презентация по теме транспорт

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 14.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по теме "Транспортная система в России" 9 класс предназначена для систематизации знаний обучающихся 9-х классов на уроках географии. в презентации даны цели и задачи данного урока. В ней рассмотрены все виды сухопутного , водного, воздушного, трубопроводного транспорта, а также виды связи. В конце презентации даются выводы.
Иконка файла материала транспорт.ppt

Транспорт
России

Цели урока:

Образовательные:

сформировать знания о составе и значении транспортного комплекса России;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению об экономических достоинствах и недостатках видов транспорта.

Развивающие:

содействовать формированию общеучебных умений и навыков;

учить применять источники географической информации;

обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся.

Воспитательная:

Прививать чувство любви к родной стране, области

Вам предстоит узнать:

- Значение транспорта для функционирования хозяйства и жизни населения.

- Какие существуют виды транспорта.

- Каковы отличительные черты транспортной сети России.

- Как измеряется работа транспорта.

- Экономические достоинства и недостатки различных видов транспорт.

Россию часто называют страной дальних дорог. И не без основания. Необходимость преодолевать колоссальные расстояния издавна предопределила сооружения дорог. Их создание обеспечивало связи между разными частями страны.
В таком большом и разнообразном государстве, как Россия, не может быть различий в интересах разных районов.

Основные задачи транспорта:
Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны
Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках
Повышение экономической активности работы транспорта.

Виды транспорта

Универсальные
перевозят различные грузы и пассажиров
(ж/д, автомобильный, речной, морской, воздушный)

Специализированные
перевозят определённые грузы
(трубопроводный, ЛЭП)

В И Д Ы Т Р А Н С П О Р Т А

Наземный

Водный

Воздушный

Элект-
ронный

Трубопро-
водный

автомо-
биль-
еый

железно-
дорож-
ный

гужевой

речной

морской

Железнодорожный

Автомобильный


Трубопроводный
Газопровод
Нефтепровод

Связь

почтовая

электрическая

Основные показатели работы
транспорта

Грузооборот – это произведение количества
перевезенного груза на расстояние
перевозки (т/км)

Пассажирооборот – это произведение числа
пассажиров на расстояние
(чел/км)

Ключевые
понятия транспортного комплекса

1. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта,
объединенные между собой транспортными узлами, т.е. пунктами,
в которых сходятся несколько видов транспорта.

2. Транспортная магистраль – главные, основные, самые мощные
транспортные пути.

3. Транспортный узел – пункты, где сходятся несколько видов
транспорта или несколько транспортных путей и осуществляется
обмен грузами между ними.

4. Каботаж – перевозка грузов от порта к порту.

5. Фрахт – это плата за перевоз грузов или пассажиров.

Типы транспортных узлов


Оценка работы транспорта

Железнодорожный транспорт

основной из видов транспорта России

40% грузов

свыше 1/3 пассажиров

Протяженность железных дорог – 86 тыс. км.

В перевозке пассажиров самый дешевый вид транспорта.

Наиболее эффективен при перевозке грузов на дальние расстояния.

Основная функция
железнодорожного транспорта РФ –
обеспечение надежного транспортного
обмена между
отдельными регионами страны

В европейской части России расположение желез-ных дорог в основном радиальное.
Здесь находится крупный транспортный узел Москва, от которого расхо-дятся в разные направления магистрали железной дороги.

В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном
широтное направление и не столь густа, как в европейской
части России.

Карта Транссиба и Байкало- Амурской магистрали Красной линией на карте обозначена Транссибирская
магистраль, зелёной — Байкало-Амурская магистраль

Основные
железнодорожные магистрали Сибири и
Дальнего Востока
Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

Строительство Транссиба

Транссиб в Екатеринбурге

Транссиб возле Байкала

Эксплуатируется также
Южно-Сибирская, Средне-Сибирская,
строятся Северо-Сибирская, Амуро-Якутская (АЯМ) магистрали

Поезда пассажирские, грузовые ходят
ст. Нерюнгри-Алдан-Томмот. До
поселка Улу построили дорогу, но
поезда еще не ходят. От Якутска до Улу
362 км. От Улу до Томмота 188 км.

Амуро-Якутская железнодорожная
магистраль (АЯМ) — железная
дорога на востоке России в Якутии,
крупнейшая железнодорожная стройка
двух последних десятилетий.

