Одно начало порождает другое: дерево порождает огонь, огонь — землю (зола после сгорания),земля — металл (добываемый из горных пород), металл — воду (плавясь, металл становится жидким), вода — дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друг друга: дерево побеждает (вскапывает) землю, металл побеждает (рубит) дерево, огонь побеждает (плавит) металл, вода побеждает (гасит) огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду
Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры относятся к V — III тыс. до н. э. Но цивилизация Древнего Китая сложилась во II тыс. до н. э.. До середины I тыс. до н. э была неречного типа . И до середины I тыс. до н. э. существовала изолированно от других древнейших цивилизаций.
Характерные черты культуры Древнего Китая:
обращение к ценностям реальной земной жизни;
определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний;
обожествление сил природы. Небо- это верховное божество для китайцев, поэтому страну они именуют Поднебесной. Существует культ Солнца и других светил, культ гор и воды;
эстетизация и поэтизация природы.
Карта государства Шан и бронзовые изделия
К И Т А Й
Древний Китай
Город-государство Шан – первое крупное объединение. Город отличался четкой планировкой, окружался глинобитной стеной толщиной до 6 м. Во Двореце правителя ("ван") найдены каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), фрески вкрасных, черных и белых тонах. К началу I тысячелетия завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении и священном праве на власть правителя. Была создана единая мифологическая история Китая. Правитель был провозглашен Сыном Неба и был посредником между Небом и людьми, а также владыкой Поднебесной. В середине I тыс. до н. э. Китай переживает бурный социально-экономический рост.
Коконы тутового шелкопряда
Землянки- первые жилища простых кимтайцев
Эпоха "Борющихся царств (V — III века до н. э) или царство Цинь считается классической в истории культуры Древнего Китая. Страна переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знаний : уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, развиваются математика и другие науки. Публикуется "Трактат о горах и морях". Эта эпоха стала золотым веком китайской философии: в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.
Важнейшие достижения вДревнем Китае
изобрели шелковые ткани и лак, бумагу и компас, порох и прототипа сейсмографа,
построили Великую китайскую стену и проложили Великий шелковый путь;
создали философию жизни даосизм и конфуцианство;
возвели восхитительные дворцы, храмы , пагоды, каналы и мосты.
Конфуций видел путь к установлению мира и порядка в возрождении традиций, обычаев и ритуалов и считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими. Он был противником любых новшеств и реформ. Человек должен знать свое место в жизни и понимать, что "Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном". Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью. Конфуцианство повлияло на систему образования, помогло сформировать сословие образованных чиновников, ставших элитой, как жрецы в Индии.
Конфуцианский храм в Тибете
Это «самое гибкое и податливое, которое берет верх над самым твердым» (Лао-цзы).
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
Живою может быть и мертвой,
и жидкою, и очень твердой...
таиться может в небесах
и в глубине земли скрываться,
и испаряться на глазах,
и тут же снова появляться!
Вода, говорит Лао-Цзы – это то, что ближе всего к «Пути», дао.
Она не есть сам Путь, так как вода – это особая, отличная от других реальность, поскольку вода совершенно податлива, текуча, неуловима, бесформенна и никогда не прекращает своего движения и не может иссякнуть, вода выводит нас на дорогу к Пути, возвышает нас до всеобщего.
ВОДА
Традиционное китайское чаепитие - это очень тонкий созидательный процесс поиска внутренней гармонии человека с окружающим его миром.
Он основан на 4-х главных принципах.
Принцип Гармонии (Ва)
достижение душевного равновесия в ходе общения.
Этот принцип предусматривает умеренность во всём, внутреннюю свободу личности, стремление сосредоточиться на уникальности каждого момента жизни и ощутить мимолётность бытия.
Принцип почтительности (кэй)
глубокое и искреннее чувство благодарности, которое раскрывает наши души навстречу непосредственному общению с окружающим миром, людьми и самой природой.
Принцип «чистоты» сэй
Воплощается, прежде всего, в простом акте очищения – важной части чайного действа.
Омовение рук перед входом в чайную комнату, очищение предметов утвари – всё это призвано очистить сознание и сердце, освободить человека от мирской суеты.
Спокойствие (дзяку)
то состояние души, которое достигается путём постоянного соблюдения в повседневной жизни первых трёх принципов –
гармонии, почтительности и чистоты
Есть семь секретов «Чайного пути»:
Заваривай чай так, чтобы твой гость получал от него удовольствие;
Раздуй уголья чтобы вода закипела;
Поставь цветы как надо
Пусть в комнате будет прохладно летом и тепло зимой
Опережай время
Пусть твой зонтик будет всегда наготове –даже если не идет дождь.
