Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

  • Презентации учебные
  • docx
  • 22.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 2016 выступление Смыс чтение.docx
Задания на основе сплошного текста.    Предлагаю  тебе внимательно прочитать текст и дать  ответ  на вопрос: все – таки хобот у слона – это нос? Дорогой друг! Это интересно!            Самое  удивительное  у слона на  «лице» ­ хобот.  Некоторые думают, что хобот – это такой необычный нос. На самом деле, это нос, сросшийся с верхней губой.   Хоботом   слон   дышит   и   нюхает,   добывает   пищу   и   пьёт:   наберёт   в   него несколько литров воды и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага: захватывает   цепким   концом,   обвивает   и   душит   или   бросает   под   ноги   и   топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку         Самые  крупные  из  слонов –  африканские  слоны. Рост их достигает 4м, а вес ­7тонн. Питаются  слоны листьями, травами,  плодами. Живут они  в лесах, вблизи воды.   Путешествуют   стадами   или   семейными   парами,   в   которых     около   10   ­15 слонов, слоних, подростков  и  малышей. Правда, слово «малыш», к слонёнку можно применить   лишь   с   натяжкой.   Ведь   даже   новорождённый     весит   около   90   кг. Рождаются слоны раз в три – четыре года.                Обычно возглавляет стадо сарая опытная слониха. Ей подчиняются все. Порядок и взаимопонимание в стаде поддерживается с помощью особого «языка»: звуков, выразительных движений ушей, хобота, хвоста, всего тела. Слон – очень умное животное. Индийский слон легко приручается и поддаётся дрессировке. Он может ходить под седлом,   перевозить   грузы,   выполнять   тяжёлые   для   человека   работы,     например, корчевать     лес,   выволакивать   сквозь   чащу   брёвна   и   т.д.     А   может   быть   и превосходной нянькой.          Бивни у слона – это сильно разросшиеся верхние зубы. Они дают очень ценный материал – слоновую кость, из ­ за которой слонов нещадно истребляли.Смысловое чтение и работа с текстом как одно из направлений в начальной школе. Слайд 2  «Люди перестают мыслить, когда  перестают читать.» Д.Дидро Слайд 3 Наиболее благоприятным периодом для  развития смыслового восприятия  считается младший школьный возраст.  Именно в этот период закладывается так  называемое «умение учиться», одной из  основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего  школьного возраста создаёт  благоприятные условия для развития  смыслового подуровня (в силу своей  активности). Главной же задачей начальной школы  является формирование у детей  полноценного навыка чтения, без  которого будет затруднено обучение по  всем другим предметам, умения  вчитываться в текст и извлекать из него  необходимую информацию, интереса к  книге и художественному произведению  как искусству слова. Поэтому для начальной школы ставятся  следующие цели:  целенаправленное формирование  коммуникативно­речевых умений и  навыка чтения как общеучебного умения;  приобщение младших школьников к  чтению художественной литературы и  восприятию ее как искусства слова;  создание условий для проявления  эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;  понимание текста (извлечение его  смысла, содержания);  духовно­нравственное  совершенствование личности,  формирование позитивного  мировосприятия и расширение  познавательных возможностей младших  школьников;  введение учащихся в мир детской  литературы; воспитание у начинающего  читателя интереса к книге, истории ее  создания и потребности в  систематическом чтении литературных  произведений, навыков работы с книгой и  текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе  книг;  помощь в овладении первоначальными  навыками работы с учебными и научно­ познавательными текстами. Слайд 4 Смысловое чтение ­ умение воспринимать текст как единое смысловое целое  (точно и полно понять содержание  текста и практически осмыслить  извлеченную информацию)  Слайд 5­6 Смысловое чтение ­ представляет собой  комплексное УУД, состоящее из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в  зависимости от его цели (как? каким  образом?), умения определять основную и  второстепенную информацию. умения свободно ориентироваться и  воспринимать тексты различных стилей,умения адекватно оценивать  информацию, полученную из текста.  