представлена презентация по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России" "Страна городов"
Цели:
Образовательные:
сформировать у учащихся представление о городах Х-ХI веков Киеве и Новгороде;
познакомить учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.
Воспитательные:
воспитывать любовь к истории родной страны;
Развивающие:
развивать устную речь, воображение.презентация по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России" "Страна городов"
Западные соседи называли Русь
страной городов.
Как появились на Руси
города?
Славяне жили в поселениях, окружённых креп-
кими бревенчатыми стенами и глубокими широ-
кими рвами. Такие огороженные посёлки были
надёжными убежищами от нападений врагов и
диких зверей. Постепенно разрастаясь, поселе-
ния становились городами.
Древнерусский город
Это прежде всего укрепленное, то есть
огороженное от внезапных нападений
поселение. В этом и заключалось его
первоначальное отличие от сельской
местности.
Центр древнерусского города был обычно
укреплён и назывался «кремлём». Внутри
располагались княжеский дворец и дома знати,
возвышалась главная городская церковь.
Вокруг кремля располагался «посад» –
так называли торгово-ремесленную часть
русского города.
Здесь жили ремесленники, торговцы и
площади.
другой городской люд. Шумно и
оживлённо было на главной торговой
Работа в парах
1. Найдите на карте (с.41)
города Киев и Новгород.
связывали их с одной стороны
2. Что вы можете о них
с Балтийским морем,
рассказать?
а с другой – с Чёрным.
Эти города стоят на реках, которые
1.Найдите на карте (с.41) города Киев и Новгород. 2.Что вы можете о них рассказать?
Работа по учебнику
1. Рассмотрите схему
Древнего Киева на
с. 47 учебника.
2. Что вы можете
рассказать об этом
городе?
Древний Киев в X веке
занимал небольшое про-
странство. Весь город был
окружён крепкими бревен-
чатыми стенами. Попасть
в город можно было толь-
ко через Софийские воро-
та. В городе были построе-
ны церкви, каменные
дворцы. В XI веке площадь
города увеличилась в
несколько раз. В центре
города был воздвигнут
Софийский собор. Войти в
город теперь можно было
через Золотые ворота и
Львовские ворота.
Летописцы называли Киев времён Ярослава
Мудрого «украшением Востока». Ведь именно в
это время на месте последней битвы с
печенегами был построен Софийский собор,
каменные стены вокруг Киева и Золотые ворота.
Север нашей страны – удивительный
край рек и озёр. Здесь, на берегах реки
Волхов у Ильмень-озера, стоит Великий
Новгород.
Работа по учебнику
1. Рассмотрите схему
Древнего Новгорода
на с. 49 учебника.
2. Что вы можете
рассказать об этом
городе?
Древний Новгород располагался на
оживлённом торговом пути.
Добраться в город можно было
только водным путём.
Со всех сторон
город был
окружён
земляным валом и
реками. Река
Волхов делила
весь город на две
стороны:
софийская сторона
и
торговая сторона.
Жили в Новгороде бояре, купцы и ремесленники
(оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники).
Городом управляли посадники.
Посадник - глава города, «посаженый» (назна-
ченный). Посадников выбирали из знатных бояр
на вече – собрании всех горожан.
Издалека видны купола Софийского собора.
Новгородские ратники перед боем клялись
постоять за святую Софию. Эти слова означали
постоять за свой город, за Новгородскую
землю.
Работа по учебнику
1. Прочитайте текст на с.51-52
учебника (с 3-го абзаца)
2. Что обнаружили археологи
открытия?
во время раскопок?
3. Какое значение имеют эти
Удивительная жизнь
Древнего Новгорода
открылась благодаря
находкам археологов.
Стало известно, что
ходили новгородцы по
аккуратным деревянным
мостовым. Со временем,
когда старая мостовая
проседала, на нее
сверху клали новую.
Таким образом за пять
столетий из мостовых
образовался целый
«пирог» – аж 28 слоев!
Выдающимся открытием археологов стали
берестяные грамоты. Древние новгородцы
специальными палочками – писалами.
писали на бересте – берёзовой коре. Это были
денежные документы, деловые и личные письма,
просьбы и приказания. Буквы выцарапывали
Подведём итоги:
1. Назовите города
архитектурные
сооружения этих
городов.
Древней Руси.
2. Назовите
1.Назовите города Древней Руси.2.Назовите архитектурные сооружения этих городов.
Источники:
http://musicethno.wordpress.com/category/аудиокнига/
http://raznesi.info/blog/tagsearch/славяне
http://www.booksite.ru/enciklopedia/towns/4.htm
http://www.geo-practika.ru/?p=746
http://ancient.rossistoria.ru/back10.php
http://fotki.yandex.ru/users/stepanov-el/view/383269/?page=2
http://afisha.altune.ru/kremlevskii-zal-sentyabr.html
http://kazan-sights.ru/history/790/
http://nnm.ru/blogs/smprofi/7_chudes_ukrainy/page1/
http://www.europetourism.su/zolotye-vorota-kieva/
http://www.calend.ru/travel/5270/
http://ukrmap.su/ru-uh7/286.html
http://konditer.blog.ru/82229811.html
http://babusia.gorod.tomsk.ru/
http://dreamworlds.ru/kartinki/40538-professii-mira-fyentezi-kuznec.html
http://rugiland.narod2.ru/antropoestetika/novgorodskie_voini_vremen_kuli
kovskoi_bitvi/
http://www.novgorodobl.ru/about/novgorod_photo/sofiyskii_sobor/
http://zashibis.mirtesen.ru/blog/43777876167/Gospodin-Velikiy-Novgorod
:-ray-dlya-arheologov
http://gkaf.narod.ru/demidova/seminar/s03-add01.html
Панова
Оксана
учитель
Владимировна
начальных классов
МАОУ «Гимназия №4»
г. Великого Новгорода
Персональный сайт:
http://www.panowa-ox.narod.ru/
E-mail:
panowa.ox@yandex.ru