Проект реализует преемственно-перспективный подход к исследовательской деятельности обучающихся начальной школы, предполагает интеграцию следующих учебных предметов: литературное чтение, окружающий мир, рисование, информатика. Ребята, участвуя в проекте, научатся организовывать птичью столовую и подбирать нужный корм для птиц. Им будет полезно узнать какую пищу необходимо для разных птиц и что для них вредно. Дети помогут пернатым друзьям, ведь для птиц не так страшен холод, как голод,
«Есть такие скучные люди, для которых всё новое
старо. А мы такие, что нам и старое всё – ново. И страна
у нас такая, что сколько её не открывай, никак в ней
всего не откроешь. И если усталым глазам старожилов
кой в чём она и примелькалась, стала привычной, а
потому как будто и неинтересной, то нашим юным
пытливым глазам и нашему пытливому уму она
предстаёт в совершенно новом, чудесном и загадочном
свете. Нам – то в ней всё ново, всё дивно, всё – тайна, и,
значит, мы – настоящие колумбы своей земли».
В. В. Бианки.
07/18/17
2
свиристель
Это довольно красивая птица.
Самки окрашены более тускло,
чем самцы.Гнездятся в хвойных и
берёзовых лесах. Гнездо имеет
чашевидную форму,состоит из
сухих веточек, дно которого
выстлано перьями. Весь зимний
день свиристели проводят в
поисках пищи или же бывают
заняты едой. Они питаются
ягодами и плодами, часто
полностью снимая в лесу урожай
с рябины, калины, боярышника,
крушины, барбариса, шиповника,
можжевельника. Могут ловить на
лету насекомых.
дятел
Красивая птица, самец отличается
красным пятном на темени. Хвост у
дятла очень жесткий, так как
служит опорой при лазании птицы
по стволу дерева. У каждой пары
птиц свой большой участок. Дупло
для гнезда чаще выдалбливает на
осине. Осенью и зимой дятлы
питаются семенами хвойных
деревьев, весной и летом —
личинками и насекомыми. Дятел —
полезная птица, он уничтожает
опасных для леса вредителей.
Долбит только зараженные
вредителями деревья.
снегирь
Одна из заметных птиц наших
лесов. Окраска оперения самца
очень красива.
В первой половине зимы снегири
часто появляются в садах и парках
сел и городов, они собираются в
небольшие стайки, которые
сохраняются в течение всей зимы.
Питаются снегири растительной
пищей — семенами деревьев, их
почками, побегами, молодыми
листьями и цветами, насекомые
поедаются лишь случайно. Гнёзда
строят на ветвях ели, они имеют
чашеобразную форму.
Воробей домовый одна из
воробей
наиболее широко известных птиц,
живущих по соседству с
человеком. Это осёдлая птица.
Гнездится воробей отдельными
парами. Гнезда помещает в самых
разнообразных местах: в норах, в
дуплах, в скворечниках, обычно
это грубая постройка в виде кучи
разного натасканного хлама.
Питается домовый воробей в
основном растительными кормами
и лишь весной частично
насекомыми.
сова
Ястребиная сова – осёдлая птица.
Обитает в основном в хвойных лесах.
Питается мышевидными грызунами,
нападает и на мелких птиц. Гнездится
на деревьях с обломанными
вершинами, иногда в дуплах (осины)
или в старых гнездах птиц (вороновые,
хищные). Ястребиная сова — дневная
птица, она охотится в светлое время
дня, в особенности рано утром или под
вечер. Эта птица приносит пользу тем,
что истребляет мелких грызунов.
Внесена в Красную книгу среднего Урала.
сорока
Сорока — оседлая птица.
Зиму проводит вблизи поселений
человека, питаясь отбросами.
Питается насекомыми, грызунами,
птенцами, яйцами, зёрнами
культурных злаков. Живет эта
птица парами. Гнездо строит в
густых ветвях куста или дерева.
Разоряя гнезда птиц, таская
домашних цыплят, выбирая из
земли высеянные семена арбузов,
сороки наносят некоторый вред.
