584
В 1533 г. умер Василий 3,
оставив наследником Ивана 4
трехлетнего царевича (от брака с
Е.Глинской).
16 января 1547 г. Иван I4
торжественно венчался на
царство и принял титул царя и
великого князя всея Руси.
Процессия была торжественна, и
ее официальность способствовала
укреплению самодержавия,
авторитету центральной власти и
легитимности в глазах
правительств Западных держав.
Участие Ивана 4 в государственной деятельности началось с
создания Избранной рады, которая действовала с 1549 по 1560 гг. и
явилась органом, проводящим реформаторские усилия нового царя.
Уже в феврале 1549 г. Иван 4 на первом Земском соборе объявил о
подготовке реформ.
В 1550 г. Иван 4 на соборе представителей областей Руси жестко
обличил злоупотребления боярской власти и обещал лично оберегать
народ от бесчинств бояр.
В 1550 г. был издан новый Судебник, основанный на подобном
документе 1497 г., расширенном и систематизированном. Новый
Судебник значительно ограничивал податные привилегии крупных
феодалов и судебные функции наместников. Были введены
наказания для бояр и дьяконоввзяточников. Статьи, касающиеся
феодального землевладения, не изменились, но увеличилась оплата
феодалам за проживание, и это укрепило их власть над крестьянами.
К времени действия Избранной рады относится создание
функциональных органов управления приказов. Поместный приказ
ведал владениями земель феодалов, Посольский внешней
политикой, Челобитный приказ принимал и расследовал жалобы на
имя царя.
В 15501556 гг. осуществляются реформы в армии. Создается
постоянное стрелецкое войско и принимается закон,
регламентирующий вопросы, касающиеся формирования армии. С
каждых 150 десятин бояре обязывались давать войску одного
вооруженного ратника на коне. В 1551 г. на большом церковном
соборе царь предложил обширный проект церковных реформ, целью
которого было приведение к порядку религиознонравственной жизни
народа и унифицирование церковных обрядов.
В 1556 г. были отменены «кормления», с этих пор население стало
платить общегосударственный налог. Рядом «уставных» царских
грамот, данных различным областям, правительство отменяло
управление наместников и передавало местное управление и суд в
руки старост, избранных посадскими людьми и волостными
крестьянами.
Избранная рада проводила реформы, рассчитанные на длительный
период. Однако Иван 4 стремился к немедленным результатам. При
неразвитом аппарате государственной власти быстрое движение к
централизации было возможно лишь при помощи террора. Иван 4
разогнал Раду, что стало первым шагом на пути к опричнине.
В декабре 1564 г. царь со всем семейством неожиданно покинул
столицу. Остановившись в Александровой слободе, он обратился к
народу с требованием расправы над изменниками по его
«монаршему» усмотрению и учреждение опричнины. Это было
условием его возвращения на трон.
К царю отправилась делегация духовенства и бояр с просьбой о
возвращении и правлении «как ему угодно, по своей государевой
воле». Иван возвратился в Москву в феврале 1565 г. и огласил
условия, на которых обратно принимал власть: изменников и
ослушников предавать казни, их имущество брать в казну. С
введением опричнины страна разделилась на две части: земщину,
которая управлялась Боярской Думой и приказами, и опричнину, в
которой создавалась параллельная система органов управления и
войско из 6 тысяч опричников.
В опричнину были включены наиболее развитые
экономически и стратегически удобно расположенные
районы страны. На этих землях поселялись дворяне
опричники, их содержание входило в обязанности
земства.
Опричнина была создана для борьбы с предполагаемой
изменой в среде феодалов. Сразу после ее учреждения
начался кровавый террор по всей стране. Путь
централизации через опричнину оказался трагичным для
страны.