Пусть твое сердце чувствует сердце твоего гостя
Первая чашка чая освежает губы и горло
Со второй чашкой возникает приятная лёгкость;
С третьей – приобретается острота ума и готовность прочитать пять тысяч свитков;
С четвёртой чашкой возникает приятная лёгкость и приходит избавление от всех телесных недугов;
Пятая чашка очищает до костей;
Шестая чашка дарит умение общаться с Бессмертными;
Лу Тун
Увлажнила губы первая пиала,
В горле так, как в первый дождь весной.
Тает ощущение одиночества и грусти
После второй
Третья кишечник оросила:
Рассеиваются мысли о безысходности-
Вспоминаются прочитанные некогда древние трактаты.
После четвертой – пот росой на лбу,
Отвлекаюсь от забот шумной семьи и Управы.
Пятая…в костях легко и жилах,
Неужели телом молодею?
Медленно шестую пригубляю –просыпается душа.
После седьмой - полет в груди,
Руки готовы вспомнить древние движения «Облаками»,
Что в юные годы часто повторял. Лу Тун
Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает с III века до н. э. по III века н. э., после того как царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие "борющиеся царства«. Этому же способствовали реформы Министра Циньского царства Шан Яна (установлено единое законодательство и судопроизводство, отменены наследственные титулы и привилегии, для продвижения по службе чиновники должны были сдавать экзамен, в армии появились конница и железное оружие и т.д). Правитель принял новый титул "ху-анди" — "император Цинь"., основатель Легизма ( учения согласно которому все должны были слепо подчиняться императору).
Шан Ян
Чиновник в паланкинге
Иглоукалывание
С206 г. до н. э. до 220 г. до н. э. - новая династия Хань. Страна становится одной из сильнейших в мире (население 60 млн. жителей - 1/5 мирового). Страна покрывается сетью дорог, сооружаются каналы, как дешевые транспортные артерии. В сельском хозяйстве используются удобрения и севооборот. Ремесла: в производстве шелка Китай –монополист, лак использовался для покрытия оружия, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный вид, изобретена бумага (II — I века до н. э.). Великий шелковый путь протяженностью в 7 тысяч км, способствовал сотрудничеству со Средней Азией, с Индией, Ираном и Средиземноморьем.
Но Нюй-ва забыла зачинить две тонкие щелочки в небосклоне, и так появились — две души, два начала мира Инь и Ян, которые несутся сквозь пространство и не остановятся до тех пор, пока не соединятся, закончив этим восстановление совершенной Вселенной.
Каждый теперь обязан сам построить заново небо надежды и умиротворения.
Ян
Инь
Миропонимание
Все, происходящее вокруг :
в природе, в обществе, в людях, человек
древнекитайской цивилизации объяснял
сочетанием пяти начал:
дерева, огня, земли, металла и воды
Мир – единство пяти первоэлементов, первостихий , пяти природных энергий (у-син):
воды (шуй), дерева (му), огня (хуо), земли (ту), металла (цзинь).
Значительное влияние оказали:
Природно-географические условия.
(жизнь человека соизмеряется с жизнью природы,
в китайском искусстве человек лишь малая частица природы.)
Религиозно –философские учения.
( конфуцианство и буддизм)
Представления о Вселенной.
Соединение двух сил — инь и ян — удерживают гармонию в мире.
Убежденность в единстве Неба, Земли и человека придавала высокую эстетическую ценность земной жизни.
считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном.
разработал целую систему правил и норм поведения человека — Ритуал.
Конфуцианство сер. I в. до н.э.
Основатель учения Конфуций
(около 551—479 до н.э.)
Согласно Ритуалу, необходимо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. создал правила для всех духовных проявлений жизни;
утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи.
Изречения Конфуция
Конфуций говорил: «Я учил своих учеников четырем вещам: пониманию книг, правильному и честному поведению, преданности правителю и правдивости».
Подтвердите эти слова другими высказываниями философа.
Даосизм сер. I в. до н.э.
Основатель учения Лаоцзы;
считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя — иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Главное место в этом учении занимала теория оДао — Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию женского и мужского начал — инь и ян.
Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.
В протяжении многих веков в Китае создавалось и исчезало много небольших царств, враждовавших друг с другом.
В 221 г. до н.э. Цинь Шихуанди военным путем смог
объединить Китай в единое государство.
Территория Китая увеличилась
более чем в два раза.
Страна была разделена
на 36 областей, которыми
стали управлять наместники
Бодхидхарма –основатель учения чань-буддизм
прибл. 440—528 гг. н. э.—индийский монах
Ок. 475 г. н. э. Бодхидхарма прибыл морским путём в Китай и поселился в незадолго до этого основанном на горе Суншань монастыре Шаолинь, где основал первые школы
чань-буддизма.
"Бодхидхарма был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища.
Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа
монахов-буддистов.
Тот ответил: "Всё принадлежащее миру - иллюзия,
монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я".
Затем он повернулся к стене и принялся медитировать.