Более 100 лет эксплуатируется Транссибирская магистраль
Южно-Кузбасская ветка Западно-Сибирской
железной дороги
( Южно-Кузбасская желе́зная доро́га) (ЮКЖД)
— железная дорога, соединяющая Новокузнецк
c городами и посёлками юга Кемеровской области.
Строительство началось в 1930 и закончилось в 1940.
Нумерация километров начинается
от станции Юрга (0 км), Новокузнецк -380 км,

КУЗБАСС

География российских железных дорог напоминает гигантское колесо, центр которого – Москва. От нее в разные стороны отходят 11 железнодорожных магистралей. На восток протянулись широтные магистрали к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу. Чем дальше на восток, тем их меньше

География железнодорожного транспорта

Структура
перевозок грузов
железнодорожным транспортом
(%)

23,3 – каменный уголь
22,0 – строительные материалы
18,6 – прочие грузы
14,8 – нефтепродукты, нефть
10,8 – руды
6,0 – черные металлы
4,6 – лесные грузы

Достоинства

Недостатки

Надежность и регулярность (он практически не зависит от времени года, суток и погоды)

На восток от европейского кольца количество широтных магистралей резко сокращается, в то время, когда растет поток грузов между Сибирью, Уралом и европейской частью РФ.

Относительно свободное размещение - препятствием служат лишь горные территории.

Высокая грузоподъемность.

После распада СССР участки широтных магистралей Транссибирской, Средне-Сибирской, Южно-Сибирской оказались за пределами РФ.

Низкая себестоимость перевозок

Важная задача – строительство новых дорог
на востоке страны.
Создание высокоскоростных магистралей.

Недостатки железнодорожного транспорта

Небольшая скорость (в среднем 40 км/ч)
Большие затраты на содержание и ремонт железнодорожных магистралей

Автомобильный транспорт

Грузооборот – 0,6%
Среднее расстояние перевозок – 40 км

География автодорог – география
железных дорог

Москва – автомогистраль во все направления

Сибирь, Дальний Восток – снижение числа автодорог

Огромные пространства Севера не имеют автодорог или только
«зимники».

География автодорог России схожа с географией железных дорог. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от Москвы. В восточных районах число дорог резко сокращается. До сих пор нет автомобильной магистрали, пересекающей всю Россию с запада на восток.

География автомобильного транспорта

Достоинства

Недостатки

Высокая маневренность

Один из основных загрязнителей
окружающей среды

Возможность доставлять грузы непосредственно потребителям

Зависимость от густоты и качества дорог

Скорость перевозки

При строительства автодорог отторгаются с/х угодья

Вдоль магистрали нельзя вести сбор грибов и ягод, выпас скота, заготавливать сено

Строительство автомобильных дорог зависит от рельефа и климата

Один из дорогих видов транспорта

Особое направление железнодорожного транспорта – это создание высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям. Прокладываются новые магистрали. Создаются новые дороги в сельской местности. Повышается доля автомобильного транспорта с дизельными двигателями, снижающими расход топлива.

Направление развития

Морской
История начинается с Петра I
39 портов
Крупнейший в мире атомный флот
Самый дешёвый
Зависит от природных условий

Речной
Связь с районами Севера
Возможность работы судов «река-море»
Перевозка грузов не требующей быстрой доставки -лес, нефть, зерно,
стройматериалы)

Водный транспорт — вид транспортa, перевозящего грузы и пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно.

Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.

Морской транспорт России

особо важное значение!

38% всех грузоперевозок

Обслуживает в основном внешнюю
торговлю! Перевозки между
российскими портами незначительны
(«каботажное плавание»)

Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно это касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом.
Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры. Суда-контейнеровозы вытеснили с рынка универсальные суда, так как в стандартный 20- или 40-футовый контейнер может быть помещен любой груз от иголок до автомобилей.

Морской транспорт

В зависимости от задач и рода груза, морской транспорт делится на:
Линейные суда — суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.
Трамповые суда (англ. tramp — бродяга) составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.
Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению.

Морской транспорт

Состав морского транспорта России

В настоящее время морской транспорт является неотъемлемой частью мировой транспортной системы.
Морской транспорт и его деятельность регулируется как национальными законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства.
Особенно большое внимание уделяется экологии и безопасности мореплавания. Учитывая тот объем груза, который может перевезти одно судно за один раз, морской транспорт нельзя назвать медленным. Пример: 300000 тонн сырой нефти за один раз может быть перевезено из восточных портов Великобритании в один из портов США на восточном берегу за десять дней.

