Презентация - отличное сопровождение урока по литературе, которое обеспечивает наглядность и повышает интерес к прочтению художественного текста, что актуально в наше время развития образования и обостренной проблемы прочтения в среде школьников среднего и старшего звена. Данная презентация основана на рассмотрение романа с точки зрения его анализа.
Роман Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
История создания романа
Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского.
“Преступление И наказание” социальный, психологический и
философский роман, написанный Достоевским в 1866 году.
Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть
лет.
С самого начала своего возникновения замысел об «идейном
убийце» распадался на две неравные части:
первая – преступление и его причины и
вторая, главная, – действие преступления на душу преступника.
Идея двучастного замысла отразилась и на названии
произведения – "Преступление и наказание", и на
особенностях его структуры: из шести частей романа одна
посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного
преступления на душу Раскольникова.
Петербург в романе
Городской пейзаж безотраден и сумрачен.“Духота,
толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та
особенная летняя вонь, столь известная каждому
петербуржцу” сдавливают еще не убитую,но уже
угасающую человеческую душу Родиона Романовича
железным кольцом безысходности...
Родион Раскольников
«…Не то чтоб он был так
труслив и забит, совсем
даже напротив; но с
некоторого времени он был
в раздражительном и
напряженном состоянии,
похожем на ипохондрию. Он
до того углубился в себя и
уединился от всех, что
боялся даже всякой
встречи, не только встречи с
хозяйкой. Он был задавлен
бедностью…»
Старуха поцентщица
Старуха
процентщица,
Алена Ивановна,
живет в
двухкомнатной
квартире вместе со
своей младшей
сестрой Лизаветой,
существом забитым
и бессловесным.
Убийство в романе
“И необыкновенная и
какаято растерявшаяся
суета охватила его
вдруг, вместо сна и
отупения”. Он быстро
готовится к убийству….
удар топора по голове старухи
срезал кошель с шеи
Услышав как ктото вскрикнул, вернулся в комнату.
Обнаружив там Лизавету, сестру старухи, убил и её топором
(на этот раз ударом лезвия).
После убийства
Он теряет контроль над
собой, падая в обморок в
полицейском участке,
заболевая нервной
горячкой. В Родионе
развивается болезненная
подозрительность,
которая постепенно
превращается в чувство
одиночества
Соня Мармеладова
Когда мучения Раскольникова
достигают высшей точки, он
открывается Соне
Мармеладовой, признавшись
ей в своем преступлении.
Почему именно ей? Наверное,
потому, что Родион видел в
ней союзницу по
преступлению. Ведь она тоже
убивает себя как личность, но
делает она это ради своей
несчастной, голодающей
семьи.
Образ Сони Мармеладовой воплощает в себе, кроме
жертвенности, еще и христианскую любовь, веру
в покаяние и всепрощение.
Финал романа
Раскольникова отправляют
на каторгу, но Соня
остаётся рядом с ним.
Эти два одиноких
человека обрели друг
друга в очень сложный
период жизни для обоих.
В конце концов, герой
отказывается от
претензии на
избранность и находит
опору в любви к Соне.
«…Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит
город, один из административных центров России; в
городе крепость, в крепости острог. В остроге уже
девять месяцев заключен ссыльнокаторжный второго
разряда, Родион Раскольников….»
«…Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва
слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний
холодок еще не смягчился. На ней был ее бедный, старый бурнус
и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни,
похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно
улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою
руку.
Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не
подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда
как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой
встречал ее, иногда упорно молчал во всё время ее посещения.
Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби.
Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул
на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они
были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору
отворотился…. Они хотели было говорить, но не могли. Слезы
стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих
больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного
будущего, полного воскресения в новую жизнь…. Семь лет,
только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они
оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он
даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему
достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее
великим, будущим подвигом...
Но тут уж начинается новая история, история постепенного
обновления человека, история постепенного перерождения его,
постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с
новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это
могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний
рассказ наш окончен.»
Основные темы романа:
1. Христианская (вера в Бога;
покаяние души);
2. Взаимопомощи и любви;
3. Тема жертвенности (находит
отражение в образах Дуни
Раскольниковой и Сони Мармеладовой)