Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
история
Взрослым
11.03.2018
Данная презентация предназначена для изучения темы: «СССР в послевоенные годы». Была избрана довоенная модель развития
Основные направления развития:
Руководством страны был поддержан курс довоенного развития экономики с сверхцентрализацией управления, преимущественным развитием тяжёлой промышленности
В 1946 г – было объявлено о начале новой IV пятилетки
Был установлен контроль за развитием научной мысли, закрывались неугодные властям направления науки (генетика, кибернетика)
Для подавления демократических настроений в обществе возобновились массовые репрессии, которым подвергались представители различных слоёв населения
Избранный путь развития наиболее соответствовал сути общественно-политической системы, созданной в СССР
Тяжёлая послевоенная экономическая ситуация, решение задачи быстрого восстановления хозяйства требовала сверхцентрализации всех сил не только в сфере экономики
В условиях начавшейся «холодной войны» возрождался «железный занавес», не допускалось общение с внешним миром
Упрочение официальной идеологии могло проводиться только самыми жестокими мерами
СССР в послевоенные годы.ppt
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
СССР в первые
послевоенные годы
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Итоги войны
• Разгром фашизма
• Возрос международный авторитет СССР (основная часть
войск германского блока находилась на советско-
немецком фронте, войска СССР уничтожили 507 немецких
дивизий, 100 дивизий их союзников, разгромил
Квантунскую армию)
• 20.11. 1945 - 01.10.1946г – суд над фашистами и
фашизмом в г. Нюрнберг
• СССР вернул Юж. Сахалин, Курильские о-ва, присоединил
территоррии Закарпатья и Калининградской обл.
Разработаны нормы международного права и мирного
сосуществования на основе деятельности ООН и Совета
Безопасности
оружия
• Развитие военно-технической мысли. Появление ядерного
• ___________________________________________________________
• Какие итоги Великой Отечественной и Второй мировой
войн можете назвать вы?
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Какова была главная задача послевоенного
Какова была главная задача послевоенного
времени?
времени?
Какова была главная задача послевоенного Какова была главная задача послевоенного времени?времени?
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Пути восстановления экономики
• Жданов и
Вознесенский
(рук. Госплана)
• Восстановление с
опорой на опыт
НЭПа
• Введение
элементов
рыночной
экономики,
развитие с/х
• Маленков, Берия,
Сталин
• Восстановление за
счёт возвращения к
плановой экономике
• Контроль государства
• Пятилетние планы
• IV пятилетка –
19461950гг
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Задачи IV пятилетки
• Восстановить и увеличить довоенный
уровень экономики
• Первоочередное развитие тяжёлой
промышленности
• Развитие НТП
• Повышение обороноспособности
• Поднять жизненный уровень
населения
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Источники восстановления
• Перекачка новых
средств из деревни в
город (низкие закупочные
цены на с/х продукцию:
молоко скупалось по 25
коп., в продажу – по 2р.
70к; 1 кг говядины – по 14
коп. – в рознице11р 40 к)
• Репарации с Германии
(+ рабочая сила,
оборудование, техника)
• Труд узников ГУЛАГа
• Трудовой энтузиазм
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Итоги экономического и социального развития за IV
пятилетку
• 1946 год – упразднение
Совнаркома, создание
Совета Министров
• В 1947 г – отменены
карточки
• 1947 г – денежная
реформа (10:1)
• Восстановлены отпуска
и 8часовой рабочий
день
• Повышение уровня
образования (открытие
новых школ и ВУЗов)
• Восстановлено более
6 тыс. предприятий
• К 1950 году
промышленность
превзошла довоенный
уровень на 73%
• С/х достигло
довоенного уровня
только в зерновой
продукции
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
1 руб. образца
1947 г
Продуктовые Карточки
В 1952 г на XIX съезде партии
ВКП(б) переименована в КПСС
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Проблемы восстановления
• 1946 г. – голод (гибель ок. 1 млн. людей)
• За годы войны – потеря значительной
части трудоспособного населения
• Отставание лёгкой промышленности
• Жилищная проблема
• Сокращение расходов на социальную
сферу
• Большие расходы на экономическую
поддержку стран Восточной Европы
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Рассмотрите историческую
ситуацию и ответьте на вопросы.
• После окончания Великой
Отечественной войны в СССР в
общественном сознании существовало
убеждение, что политический режим
должен быть смягчён, страна должна
развиваться по демократическому
пути, без давления государства,
тоталитаризма и репрессий.