Морской транспорт

I место в грузообороте страны – Тихоокеанский бассейн
Связь со странами Азии, с Америкой, Австралией.

Крупнейшие порты:

Находка, Владивосток, Восточный, Холмск, Ванино
(разнообразные грузы, в том числе экспорт угля и леса
в Японию.

II место – Балтийский бассейн.
Связывает со странами Европы и Америки.

Важнейшие порты:

Санкт-Петербург (перевозка разных грузов, в т.ч. экспорт
леса, металлов, удобрения и др.)
Приморск (экспорт нефти)
Выборг, Балтийск, Калиниград (самый западный порт страны).

В Финском заливе намечено строительство трех новых
портов.

Белое море – Архангельск (экспорт леса)
Баренцево море – Мурманск (экспорт апатитов,
руд металлов и т.д.) – крупнейший незамерзающий
порт бассейна, начало протянувшегося на 11 тыс. км
Северного морского пути.
Связывает европейскую часть России с Сибирью и
Дальним Востоком.

Черное море – Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа (в основном
экспорт нефти, как и через порты на Каспийском море).

Состав морского флота России.
Рыболовные суда - 45% (траулеры, сейнеры)
Специальные суда – 24% (ледоколы, буксиры)
Сухогрузы – 23% (контейнеровозы, лесовозы)
Наливные суда – 5% (танкеры)
Пассажирские суда – 3%

Достоинства

Недостатки

Дешевый

60% портов мелководны и не могут принимать крупные суда

Большая грузоподъемность

Порты Тихого океана удалены от развитых регионов России

Прямые бесплатные морские пути

Зависит от погодных условий (штормы, большая часть морей России замерзают)

Обеспечивает внешнеторговые связи

Больше 60% судов имеют возраст эксплуатации более 15 лет, а доля новых судов всего 10%

Обеспечивает снабжение районов Крайнего Севера

После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта.
Потеряны крупные порты.

развит особенно хорошо
в района
многоводных рек.

Внутренние судоходные пути России –
более 80 тыс. км.
Доля в грузообороте – 3,9%.
Специализируется на перевозке
минерально-строительных
материалов – более ¾ всех грузов,
а также на сезонных грузах.
Основной бассейн –
Волго-Камский

Волга – стержень единой водной системы европейской части.

Большое значение имеют созданные судоходные каналы
(Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, Волго-Донской)

Речной транспорт

Важнейшие в транспортном
отношении реки:

на севере европейской части РФ: Северная Двина, Сухона,
Онега, Свирь, Нева;

в Сибири: Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Сплав леса,
перевозка продовольствия, промышленных товаров.

В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень велико!

Грузовые перевозки
Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок, уголь, кокс, зерно и т. П). Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Речной транспорт

Пассажирские перевозки
Традиционные речные суда, даже современной постройки, отличаются низкой по современным меркам скоростью (редко более 25 км/ч), поэтому они не могут конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом. Поэтому крупные пассажирские суда в наши дни практически всегда используются для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение.

Речной транспорт

К судам специального назначения относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.

Речной транспорт

Структура
перевозок грузов
внутренним водным транспортом
(%)

60,0 – строительные материалы
11,5 – нефтепродукты, нефть
11,2 – прочие грузы
8,0 – лесные грузы
3,3 – черные металлы
3,3 – уголь, кокс
2,7 – хим. удобрения

Авиационный транспорт

охватывает перевозками почти все районы страны.

Срочные грузы, скоропортящиеся продукты

Грузооборот невелик

Важнейшая задача – перевозка
пассажиров на дальние расстояния.

Пассажирооборот – III место после автомобильного транспорта и
железнодорожного.

800 аэропортов
50 – международные.

Авиационный



800 аэропортов в России
50 из них – международные
Самый дорогой
Экологически грязный:
за 1 час - сгорает 15 т топлива, потребляя 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения, которые сохраняются в атмосфере - 2 года!

Космический

Космический аппарат «Синком IV-3»

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. Воздушным транспортом, помимо перевозки, предоставляются иные виды услуг. Среди важнейших из них – проведение агрохимических работ в сельском хозяйстве, тушение лесных пожаров, перевозка почты. В 2000 в сельском хозяйстве было обработано авиацией 2,9 млн га.