Когда вконец запутавшийся император спросил:
"А в чём же тогда суть буддизма ?", Бодхидхарма ответил: "Пустота и никакой сути"."
Существует легенда, в которой говорится, что в поисках истины Бодхидхарма провел медитируя в пещере девять лет.
Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.
В моменты борьбы со сном, медитирующий Бодхидхарма вырвал себе веки и бросил их на склон горы «Ча».
На этом месте выросло растение — известный всему миру чай.
Буддизм проник в Китай на рубеже III - II до н. э. и воспринимался как часть даосизма. К VI веку он приобрёл статус государственной религии. Буддийские монастыри превратились в крупных земельных собственников и места сосредоточения богатств. Буддизм в Китае не вытеснил конфуцианство и даосизм, а составил комплекс «трех религий», где каждое учение как бы дополняло два других.
Учение Будды выражало «внутреннюю» сторону наследия древних китайских мудрецов, в ведении буддистов оказались заупокойные обряды.
Эти религии способствовали укреплению династий, которые проводили реформы по «воле Неба», монастыри всегда были центрами образования, науки.
Религии способствовали формированию особого стиля в архитектуре, живописи, литературе и музыке.
ШЕДЕВРЫ АРХИТЕКТУРЫ
Великая китайская стена.
Буддийские монастыри
( к VI в. их около 30 тысяч).
Грандиозные монастырские комплексы вырубались в скалах, по типу индийских.
Высокие многоярусные башни — пагоды ,
в которых хранились буддийские реликвии.
Деревянные храмы.
Почему Великая Китайская стена была надежным оборонительным сооружением?
При Цинь Шихуанди началось строительство Великой Китайской стены, которой длилось много веков.
Почему возведение Великой Китайской стены подтверждало наличие в Китае государства?
Определение границ страны – важный признак государства
Великая китайская стена
Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племен из остатков оборонительных укреплений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени —
Великая китайская стена.
Статуя пещерного храма Могао близ Дуньхуана Бодхисаттва
Скальный храм Могао.
Пещеры вырублены в отвесной скале в 25 км от города Дуньхуан в провинции Ганьсу.
Храм начал строиться в 366 г., и к концу периода Тан насчитывал уже около тысячи пещер (сохранилось около половины).
Памятник поистине уникален — общая площадь сохранившихся в нем настенных росписей составляет 45 тыс. кв. метров.
В пещерах обнаружено 2415 раскрашенных каменных скульптур (Бодхисаттва).
Буддийские пагоды ( от «бхагават» - священный)
Служили символом многоуровневой Вселенной.
Возводили на возвышенных местах из кирпича, дерева и камня.
Отличались строгостью и гармонией пропорций.
Имели обязательно счастливое (нечетное) число этажей — три, пять, семь и более (самая древняя 15 этажей).
Вписывались в окружающий пейзаж.
Самая знаменитая- семиэтажная пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей), была частью монастыря Цзуэньсы в Чанъане.( высота 64 м.,652 г )
Карнизы, выступающие над каждым из семи уменьшающихся кверху ярусов, создают четкий ритм и ясный силуэт — это резко контрастирует со сложной моделировкой кронштейнов и яркими цветными черепичными крышами окружающих построек монастыря.
Тэта (Железная Пагода)1041—44гг. близ Баньляна
57 - метровая стройная башня с тринадцатью затейливо изогнутыми крышами облицована керамическими плитами цвета ржавчины, откуда, собственно, и пошло ее название - «железная».
Отличительная черта пагод - слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Какое это имело значение?
Это в значительной мере облегчает здание и подчеркивает устремленность вверх
Павильон- основная форма деревянных культовых и жилых зданий.
Принципы строительства :
структура: платформа, стволы, каркас, крыша с системой кронштейнов;
защита: высокая платформа, лак, обходная галерея, охранители дома.
Главная особенность – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу.
Прямоугольный в плане.
Снаружи обходная галерея со столбами, также поддерживающими крышу.
Характерный элемент, не имеющий аналогов-
высокая двух- или четырехскатная крыша.
Скаты крыши имеют сложную изогнутую форму, концы на углах загибаются вверх.
Запретный город 720 тыс. кв.м. главный ансамбль в центре Пекина
монументальный и величественный императорский дворец
окружен со всех сторон красными стенами десятиметровой высоты,
а также рвом с водой.
разделялся на несколько частей — центральную парадную, состоявшую из ряда площадей и приемных залов,
и боковые, отделенные коридорами.
Запретный город.
Северо-западная башня.
Запретный город
Здесь располагались жилые покои, театры, сады и беседки.
Северная часть завершалась императорским садом с причудливыми горками и мозаичными дорожками, обсаженным редкими породами деревьев.
Каждое здание имело свое поэтическое название.