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
По какому пути стала развиваться общественно
политическая жизнь в СССР? Укажите не менее
3х направлений этого развития
• Была избрана довоенная модель развития
• Основные направления развития:
• Руководством страны был поддержан курс довоенного
развития экономики с сверхцентрализацией управления,
преимущественным развитием тяжёлой промышленности
• В 1946 г – было объявлено о начале новой IV пятилетки
• Был установлен контроль за развитием научной мысли,
закрывались неугодные властям направления науки
(генетика, кибернетика)
• Для подавления демократических настроений в обществе
возобновились массовые репрессии, которым
подвергались представители различных слоёв населения
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Почему был избран этот путь развития?
Назовите не менее 2х причин.
• Избранный путь развития наиболее соответствовал сути
общественнополитической системы, созданной в СССР
• Тяжёлая послевоенная экономическая ситуация, решение
задачи быстрого восстановления хозяйства требовала
сверхцентрализации всех сил не только в сфере
экономики
• В условиях начавшейся «холодной войны» возрождался
«железный занавес», не допускалось общение с внешним
миром
• Упрочение официальной идеологии могло проводиться
только самыми жестокими мерами
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Ниже приведены 2 точки зрения на
деятельность И.В. Сталина после
окончания Великой отечественной войны:
• 1. И.В. Сталин великий вождь и учитель, под его
руководством в послевоенный период СССР
превратился в мировую державу, он создал и
возглавил соц. Лагерь, добился выдающихся
успехов страны после окончания войны.
• 2. В послевоенный период тоталитарный
сталинский режим достиг своего апогея, в стране
был установлен тотальный контроль над всеми
сферами жизни общества.
Какая из данных Т.З. для вас более предпочтительна?
Приведите не менее 3х фактов, положений,
аргументирующих, выбранную вами Т.З.
•
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
При выборе 1 точки зрения:
• В послевоенный период значительно вырос
авторитет Сталина в стране и мире
• Под руководством Сталина в кратчайшие сроки
было восстановлено народное хозяйство СССР,
пострадавшее в годы ВОв, намечены грандиозные
планы развития
• В стране были восстановлены отпуска и 8часовой
рабочий день
• Несмотря на трудности периода, значительные
средства выделялись на развитие науки и
образования
• СССР практически не уступал США в ракетно
ядерном потенциале
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
При выборе 2 точки зрения:
• Несмотря на «демократический импульс войны»,
сталинский режим был ужесточён
• Установлен контроль над деятельностью учёных
(шарашки), представителей культуры
• Возобновление репрессий (военнопленные,
некоторые народы, государственные деятели) –
«ленинградское дело», «дело врачей»
• Критика и гонения на творчество писателей,
композиторов, кинематографистов
• Идеологические кампании: «борьба с
космополитизмом»
• Система ГУЛАГа достигла максимального
развития
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Ужесточение сталинского
режима
• Война пробила брешь в
"железном занавесе", которым
СССР был изолирован от
других стран с 30х годов.
Участники европейского
похода Красной Армии (а их
было почти 10 млн. человек),
мобилизованные для работ в
Германию жители
оккупированных немцами
областей СССР (до 5,5 млн.)
своими глазами увидели и
смогли оценить тот мир, о
"разложении" и "близкой
гибели" которого им говорили
до войны.
• Победа народа в войне породила
множество надежд и ожиданий.
• Крестьяне рассчитывали на
роспуск колхозов,
• интеллигенция на ослабление
политического диктата,
• население союзных и автономных
республик на изменение
национальной политики. Эти
настроения излагались в письмах
партийному и государственному
руководству, донесениях органов
госбезопасности.
• Главными причинами
ужесточения политического
режима были "демократический
импульс" войны и прорыв
"железного занавеса".
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Ужесточение сталинского
режима
• Репрессии против бывших
военнопленных и угнанных
в Германию
• Усиление закона № 7.8 -
срок заключения – до 25
лет
• В 1943-44 гг в Сибирь, Ср.
Азию выселены крымские
татары, чеченцы, ингуши,
калмыки, балкарцы – всего
ок. 900 тыс. чел. –
Приказом министра
Госбезопасности в 1951 г
переселённые народы
оставлены на поселении
навечно
• за 1947-1948 гг. было
арестовано около 2 тыс.
священников различных
конфессий
• В 1948 г .- Жуков снят с
поста главкома, выведен
из ЦК и отправлен
командовать Одесским
военным округом.
• борьба с
космополитизмом:
(Космополит считает весь мир
своим отечеством.)