В такой огромной стране, как Россия, воздушный транспорт просто незаменим. От западных границ до Дальнего Востока поезда идут больше недели, а путешествие на самолёте занимает меньше суток. Ещё более ощутим выигрыш во времени, если необходимо добраться в удалённые северные районы, где не ходят ни поезда, ни автомашины, а реки и моря замерзают на несколько месяцев.
       Надо сказать, что авиационный транспорт, обладая высокой скоростью, потребляет огромное количество топлива (1 самолёт – около 15 тонн в час), наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая 66 т продуктов горения в час, которые сохраняются в атмосфере 2 года.
                                          

✈ Авиационный транспорт – это транспорт производящий перевозку грузов пассажиров по воздуху. Характерны высокие скорости, способность преодолевать большие расстояния. Используется в первую очередь для доставки срочных грузов и в труднодоступных районах. Самые крупные «воздушные державы» - США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада.
✈ Гражданская авиация России – это многоцелевая и сложная отрасль с большим и разнообразным парком воздушных судов, широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий, научных и учебных заведений, системой управления воздушным движением и другими структурами.

Большая эмблема авиации

Достоинства

Недостатки

Охватывает практически все районы страны

Дороговизна авиаперевозок

Быстрая перевозка пассажиров на дальние расстояния

Потребляет большое количество топлива

Наносит существенный ущерб атмосфере. За 1 час полета – 15 тонн топлива, на сгорание которого расходуется 625 тонн воздуха, выбросы продуктов сгорания составляет 66 тонн

В районе аэропорта – шумовое загрязнение

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Трубопроводный транспорт – это узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких, газообразных и сухих (в измельчённом состоянии) продуктов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями.

Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газы. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.

На территории России действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих Россию, а также ведущие в Западную Европу, Турцию и Юго-Восточную Азию.
В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1 220 и 1 420 мм)
и большой протяженности
в широтном направлении.

Протяженность магистральных трубопроводов
в 2015 году в России составляет 70 тыс. км ( в 2008 году- 63 тыс. км),
в т.ч нефтепроводов - 53 тыс. км ( в 2008 году- 46,7 тыс. км),
нефтепродуктопроводов – 17 тыс. км ( в 2008 году- 19,3 тыс. км)
Поставлено в нефтепроводную систему, млн.тн:
в 2015 году – 481,5(в 2008 году – 488)
Грузооборот:
нефти, млрд. т×км – в 2015 году -1185 (в 2008 году-1100),
нефтепродуктов, млрд.т×км – 40,9(за 2008 год данных нет).
В состав сооружений трубопроводного транспорта входят:
в 2015 году - 492 нефтеперекачивающих станций ( в 2008 году – 487),
резервуарные парки в 2015 году имеют вместимость 24 млн. м³(в 2008 году – 17,4).
По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки.



Основные параметры нефтепроводной системы России в 2008 и 2015 гг.

Повсеместная укладка трубопровода
Низкая себестоимость транспортировки
Сохранность качества продукта благодаря полной герметизации трубы
Меньшая материалоёмкость и капиталоёмкость
Полная автоматизация операций по наливу, перекачке, транспортировке и сливу продукта
Малочисленность персонала
Непрерывность процесса перекачки
Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

Преимущества трубопроводного транспорта

Узкая специализация
Для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза

Недостатки трубопроводного транспорта

Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год): крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск – Самара – Унеча – Мозырь – Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва;
Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса;
Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу;
Нижний Новгород – Ярославль – Кириши;
Александровское – Анжеро-Судженск;
Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск;
Нижневартовск – Самара;
Восточный нефтепровод;
Узень – Атырау – Самара;
Красноярск – Ангарск;
Баку – Новороссийск;
Сургут – Полоцк.

Действующие нефтепроводы

Магистральные нефтепроводы

В настоящее время ведётся
строительство нефтепроводов:
1.«Заполярье - Пурпе»;
2.«Куюмба – Тайшет»;
3.Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь -Тихий Океан(ВСТО);
4.Расширение пропускной способности нефтепровода «Сковородино - Мохэ»;
5.Расширение и реконструкция нефтепровода «Туймазы-Омск-Новосибирск»(ТОН-2)

Строящиеся нефтепроводы

Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания «Газпром».
Крупные газопроводы:
Саратов – Москва: первый газопровод в России (840 км);
Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Санкт-Петербург;
Уренгой – Помары – Ужгород: крупнейшая в мире система газопроводов – соединяет газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями в Европе (4451 км);
газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы;
Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск;
Медвежье – Надым – Тюмень – Уфа – Торжок;
Кольцевой газопровод Московской области;
Надым – Пунга – Пермь;
Дзуарикау – Цхинвали;
Ставрополь – Москва;
Средняя Азия – Урал;
Ямал – Европа;
Голубой поток.