( «Десяти тысяч осеней» и Десяти тысяч весен»
Императорский дворец, в котором жили несколько тысяч чиновников, охранников, наложниц и рабынь, представлял собой своего рода государство в государстве со сложной субординацией, со своими законами и судом.
Окрашенный красным лаком деревянный , круглый в плане
38 м в высоту, увенчан трехъярусной конической черепичной крышей ярко-синего цвета.
Эмблема Китая – Тяньтань Храм Неба 1420 г
В 1974 г. В провинции Шэнси археологи обнаружили одиннадцать глубоких подземных тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг другу, тоннели служили пристанищем гигантскому
(10- тыс.)
глиняному войску, охранявшему покой своего повелителя.
«Терракотовоевойско»
Войско, разделенное на несколько шеренг, выстроено в боевом порядке. Есть здесь и кони (500) и колесницы( 130), также вылепленные из глины.
Все фигуры выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый из воинов обладает индивидуальными чертами . Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничие и всадники с полным военным снаряжением.
Наиболее богаты по содержанию рельефы в погребениях провинций
Шаньдун и Сычуань.
На рельефах представлены сцены жатвы, охоты на диких уток, мчащиеся легкие колесницы,
в которые впряжены тонконогие горячие
кони («Процессия с колесницей и всадниками»).
Все изображения очень реалистичны.
В оформлении погребения главную роль играли рельефы.
Рельеф пещеры Биньгань
Жанры китайской живописи
Характерная черта – стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений.
Китайская живопись
представлена различными жанрами:
Пейзажным;
Портретным;
Историко – бытовым.
Картины писали тушью или минеральными красками на вертикальных ( до 3 м) или горизонтальных ( нескольких десятков м.) свитках, сопровождая их каллиграфическими надписями.
Пейзажная живопись монохромна (одноцветна) , но множество оттенков и сочетаний.Огромное мастерство художников в передаче воздушной перспективыТщательно продумывался формат и композиционное решение картины.
В пейзажах много символов: пара уточек – семейное счастье;
Фазан – удачную карьеру, прекрасный цветок лотоса – символ чистоты.
Гибкий и полый бамбук – олицетворение мудрости и противостояния жизненным невзгодам,
цветущая слива мейхуа – символ благородства и стойкости.
Го Си (ок. 1020 – 1090)один из самых проникновенных художников лирического пейзажа.
Его отличает тонкое знание природы, особым образом влияющей на мир
чувств и переживаний человека.
«Красота природы в изменчивости».
«Ранняя весна» свиток на шелке.
Фрагмент (ок. 1072)
Ма Юань (1190 – 1224)
Настоящим символом китайской живописи стала дикая слива мейхуа, ее розово-белые цветы раскрываются, когда еще лежит снег.
В изображении безмолвной жизни цветов избегали ярких красок.
Цветы прекрасны слегка поблекшей красотой.
Ма Юань. Утки, скала и мейхуа.
Жанр портрета – один из древнейших в китайской живописи ( с V в. до н.э.)
Связан с культом предков.
Написать портрет означало «выразить душу»
«писать образ»; «писать истинную природу человека».
Наиболее популярны изображения
буддийских святых,
исторических и государственных деятелей,
знаменитых людей.
Монохромный портрет поэта Ли Бо – это обобщенный образ – символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, поэтического вдохновения поэта.
Лян Кай.
Портрет поэта Ли Бо. 13 в.
Каждый иероглиф обозначал целое слово, поэтому количество китайских иероглифов огромно.
Достижения китайской культуры.
Бамбуковая книга
Иероглифическая письменность
Иероглиф «хун»
(журавль, цапля)
О каком достижении культуры , возникшем III тысяч лет назад, свидетельствуют эти источники?
Из «Книги песен».
Охотник Шу.
Охотник Шу на своей колеснице
Правит гнедою четверкой своей.
Вытянуты шеи коней.
Кони похожи на диких гусей.
Горят огни среди болот.
Каменный гонг на болотах слышней.
Мчатся кони, грызут удила.
Четыре коня – четыре крыла.
И тетиву рука напрягла,
И настигает зверя стрела.
XI – VII вв. до н.э.
Китайская литература
Процветала поэзия. Наиболее известными произведениями являются ода "Красавица" и песенка «Удочка» Сыма Сянжу . Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.
Национальный костюм
В национальной одежде китайцев: ее форме, цвете, орнаменте, лежит философия древнего Китая, разработанная Конфуцием.
Преобладающие цвета –
красный и желтый – символизирующие огонь или синий – символизирующий воду.
Интересны мифические изображения животных, например,
дракон – повелитель водной стихии, который дарует людям воду, щедро орошая поля тех, кто, верно, служил ему.
Часто на национальных костюмах можно увидеть иероглифы с благожеланиями.
Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел – цзы, укладывали их на темени и закрепляли шпильками.
Непременным атрибутом национального костюма был веер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.