Но он невелик по сравнению с
большой пользой, приносимой
истреблением вредителей
сельского хозяйства.
синица
Большая синица распространена в
лиственных лесах. Это осёдлая
птица. Гнёзда строят в самых
разнообразных местах из тонких
веточек, корешков, сухих стебельков
трав. Зимой синицы объединяются в
стайки и перемещаются на окраины
населённых пунктов. Зимой основу
питания составляют семена
растений и яйца бабочек, а весной
— семена и жуки. Синицы приносят
пользу, истребляя вредоносных
насекомых: долгоносиков, клопов,
тлю, листоедов, шелкопрядов.
ворона
Населяет опушки и окраины лесов,
рощи, заросли речных долин. Зиму
вороны проводят у жилья человека.
Кормятся на помойках и свалках
отходами, отбросами, пищевыми
остатками. Живут стаями. Гнездо
строят из сухих веток, крупное.
Ворона — всеядная птица. Так, зимой
она поедает отбросы и остатки пищи у
жилья человека. Уничтожением
грызунов и насекомыхвредителей
ворона приносит пользу.
Нежелательны скопления ворон в
городах и поселках изза загрязнения
зданий.
дубонос
Дубонос особенно легко отличим по
чрезвычайно массивному, толстому
клюву. Обитают в лиственных
лесах, вблизи фруктовых и ягодных
садов. Дубоносы — зерноядные
птицы. Питаются они косточками
вишни, сливы, черемухи и т. д., а
также семенами клена, липы, ясеня,
ольхи, гороха, кукурузы,
подсолнечника. Едят и насекомых.
Птенцов выкармливают насекомыми
и их личинками, а кроме того и
семенами. Там, где дубоносы
многочисленны, они в период
созревания плодов и ягод наносят
некоторый вред садам.
дрозд
Пёстрый дрозд несколько
неуклюжая на первый взгляд
птица, довольно крупных размеров.
Обитает в зарослях древесной
растительности. Гнездятся
одиночками или небольшими
колониями на деревьях, кустах или
на земле; гнёзда массивные, часто
с землёй или глиной в стенках.
Питаются насекомыми, пауками,
червями, моллюсками, ягодами,
часто кормятся на земле. Дрозды
прекрасные певцы. Поёт в
глубоких сумерках и ночью.
Внесён в Красную книгу Южного
Урала.
клёст
Клёстеловик замечателен
своеобразным строением клюва.
Надклювье и подклювье
скрещиваются между собой, и
острые концы их выдаются по
бокам клюва. С помощью такого
клюва птицы быстро и ловко
раскрывают чешуйки шишек
хвойных деревьев, выбирая
семечки. Живет в хвойных лесах,
но не в кедровых. Гнездо
строится на высоких и густых
хвойных деревьях. Время
гнездования совпадает с обилием
семян ели и сосны. Живут
стайками.
поползень
Поползень — оседлая птица.
Встречается в лесах и даже в степи.
Гнездо строит в старом дупле дятла,
отверстие которого обмазывает
глиной. Зимой присоединяются к
синичьим стаям. Питаются семенами
ели, сосны, орешками, иногда долбит
кору, извлекая изпод нее личинок
насекомых. Поползни запасают
пищу впрок, засовывая в трещины
деревьев жёлуди, орешки, семена.
Питаясь жуками, большая часть из
которых вредит деревьям, поползень
приносит лесу несомненную пользу.
Анкета на птицу
Рассказ: «Лесные разведчики»
Название птицы: сова
Место обитания: дупло корявого дерева.
Образ жизни: «…совы вылетают из дупла только по ночам, когда все
другие птицы спят, поэтому никто в лесу не знает, где живут эти
страшные ночные разбойники.»
Время откладывания яиц: ранняя весна.
Появление потомства: начало лета.
Чем питаются: «... ловят мышей и птиц, разрывают
на куски и кормят ими своих птенцов».
Образ жизни: «…жили каждая в одиночку и никому
не давали покоя. Каждая сова облюбовала себе
часть леса и поселилась в ней.