Газопроводы

В настоящий момент строятся:
Северный поток
Бованенково – Ухта
Сахалин – Хабаровск – Владивосток
Джубга – Лазаревское – Сочи.


Проектируются:
Южный поток
Алтай
Якутия – Хабаровск – Владивосток
Прикаспийский газопровод.

Стоящиеся и проектируемые газопроводы

Аммиакопровод – это трубопровод, предназначенный для перекачки аммиака.
В мире существует не более 10 аммиакопроводов, выходящих за пределы химических предприятий. В России и Украине находится наиболее мощный аммиакопровод (до 2,5 млн.тн/год) «Тольятти – Одесса».
Транспортируемый аммиак находится в трубе диаметром 355 мм в виде жидкости с температурой +4 °C и под давлением до 35 атмосфер.
В качестве средства от коррозии в чистый аммиак добавляется 0,4% воды.

Аммиакопровод

Этиленопровод – это кольцевой трубопровод, перекачивающий этилен. Объединяет несколько предприятий в Татарстане и Башкортостане.

Этиленопровод

Экспорт нефтепродуктов в 1 полугодии 2018 года составил 126.3 млн.тонн. В структуре нефтепродуктов наибольший вес составляют поставки низкокачественных темных нефтепродуктов. В последние годы идет строительство нефтепродуктопроводной инфраструктуры в рамках проектов «Север»(через порт Приморск на Балтике) и «Юг»(через портовую инфраструктуру Азово-Черноморского бассейна, в Новороссийске).

Экспорт нефтепродуктов

Российская система газоснабжения эксплуатируется более 40 лет. На сегодня около 20% газопроводов служат более 33 лет и уже выработали свой срок амортизации. 67% газопроводов эксплуатируются от 10 до 32 лет, остальные 13% – имеют срок эксплуатации до 10 лет. Средний возраст газопроводов составляет примерно 25 лет. Старение систем магистральных газопроводов ставит задачу обеспечения их безопасности и надежности.

Проблемы трубопроводного транспорта газа России

Достоинства

Недостатки

Прокладка трубопровода дешевле, чем строительство железных дорог

50% трубопровода имеют высокую степень износа

Транспортировка нефти по трубам обходится в 2-3 раза дешевле, чем ж/д транспорта

Случаются разрывы трубопровода

Работа контролируется автоматами, которые обслуживаются небольшим количеством людей

В результате разлива нефти загрязняется природа

Не имеет выбросов в атмосферу

При утечке газа из газопровода возможны взрывы, пожары, гибель людей

Средства связи

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

В старину в России связь между столицей и периферийными городами, а также между войсками, участвовавшими в боевых действиях, осуществлялась с помощью специальных гонцов-всадников.
Этот способ усовершенствовали татары, создав на дорогах на расстоянии 30 - 40 км. специальные станции ("ямы"), где ямщики могли отдохнуть и поменять лошадей. В XVII веке Москва была соединена такими "ямами" с Новгородом, Псковом, Смоленском, Архангельском и Нижним Новгородом.
Первая регулярная почта для пересылки государственных бумаг и писем торговых людей была учреждена в 1666 г. При Петре I были установлены максимальные сроки (нормы) доставки корреспонденции.
При Екатерине II была введена своеобразная такса на письма и посылки в зависимости от веса и расстояния их перевозки.
В XIX веке почтовые учреждения были переданы в ведение министерства внутренних дел. Основная функция почт состояла в пересылке простых и заказных писем, открыток (введенных в 1872 г.) и бандеролей. Деньги, в том числе медные, серебряные и золотые монеты, в небольшом количестве можно было пересылать в специальных пакетах и кожаных мешочках. Они, как и ценные посылки, страховались.
С 1897 г. стали принимать почтовые, а затем и телеграфные денежные переводы. Почта брала на себя также доставку периодической печати, взимая за это, в зависимости от частоты издания газет или журналов, от б до 18% общей стоимости подписки.