Слайд 7 Цель смыслового чтения максимально  точно и полно понять содержание текста,  уловить все детали и практически  осмыслить информацию. Когда ребенок  владеет смысловым чтением, то у него  развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь  письменная. Слайд 8­9 Приемы работы с текстом 1До чтения ­ Объекты: • Название • Эпиграф • Предисловие • Содержание  • Автор • Источник 2 Процессы: • Ассоциации • Антиципация • Обращение к жизненному опыту • Гипотеза  Все это повышает мотивацию чтения Слайд 10 Технология продуктивного чтения 1 этап. Работа с текстом до чтения  1. Антиципация (предвосхищение,  предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической,  эмоциональной направленности текста,  выделение его героев по названию  произведения, имени автора, ключевым  словам, предшествующей тексту  иллюстрации с опорой на читательский  опыт. 2. Постановка целей урока с учетом  общей (учебной, мотивационной,  эмоциональной, психологической)  готовности учащихся к работе.  Слайд 11  2 этап – работа с текстом во время  чтения 1 Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или  чтение­слушание, или комбинированное  чтение (на выбор учителя) в соответствии  с особенностями текста, возрастными и  индивидуальными возможностями  учащихся.  Выявление первичного восприятия (с  помощью беседы, фиксации первичных  впечатлений, смежных видов искусств –  на выбор учителя).       2.   Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное  чтение (всего текста или его отдельных  фрагментов). Анализ текста  Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.        3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление  скрытого смысла произведения, если  таковой имеется. Постановка к тексту  обобщающих вопросов, как учителем, так  и детьми. Обращение (в случае необходимости)  к  отдельным фрагментам текста.        4. Выразительное чтение.Слайд 12 6 ромашка Блума 3 этап – работа с текстом после чтения Слайд 22­ 26 1 Концептуальная (смысловая) беседа по  тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,  дискуссия. Соотнесение читательских  интерпретаций (истолкований, оценок)  произведения с авторской позицией.  Выявление и формулирование основной  идеи текста или совокупности его  главных смыслов.     2. Знакомство с писателем. Рассказ о  писателе. Беседа о личности писателя.  Работа с материалами учебника,  дополнительными источниками.      3. Работа с заглавием, иллюстрациями.  Обсуждение смысла заглавия. Обращение  учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с  читательским представлением.      4. Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу читательской     деятельности учащихся (эмоции,  воображение, осмысление содержания,  художественной восприятие  Так как в процессе чтения могут  решаться различные коммуникативные  задачи, то реализуются разные виды  чтения. Как правило, выделяются три вида  чтения: изучающее, ознакомительное,  просмотровое. Слайд 13­21 Можно использовать различные  методики работы с текстом 1 Ассоциативный куст 2 чтение с остановками 3 читаем и спрашиваем 4 дневник двойных записей 5 чтение с пометками Классификация вопросов по Блума Простые вопросы. Проверяют знание  текста. Ответом на них должно быть  краткое и точное воспроизведение  содержащейся в тексте информации. Как  звали главного героя? Куда впадает  Волга?  Уточняющие вопросы. Выводят на  уровень понимания текста. Это  провокационные вопросы, требующие  ответов "да" ­ "нет" и проверяющие  подлинность текстовой  информации. Правда ли, что... Если я  правильно понял, то...  Такие вопросы вносят ощутимый вклад в  формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски. Творческие вопросы. Подразумевают  синтез полученной информации. В них  всегда есть частица БЫ или будущее  время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или  предположения. Что бы произошло,  если... Что бы изменилось, если бы у  человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он  остался жив?  Творческие вопросы. Подразумевают  синтез полученной информации. В них  всегда есть частица БЫ или будущее  время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или  предположения. Что бы произошло,  если... Что бы изменилось, если бы у  человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он  остался жив?  Слайд 27­ 29Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы  (форма таблицы) Море вопросов Пирамида­отзыв  Слайд 30 РАБОТА С ТЕКСТОМ