Роль авиации в Великой Отечественной войне
В Великой Отечественной войне победили наши славные Вооруженные Силы. Они не только выдержали чудовищной мощи удар, но и сломали хребет гитлеровским полчищам, повергли в прах самую мощную военную машину империалистического мира того времени.
Неувядаемой славой в суровые годы Великой Отечественной войны покрыли себя и воины-авиаторы. В тесном взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил и самостоятельно Военно-воздушные силы успешно громили врага на суше, на море и в воздухе. Без участия ВВС в годы Великой Отечественной войны не проводилась ни одна операция Советских Вооруженных Сил. Завоевав в середине 1943 года стратегическое господство в воздухе, они удерживали его до конца войны и тем самым создали условия для успешного проведения крупнейших стратегических наступательных операций, оказали решающее влияние на исход войны.
Содержание
Истребитель И-16
Истребитель И-153 «Чайка»
Высотный истребитель МиГ-3
Истребитель Як-1
Истребитель Як-3
Штурмовик Ил-2
Дальний бомбардировщик Ил-4
Истребитель Ла-5
Истребитель ЛаГГ-3
Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Ночной бомбардировщик По-2
Дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик Ту-2
Значение авиации в ВОВ
И-16
Большую роль И-16 сыграли при обороне Москвы.
Москву прикрывал 6-й истребительный авиакорпус противовоздушной обороны. По состоянию на 10 июля 1941 года в составе 6-го ИАК насчитывалось 783 истребителя, из них 223 экземпляра И-16. Естественно, что количество И-16 в Московской зоне ПВО уменьшалось: на 1 октября здесь имелось 117 «ишачков», в начале декабря уже только 90.
На советском истребителе И-16 стойки шасси убирались вручную: летчик вращал штурвал лебедки, делая 44 оборота. Представьте, это надо было делать, одновременно управляя самолетом! Уборка шасси вызывала большие затруднения даже для физически сильного летчика.
В первые же часы войны именно МиГи понесли наиболее ощутимые потери: из 917 машин пяти западных округов через двое суток остались лишь 234.
На МиГ-3 был совершен и первый за войну воздушный таран. У младшего лейтенанта Дмитрия Васильевича Кокорева 22 июня пулеметы замолчали после первых выстрелов по врагу. Тогда летчик пошел на таран и винтом отрубил киль стабилизатора самолета противника, после чего благополучно посадил поврежденный МиГ-3. Впоследствии Кокорев на этом МиГ-3 сбил еще пять самолетов, 12 октября его самолет был сбит зенитным огнем, и летчик погиб.
МиГ-3
Неподалеку от города Серпухова Московской области около шоссейной дороги возвышается
необычный монумент истребителю МиГ-3 — самолету, на котором советские летчики в
первые годы войны защищали наши города от гитлеровских стервятников. Но мало кто знает,
что свой первый бой МиГ-3 принял ещё за несколько месяцев до начала войны.
15 апреля 1941 года в районе Ровно совершил вынужденную посадку немецкий
разведывательный самолет . Этот Юнкерс был атакован МиГом, который сумел повредить
двигатель немецкого разведчика.
Як-1
Самолеты Як защищали небо Москвы в 1941 году. Ими были вооружены 4 из 11 истребительных авиационных полков, входивших в систему ПВО Москвы.
На самолетах Як-1 и Як-1М начинали свои боевой путь и советско-французская
эскадрилья «Нормандия». Французы легко освоили этот самолёт, так как до
поражения Франции летали на Моранах и Девуатенах, построенных на сходных
конструктивных принципах. Кроме того, прототипами двигателей М105 были
французские моторы Hispano-Suiza 12Y.
ЯК-3
ЯК-3 – САМЫЙ ЛЁГКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Второй мировой войны.
Истребители Як-3 созданы в Конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева в 1943 году, появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года.
Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. «На Як-3 вдвоём можно драться против четверых, а вчетвером против шестнадцати, – говорил французский лётчик полка «Нормандия-Неман», сражавшийся против фашистов на нашей земле – на Як-3 мы бьём противника как хотим!».
Ил-2
Один из самых легендарных самолётов Второй мировой войны. Штурмовик «Ил-2» он же «Горбатый», он же «летающий танк», немцы чаще всего называли его «чёрная смерть». «Ил-2» особенный самолёт, он сразу задумывался как хорошо защищённый штурмовик, так что сбить его было в разы труднее, чем другие самолёты. Был случай, когда штурмовик вернулся с вылета и на нём насчитали более 600 попаданий. После быстрого ремонта «Горбатые» снова отправлялись в бой. Даже если самолёт сбивали он частенько оставался в целости, бронированное брюхо позволяло, ему без проблем приземлятся в чистом поле.
«Ил-2» прошёл через всю войну. Всего же было изготовлено 36 000 штурмовиков. Это сделало «Горбатого» рекордсменом, самым массовым боевым самолётом всех времён. За свои выдающиеся качества оригинальную конструкцию и громадную роль во Второй мировой войне знаменитый «Ил-2» по праву занимает первое место в рейтинге самых лучших самолётов тех лет.