Обвинение в
космополитизме
равнялось обвинению в
измене Родине.
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Политические процессы
1949-52 гг «Ленинградское дело»
начались аресты лидеров ленинградской
парторганизации. По "ленинградскому делу"
были арестованы более 2 тыс. человек,
обвиненных в попытках "противопоставить
Ленинград Москве". Были отданы под суд и
расстреляны 200 человек, в том числе и
Вознесенский
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Политические процессы
• 195253 гг «Дело врачей» (дело врачей
отравителей)
• Дело, начатое органами госбезопасности в
1952 – начале 1953 г. против группы
московских медиков, преимущественно
причастных к лечению высших должностных
лиц СССР, по обвинению в покушениях на
убийство Сталина, в убийствах Жданова,
Димитрова и др. Дело носило антисемитский
характер и было частью кампании по
«борьбе с космополитизмом»,
проводившейся в СССР в 1947–1953 гг.
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Гонения на
литературу
• 14 августа 1946г. Были
приняты постановления
ЦК партии о журналах
«Ленинград» (редакции
был объявлен выговор)
и «Звезда» (журнал
был закрыт), за
публикацию сочинений
А. Ахматовой и М.
Зощенко
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
• Следующим объектом
преследований
становятся композиторы:
Прокофьев, Хачатурян,
Мурадели. Начинается
кампания против
композиторов«формалис
тов». Кампания вылилась
в исключение из Союза
композиторов ряда
талантливых людей
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Кинематограф и театр
• 4 сентября 1946 г.
Выходит постановление
ЦК партии о
«безыдейных» фильмах, и
начинается борьба с
фильмами «Большая
жизнь», «Адмирал
Нахимов» и второй серией
«Ивана Грозного»
Эйзенштейна.
Одновременно
подвергается критике
репертуар театров
ставящих пьесы
зарубежных авторов
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
(окончательный запрет
генетики, психологии и
кибернетики)
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Внешняя политика СССР.
Холодная война
• Холодная война период 19461989
гг.сопровождавшийся политической,
экономической, идеологической
конфронтацией (противостоянием) двух
политических систем, СССР и США, а
также их союзниками.
Начало «холодной войны» 5 марта 1946
речь Черчилля в Фултоне (США)
«Железный занавес» «доктрина
сдерживания» доктрина Трумэна
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Биполярный мир
Под давлением СССР страны
Вост. Европы, в которых
утвердились
прокоммунистические
правительства, отказались от
помощи США.
Противостояние двух систем
было закреплено созданием
военно политических и
экономических блоков: 4
апр.1949 г. 12 государств во
главе с США образовали
военный блок НАТО. СССР и
7 стран Вост. Европы
подписали ряд военных
соглашений в мае 1955.
Союз получил название –
ОВД.
В марте 1957 года 6 стран
Западной Европы
создали Европейское
экономическое
сообщество.
А в странах Восточной
Европы подобная
организация – Совет
Экономической
Взаимопомощи – была
создана ещё в январе
1949 г.
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Гонка вооружений – наращивание ракетно
ядерной мощи
• США
• СССР
• 1945 г испытание атомного
оружия
• 1949 г испытание атомного
оружия
• 1952 испытание
термоядерного устройства
• 1958 запуск
искусственного спутника
• 1958 г испытание МБР
• 1960 развёртывание
подводных лодок с
баллистическими ракетами
• 1953 испытание
термоядерной бомбы
• 1957 запуск первого
искусственного спутника
• 1957 г испытание МБР
• 1963 подводные лодки с
баллистическими ракетами
Биполярный (двухполюсный мир). Так назвали миропорядок, который
действовал с к. 1940х до нач. 1990х годов в силу существования двух
противоположных общественных систем.
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
5 марта 1953 год…
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Простится с вождём
пришло огромное
количество людей…
… В народной памяти похороны Сталина
запечатлелись чудовищными давками на
Трубной площади, в которых погибло немало
людей. В этом противники Сталина непременно
усматривают зловещий смысл: мол, диктатор и
после смерти разохотился хлебнуть
человеческой крови...
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Со смертью Сталина 5 марта 1953
г. завершилась целая эпоха в жизни
СССР. Отсутствие законодательно
закрепленных механизмов
передачи верховной власти
вызвало ее затяжной кризис.
Презентация по курсу истории России: «СССР в послевоенные годы» (проф.-техническое образование)
Домашнее
задание
•Знать особенности и итоги
послевоенной экономики
•Характерные черты
политического режима и
внешней политики в 1945-
1953 гг.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.