Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цели: 1. Обучающая: продолжить работу по изучению имени существительного; дать понятия о собственных и нарицательных именах существительных;
2.
Развивающая: развитие
орфографической зоркости; обогащение словаря учащихся;
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к
родному языку, прививать интерес к его познанию; расширять кругозор учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – путешествие.
Методы: обучающий, практический, наглядный, объяснительно – иллюстративный.
Использование модулей: новые подходы в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями.
Межпредметная связь: русский язык, познание мира, ИЗО.
Прогнозируемый результат: усвоение новой темы, умение находить собственные и нарицательные имена существительные, ставить к ним вопросы.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, карточки с цифрами.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний. Станция «Проверяйка»
1) 1. Блиц -опрос
3. Минутка красивого письма.
4. Изучение нового материала.
1. Станция «Наблюдайка»
2. Игра «Назови лишнее слово»
5. Станция «Отдыхайка». Физкультминутка
6. Закрепление изученного материла
1. Станция «Прочитайка». Работа с учебником.
2.
7. Итог урока. Выставление оценок.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте! Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем!
II. Актуализация опорных знаний.
- С давних времен существует страна под названием « Части речи». Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Мы только начали знакомиться с одной из ее частей – именем существительным. И сегодня мы отправимся в путешествие по этой стране. Вспомним, что нам известно об имени существительном.
III. Минутка красивого письма.
Но прежде чем нам оправиться в путешествие мы должны открыть тетради и записать число и классная работа.
Отгадайте какую букву мы с вами пропишем в тетрадках на минутке красивого письма.
Падала пушинкой,
Растаяла слезинкой. (снежинка) Сс * Сс*
- Чтобы продолжить наше путешествие мы должны ответить на следующие вопросы:
Слайды 2 – 9 (блиц- опрос)
Имя существительное обозначает признак предмета?
Имя существительное обозначает предмет?
Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?
Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду?
Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
Имена существительные изменяются по числам?
IV. Изучение нового материала.
Мы с вами попали на станцию «Наблюдайка».
Как вы думаете , какие качества нам потребуются на этой станции?
Слайд 10
Рассмотрите таблицу. Что нас может тут насторожить? Почему?
Как нужно писать эти существительные? (С большой буквы)
Такие существительные мы будем называть собственными.
Как вы думаете, почему они так называются?
Слайд 11
Посмотрите, какие существительные являются собственными. Сделайте вывод.
Слайд 12
Существительные собственные обозначают имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
Слайд 13
Вернемся к нашей табличке. Рассмотрите существительные, записанные в 1 столбике. Будут ли они собственными? Почему?
Такие существительные называются нарицательными. Слайд 14-15
Попробуйте сами привести примеры собственных и нарицательных имен существительных. Запишите их в тетрадь.
Игра «Назови лишнее слово» с 152 упр.431.
V. Физминутка.
А теперь немного отдохнем.
Руки кверху
поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VI. Закрепление нового материала.
А мы прибываем на следующую станцию – «Почитайка»
1) Работа с учебником. С. 152 упр.429
Как называется столица нашей родины?
Раньше этот город назывался Целиноград, а теперь его называют город Астана.
Слайд 14-16
Рассмотрите слова. Что общего имеют слова 1 столбика? 2 столбика?
Какое задание мы можем выполнить , используя эти слова? ( составить пары слов – собственные -нарицательные имена существительные)
Выполните его. Запишите пары слов в тетрадь. Помните о написании собственных существительных. Проверьте, верно ли вы составили пары.
2) Работа в группах. Сделать плакаты:
1. Что такое имя существительное?
2. Что относится к нарицательным именам существительным?
3. Что относится к собственным именам существительным?
4.
VII. Подведение итогов урока.
Вот и подошло наше путешествие. Давайте подведем итоги урока
Слайд
Что нового мы узнали на уроке?
Какие существительные называются собственными?
С какой буквы они пишутся?
Какие существительные называются нарицательными?
VIII. Самооценка
Мы сегодня хорошо поработали в целом. А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке на шкале самооценки. Кому было трудно? Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.