Эти самолеты уже в начале Великой Отечественной прорывались в глубокий тыл врага вплоть до Берлина и поражали промышленные стратегические объекты.
Ил-4
Только во второй половине войны , когда наступил переломный момент и силы СССР пошли в контрнаступление, самолеты Ил-4 начали применять по прямому предназначению, а именно для точечных ударов в глубоком тылу врага. Дальний бомбардировщик мог нести до 2,5 т общей массы авиационных бомб, но полностью его почти никогда не загружали.
В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.
«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше — внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».
Ла-5
Иван Кожедуб, трижды герой Советского Союза
ЛаГГ-3
ЛаГГ-3 («Рояль» или «Утюг») являлся одним из истребителей нового поколения, принятых на вооружение СССР перед самой войной. К числу его главных достоинств относилось минимальное использование в конструкции самолёта дефицитных материалов: ЛаГГ-3 по большей части состоял из сосны и дельта-древесины (фанеры, пропитанной смолой).
Дельта-древесина – материал, получаемый пластификацией древесного шпона путём пропитки его феноло- крезоло-формальдегидной смолой, а затем склеивания или прессования. Дельта-древесина имеет в 2 раза большую, чем обычная древесина плотность, но значительно превосходит её по прочности и огнеупорности. Нарком авиапромышленности СССР Алексей Шахурин рассказывал, что Сталин, желая проверить «негорючесть» дельта-древесины, пытался поджечь образец материала с помощью собственной трубки.
Пе-2 активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией.
Большая скорость позволяла Пе-2 действовать в дневное время суток.
Пе-2
Основными целями Пе-2 были:
железнодорожные станции и узлы; мосты, дороги; транспортные и военные корабли, подводные лодки; морские порты, причалы; колонны автотранспорта и бронетехники; полевые артиллерийские части, а также части дальнобойной артиллерии; аэродромы; склады боеприпасов, ГСМ; непосредственно позиции вражеских войск на передовой.
Кроме непосредственных обязанностей бомбардировщика часто применялся в разведывательных целях.
По-2 (У-2)
У-2 имел ряд достоинств.
Во-первых, он был исключительно простым и дешёвым в производстве и эксплуатации, легко ремонтировался, что делало его производство крайне выгодным для СССР, в котором именно дешевизна и простота техники имели особое значение.
Во-вторых, самолёт был очень прост в управлении и даже неопытный лётчик мог свободно летать на нем. У-2 «прощал» пилоту многие ошибки, которые на другом самолёте неизбежно привели бы к аварии. По этой причине именно У-2 был основным учебным самолётом советских ВВС.
В-третьих, У-2 обладал низкой скоростью и поэтому мог летать на небольших высотах, тогда как более скоростные самолёты рисковали при этом врезаться в холмы, деревья, складки местности.
Все эти достоинства У-2 привели к тому, что он широко применялся в ВВС СССР в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи.
23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.
После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2.
Ту-2 являлся лучшим советским фронтовым бомбардировщиков времен Второй мировой войны — и одной из лучших машин своего класса в мире. Самолет существенно превосходил Пе-2 в бомбовой нагрузке, стрелковом вооружении, дальности полета, потолку, скорости и скороподъемности (по трем последним параметрам он был лучше немецкого Юнкерса Ju-88 и американского В-25 «Митчелл»).
Ту-2 отличался простотой пилотирования, в том числе и с одним неработающим двигателем. Однако ввиду перерыва в серийном выпуске, в сколь-нибудь значительном количестве Ту-2 участвовал в боях лишь с середины 1944 г.
Ту-2
Значение авиации в ВОВ
Большой вклад в победу советского народа над фашистской Германией внесли Военно-воздушные силы, основу которых составляла фронтовая авиация. Вместе с другими родами войск фронтовая авиация наносила сокрушительные удары по живой силе и технике противника. В ожесточенных воздушных боях и сражениях наши летчики громили хваленую немецко-фашистскую авиацию.
С самого начала военных действий на всем советско-германском фронте развернулась ожесточенная борьба за господство в воздухе.
Наиболее важными задачами, решаемыми фронтовыми истребителями в ходе Великой Отечественной войны, были:
прикрытие сухопутных войск и объектов тыла от ударов с воздуха и воздушной разведки противника;
обеспечение боевых действий других родов авиации и прикрытие аэродромов их базирования;
нанесение ударов по войскам и технике противника;
ведение воздушной разведки.
https://decem.info/top-10-luchshih-samolyotov-vremyon-vtoroj-mirovoj-vojny.html
http://collectionerus.ru/collections/nabory-otkrytok-transport/213/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пе-2
https://ru.wikipedia.org/wiki/У-2
http://www.airaces.ru/plane/tu-2.html
http://avia.pro/blog/il-4
Использованы ресурсы сети Интернет:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.