Почтовая связь

Телефон впервые появился в России в 1880 г. Первоначально правительство планировало установить государственную монополию на устройство телефонной связи. Однако из-за высокой стоимости строительства и эксплуатации телефонных станций к их созданию стали привлекать частный капитал. Согласно заключенным контрактам телефонные станции и линии, построенные за счет частных компаний, через 20 лет эксплуатации переходили в государственную собственность.
К началу XX века в России действовало 77 государственных и 11 частных телефонных станций. Плата за пользование телефоном в государственном секторе была в два раза ниже, чем в частном. Всего в 1913 г. в российских городах было установлено 300 тыс. телефонных аппаратов.

Телефонная связь

Основным показателем развития рынка услуг электросвязи общего пользования является - телефонная плотность (ТП), то есть число телефонов на 100 жителей, который прямо коррелируется с показателем ВВП на душу населения.
По данным официальной статистики, в конце 90-х годов телефонный парк в России насчитывал более 31 млн. аппаратов, то есть на 100 россиян приходился 21 телефон, в то время как на столько же жителей США и стран Западной Европы - от 60 до 70 телефонов.
В России в начале третьего тысячелетия не было телефонизировано 54 тыс. населенных пунктов, насчитывалось б млн. очередников и около 50 млн. потенциальных владельцев телефонов. Тарифы на местную телефонную связь для населения были ниже фактической себестоимости

Особенности телефонной связи

В конце XIX века появилась радиосвязь - беспроволочная передача электрических сигналов на большие расстояния с помощью радиоволн (электромагнитных волн с частотой в диапазоне 105-1012 Гц).
Позже появились мощные передатчики и чувствительные приемники, их размеры уменьшались, а параметры улучшались.
Существенными достижениями в развитии средств связи явились изобретения фототелеграфа и телевизионной связи. С помощью этих средств связи передаются видеосигналы.
Для осуществления телевизионной связи необходимо уже два передатчика: один для звуковых, другой для видеосигналов.
Следующим шагом совершенствования телевизионных средств связи было изобретение цветного телевидения.

Радиотелевизионная связь

Телеграмма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации. Телеграммы передаются, как правило, по проводам, с использование азбуки Морзе.
Телеграммы печатают на бумажной ленте, которую затем наклеивают на лист бумаги с целью удобства чтения.

Телеграф (от греч. tele — «далеко» + grapho — «пишу») —в современном значении - средство для передачи сигнала по проводам или другим каналам электросвязи.

Спутниковая связь — один из видов радиосвязи, основанный на использовании искусственных спутников земли в качестве ретрансляторов. Спутниковая связь осуществляется между земными станциями, которые могут быть как стационарными, так и подвижными.
Абоненты сети в регионах получат по спутниковому каналу связи
следующие услуги:
факс, телефон, Интернет, радио и телепрограммы.

Спутниковая связь

Цифровая связь — область техники, связанная с передачей цифровых данных на расстояние.

Телексная связь

К 1930 году была создана конструкция стартстопного телеграфного аппарата, оснащенного дисковым номеронабирателем телефонного типа (телетайп). Этот тип телеграфного аппарата в числе прочего позволял персонифицировать абонентов телеграфной сети и осуществлять быстрое их соединение.

Основная особенность электронной почты:
 информация отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено — электронный почтовый ящик, который представляет собой место на сервере, где сообщение хранится, пока его не запросит получатель.

Электро́нная по́чта (англ. E-mail либо email, сокр. от electronic mail) — способ передачи информации в компьютерных сетях, широко используется в Интернете.

Сотовый телефон — мобильное коммуникационное устройство, использующее комбинацию радиопередачи и традиционной телефонной коммутации для осуществления телефонной связи на территории (зоны покрытия), состоящей из «сот», окружающих базовые станции сотовой сети.
В настоящее время сотовая связь — самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют сотовый телефон, хотя мобильными телефонами помимо сотовых являются также радиотелефоны, спутниковые телефоны и аппараты транкинговой связи.
Проникновение сотовой связи в России составило 87%, а в Москве и Санкт-Петербурге уже достигло рубеж в 100%.

Сотовая связь — один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть.

В мире существует более 130 миллионов компьютеров и более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet.
Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир.
Он предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру.

Интернет как современное средство связи.

