« На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…
Выходя с В-го проспекта на площадь, он вдруг увидел вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами. Слева, параллельно глухой стене шел деревянный забор. Далее, в углублении двора выглядывал угол низкого, закопченного сарая.
Комнаты героев
Жилища героев Достоевского не имеют
самостоятельного существования – они
лишь одна из функций сознания героев.
Каморка Раскольникова;
Квартира старухи – процентщицы;
Проходная комната Мармеладовых;
Комната Сони.
Комната Сони
«Сонина комната походила
как будто на сарай, имела
вид неправильного четы-
рехугольника, и это прида-
вало ей что-то уродливое.
Стена с тремя окнами пере-
резывала комнату как-то
вкось, отчего один угол,
ужасно острый, убегал ку-
да-то вглубь…»
Желтый цвет
«Небольшая комната… с желтыми обоями..
Мебель, вся очень старая и из желтого дерева…
Да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках..»
Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-жел-
тый цвет вызывает чувство внутреннего угнете-
ния, психической неустойчивости, общей подавлен-
ности.
Символика романа
Лестницы, пороги.
Практически на пороге живет семья Мармеладовых,
на пороге в коридоре происходит сцена полупризна-
ния Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю
комнату, беседуют Раскольников и Соня…
Лестница – символ восхождения и нисхождения по
пути добра и зла.
Порог – некая точка, где совершается перелом судь-
бы, где принимаются решения, преступают запре-
ты, обновляются или гибнут
Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – слесарями, кухарками, мелким чиновничеством. Тут служили три или четыре дворника. Лестница была темная, узкая, «черная».
«Петербург – это город, в котором невозможно быть»
Пейзаж. «Грязь, вонь, невыносимая жара», «отвратительный и грустный колорит» городского дня.
Люди от такой жизни отупели, смотрят друг на друга недоверчиво и враждебно.
Дом, жилище: шкаф, каморка, гроб, проходная комната
Р
Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок.
Достоевский считал, что
большой город - дьявольское
создание цивилизации – имеет
на душу человека особое влияние.
Город в романе – ошибка
природы, заблуждение,
случайность
Родион Романович Раскольников
Родион был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен, но настолько плохо одет, что в таких лохмотьях иному человеку стыдно было бы выйти на улицу. Нищенствующий бывший студент.
Теория Раскольникова
В теории Раскольникова существует два типа людей:
«наполеоны» и «твари дрожащие». Он решается проверить, к какому типу относится.
Родион считает, что имеет моральное право совершать преступления и убийство лишь первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведет его к вершине.
Преступление Раскольникова
Родион бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы. Убив ее, он тем самым переступает через себя, закон и веру.
Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил "ничтожество", а сам уподобился "твари дрожащей".
Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет "преступивших", как и он сам.
Теория Лужина
Теория целого кафтана заключается в том, что любой человекдолжен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможныесредства.
«Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Имеется у какого-то человека кафтан, а рядом сидит человек безкафтана. Что лучше разорвать кафтан, поделиться с неимущим, и обоим замёрзнуть, или хотя бы одному остаться в целомкафтане и выжить.
«...Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...и это будет гарантией «всеобщего преуспеяния...».
Преступления Лужина
Лужин подавляет и унижает людей.
«Наполеоны» на мучаются, не раздумывают, а просто переступают через человека.
Гнусная клевета Лужина на Сонечку– окончательное разоблачение теории Раскольникова, т.е. личный интерес Лужина требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено.
Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые”.
Чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил.
Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены.
Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки.
“единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”
Отрицательные стороны | Положительные стороны |
Пользуясь своим положением пытается обольстить Дуню. Делает пребывание в его доме невыносимым. | Сам отдал Марфе Петровне обличавшие его письма Дуни .Пожалел ее, восстановил ее честь. |
Смерть Марфы Петровны на его совести. | Факт не доказанный. Сам Свидригайлов отрицает. |
По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и девочки также на совести Свидригайлова | Лужину верить нельзя. Дуня, ненавидевшая Свидригайлова, утверждает, что это лишь сплетня. |
Но к Свидригайлову является призрак Филиппа. На напоминание Раскольникова об этой истории он реагирует злобно, стало быть грех на душе есть. (Часть 6, глава 3) | Это не доказательство. Возможно, просто игра воображения. |
Дуализм личности Свидригайлова
Сам Свидригайлов перед смертью видит сон о девочке-самоубийце. Все-таки совесть не чиста. | Это не доказательство. |
Личный мотив. Желание казаться порядочным человеком. | Приносит деньги для Дуни (0 тысяч), понимая необходимость “спасти” ее от Лужина. |
Попытка жениться почти на ребенке. “Грязный” брак. | Но не женился. Зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету. |
Последнее свидание с Дуней. Обманом заманил в квартиру. Пытался силой добиться любви. | Но все-таки отпустил. |
Сам о себе говорит: “Я человек развратный и праздный” | “Нет ничего труднее в жизни прямодушия и легче лести” |
На каторге, куда герой отправляется после добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего же я не смог покончить с собой, как он?
Раскольников объясняет это лишь собственной слабостью, «тупой тягостью инстинкта», боязнью смерти..
Соня Мармеладова, как и Раскольников, переступила через себя. Она понимала, на что идет и что общество не примет ее поступка.
Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей.
Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность.
Раскольников чувствует, что либо сойдет с ума, либо совершит самоубийство. Иного пути он не видит. Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу.
И Раскольников не ошибся. Соня поняла его, она помогла спасти душу героя. Раскольников искал родственную душу, но нашел большее.
Соня верит в Господа, это придает ей силы жить и надеяться.
Позже вера спасет и Раскольникова, душа его воскреснет. Недаром Соня читает ему при встрече отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это как бы предвидение будущего Родиона, символ его раскаяния, новой жизни.
Притча о воскрешении Лазаря
«Иисус подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» …
Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.