Изучение фразеологических оборотов.
Цель урока:
-показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов;
-формировать понятие “устойчивые обороты речи”;
-развивать интерес к русскому языку, слову;
-формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
-продолжить работу над созданием положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
Урок, выстаивается по презентации: по этапам (ФГОС).презентация
Фразеологизмы
Урок русского языка в 4 а классе
Лешенкова Людмила
Сайдахмадовна
Учитель начальной школы МАОУ
СОШ №48 г. Новоуральска
Цели:
показать богатство русского языка на
примере фразеологических оборотов;
формировать понятие “устойчивые
обороты речи”;
развивать интерес к русскому языку,
слову;
формировать речевые, познавательные,
творческие и коммуникативные
компетенции обучающихся;
продолжить работу над созданием
положительной мотивации учения и
благоприятной эмоциональной среды.
Давайте представим, что в
нашей речи не было бы
таких устойчивых оборотов.
Какой была бы тогда наша
речь?
(Бедной, невыразительной)
Отгадывание устойчивых
оборотов по иллюстрациям.
Водить за нос
За двумя зайцами
За двумя зайцами
погонишься ни
погонишься ни
одного не
одного не
поймаешь!
поймаешь
Как с гуся вода!
Как с гуся вода!
Водить за нос (обманывать
Водить за нос (обманывать
,обещать , но не выполнять)
,обещать , но не выполнять)
Бить баклуши (напрасная трата
Бить баклуши (напрасная трата
времени)
времени)
Купить кота в мешке (купить что-то
Купить кота в мешке (купить что-то
не зная о качестве и полезности)
не зная о качестве и полезности)
Работать спустя рукава (небрежно,
Работать спустя рукава (небрежно,
плохо, кое-как)
плохо, кое-как)
За двумя зайцами погнаться ни
За двумя зайцами погнаться ни
одного не поймать (взяться
одного не поймать (взяться
сразу за два дела и ни одного не
сразу за два дела и ни одного не
довести до конца.)
довести до конца.)
Как с гуся вода (все сходит с рук)
Как с гуся вода (все сходит с рук)
Отгадайте загадки
Товарищ твой просит
украдкой
Ответы списать из
тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты
другу
Окажешь …
.
Фальшивят, путают
слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не
станут:
От этой песни уши ... .
Фразеологизмы – это
Фразеологизмы – это
устойчивые сочетания
устойчивые сочетания
слов, близкие по
слов, близкие по
лексическому значению
лексическому значению
одному слову
одному слову
Найдите фразеологизм,
объясните его значение
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
(Б. Заходер)
На заметку
Как и слово, фразеологизм может иметь
синонимы и антонимы.
Фразеологизмы – синонимы: два сапога
пара – одного поля ягода (один другого не
лучше); перековать мечи на орала -
вложить меч в ножны (закончить войну,
распрю).
Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава
– спустя рукава; заварить кашу –
расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём –
лёгок на подъём.
Фразеологизм кот наплакал имеет синоним
мало и антоним много.
Указать вначале
фразеологические обороты
со словами - антонимами,
затем – с синонимами
Нет худа без добра; ум за разум
заходит; из огня да в полымя; всеми
правдами и неправдами; вопрос жизни
и смерти; и стар и млад; ни сыт ни
голоден; переливать из пустого в
порожнее; чёрным по белому; с
больной головы да на здоровую; ни
конца ни краю; вокруг да около; цел и
невредим; от мала до велика.
“Фразеологический
зверинец”.
Какими названиями животных можно
дополнить следующие фразы? Вы
должны назвать животных и
пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как …
Хитёр, как
Труслив, как …
Надут, как … .
Волк
Лиса
Заяц
индюк
Почему фразеологизмы
называют устойчивыми
оборотами речи?
(Фразеологические обороты
не создаются в момент
говорения, а существуют
давно устоявшимися в
русском языке)
Подведём итоги
Что такое фразеологизм?
Чем можно заменить фразеологизм?
Какую роль выполняет фразеологизм в
предложении?
Что вы можете рассказать о происхождении
и употреблении фразеологизмов?
Домашнее задание .
Запиши несколько
предложений с
фразеологическими
оборотами.
Выполни иллюстрацию,
отражающую устойчивый
оборот ( один пример)