Число россиян, имеющих в своем распоряжении мобильные телефоны, выросло с 40% в середине 2005 года до 52% в текущем.
Телефонной связью дома пользуется уже более половины россиян - 55% (за год таковых стало больше на один процент).
По сведениям социологов, растет и число россиян, которые имеют в дома компьютер - теперь он есть у 20% респондентов (15% год назад).
Как показало исследование, сейчас 19% россиян (против 17% год назад) пользуются персональным компьютером ежедневно или несколько раз в неделю дома, на работе и в других местах, 5% - примерно один раз в неделю (3%), никогда не пользуются компьютером - 73% (в прошлом году - 76%).

В России растет число пользователей современными средствами связи

Различие в себестоимости и скорости перевозок грузов

Вид транспорта

Стоимость перевозок

Скорость перевозок

Морской

Самый дешёвый

Невысокая (25-35 км/ч)

Железнодорожный

Дороже морского на 30 %

Быстрее морского в 2 раза

Автомобильный

Дороже морского в 15 раз

Скорость высокая

Авиационный

Самый дорогой

Самый быстрый

Наиболее дешёвый вид пассажирского транспорта – автобус.

1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
2. Где, что и как нужно строить?
3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?
4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?
5. Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?
6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?
7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?


Вид транспорта

Характеристика

Железнодорожный

Автомобильный

Речной

Авиационный

Морской

Трубопроводный

Перевозит более 40% всех грузов

Специализируется на перевозке
минерально-строительных материалов

Обслуживает внешнюю торговлю

Является главным загрязнителем
атмосферы

Перевозит только грузы

Задание

Покажите соответствие между видами
транспорта и их характеристиками.

Перевозка пассажиров и срочных
И скоропортящихся грузов

Вид транспорта

Характеристика

Железнодорожный

Автомобильный

Речной

Авиационный

Морской

Трубопроводный

Перевозит более 40% всех грузов

Специализируется на перевозке
минерально-строительных материалов

Обслуживает внешнюю торговлю

Является главным загрязнителем
атмосферы

Перевозит только грузы

Проверь себя

Перевозка пассажиров и срочных
и скоропортящихся грузов

Т е с т

1. Первое место по грузообороту занимает транспорт:

железнодорожный; 3) трубопроводный;
автомобильный; 4) морской.

2.Установите соответствие между транспортным узлом и транспортными путями, сходящимися в этом центре:

1) Владивосток; А) автодороги;
2) Нижний Новгород; Б) железные дороги;
3) Рязань; В) речные пути;
4) Астрахань. Г) морские пути.

3.Какие виды транспорта еще не развиты в Норильске?
1) Трубопроводный; 3) железнодорожный;
2) воздушный; 4) электронный.

4.Назовите основные пункты Транссибирской магистрали: 1) Рязань; 3) Челябинск; 5) Иркутск;
2) Норильск; 4) Омск; 6) Владивосток.

5.Назовите основные пункты Байкало-Амурской магистрали:
1) Братск; 3) Усть-Кут; 5) Тында;
2) Иркутск; 4) Магадан; 6) Ванино.

6.Верно ли, что автомобильный транспорт выгоден для осуществления перевозок как на малые, так и на большие расстояния?
1) Да; 2) нет.

7.С каким видом транспорта связано понятие «каботаж» ?
1) С морским; 3) с автомобильным;
2) с железнодорожным; 4) с электронным.

8.Дальневосточный регион (Тихоокеанский бассейн лидирует:
1) по грузообороту его портов;
2) по количеству крупнейших портов;
3) по численности занятых в портовом хозяйстве.

9.Назовите «нефтяные» порты России:
1) Ванино; 4) Краснодар;
2) Холмск; 5) Новороссийск;
3) Туапсе; 6) Петропавловск-Камчатский.

10.Трубопроводный транспорт менее развит:
1) на Дальнем Востоке;
2) на Урале;
3) в Западной Сибири.

Взаимопроверка

1. 3. 2. 1–А, Б, Г; 2-А, Б, В; 3-А, Б; 4-А, Б, В, Г.

3. 1, 3. 4. 3, 4, 5, 6. 5. 3, 5, 6. 6. 1. 7. 1.

8. 1, 2. 9. 1, 2, 3, 5. 10. 1.

Домашнее задание

1. На контурной карте подпишите названия крупных железнодорожных узлов и конечных станций важнейших железно­дорожных магистралей России. Цветом выделите Транссиб и БАМ.
Подпишите крупнейшие порты России, Новорос-сийск, Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск. Владивосток и Находку. Цветом покажите экспортную специализацию указанных портов (вывоз нефти, апатитов, руд, угля).