Ночью бесшумно облетала свои владения».
Анкета на птицу
Рассказ: «Красная горка»
Название: воробей красноголовый
Среда обитания: сад, роща.
Место обитания: дупло в большой рябине, свободное
ласточкино гнездо.
Чем питаются: зёрна и крошки.
Из чего строят гнездо: из соломы.
Описание птенца: «…крошечный, голый,
слепой, на тоненькойтоненькой шейке
моталась большая голая голова».
Количество птенцов: 12
Анкета на птицу
Рассказ: «Птичий год. Зима.»
Название: клёст
Образ жизни: «… Вдруг точно живые цветы
запорхают между деревьями, мелькнут
жёлтые, красные, оранжевые, повиснут на
еловых лапах. Лес наполняется звонкой
перекличкой тоненьких голосов. И на голову
удивлённому путнику посыплются шишки. А
через несколько минут так же неожиданно
вспорхнёт и дальше.»
Чем питаются: отрывает с елей
шишки, лущит из них семечки.
Анкета на птицу
все,кто плохо спрятался.»
Название: сова
Рассказ: «Птичьи сутки»
Чем питается: «… берегись мыши, зайчата, птицы
Время охоты: «… короток зимой день, длинная ночь.
Совам много время для охоты. Чуть смеркается,
вылетают на охоту.»
Способ охоты: «… не успеешь и пискнуть,
как над тобой зажгутся круглые глаза и
в сонного вонзятся острые,
кривые когти.»
Польза птиц
Рассказ: «Мы и птицы. Как птицы за нас воюют».
«Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в
Садах и огородах. Крошечные это враги, но их так
много, что людям самим от них не отбиться. И если б
не великая армия птиц, погибли бы от них все наши
леса, поля, сады и огороды, настал бы ужасный
голод.
Стаи синиц, пищух, поползни и дятлы обшаривают
стволы и ветви всех деревьев, заглядывают в
каждую щёлочку корывытаскивают оттуда
спрятавшихся личинок, бабочек, жуков
древоточцев, листогрызов,
короедов.»
Польза птиц
Рассказ: «Мы и птицы. Как ещё работают на нас птицы».
«…Часто сердятся на птиц, что они едят ягоды.
Дрозды, например, и свиристели очень любят рябину,
целыми стаями налетают на неё.
Но и тут птицы приносят нам больше пользы, чем
вреда. Ягоды то они съедают, а косточки уносят
далеко от дерева. Там косточки попадают в землю,
и на будущий год из них вырастают
молодые рябинки. И выходит, что
птицы разносят семена и
садят для нас лес.»
Как помочь птицам
зимой.
«Голодом страшна зима птицам,
а не холодом.
Сыта птаха – и тепло ей
под пухом и перьями.»
В.Бианки.
«Много крох перепадает птицам с
человеческого стола.
Поэтому зимой многие птицы
жмутся к человеческому теплу.»
В.Бианки «Птичий год. Зима»
Участие в акции
«Птицам зимой
надо помогать»
«Литературные
зарисовки»
Зимовье снегирей и синиц.
Зимой на улицах нашего села можно увидеть синиц
и снегирей. Это очень красивые птицы. Они
перелетают с ветки на ветку, громко чирикают, а
питаются замороженными рябиной и яблочками. Этих
птиц необходимо беречь, так как с каждым годом их
становится всё меньше и меньше. Некоторые
мальчишки стреляют в них из рогаток и это
неправильно. Синиц и снегирей нужно подкармливать,
строить кормушки. Ведь это не только красивые, но и
полезные птицы. Они поедают вредителей, прячущихся
под корой рябины, калины и многих других деревьев. И
поэтому мы должны заботится о них.
Ученик 2 «а» класса Кожевников Макар.
«Стихи о птицах»
Снегирь.
Зима идёт, зима спешит,
Снегирь в гости к нам летит,
Мы очень любим снегирей,
Прилетайте к нам скорей!
Ученица 2 «А» класса
Бош Екатерина
«Стихи о птицах»
Синицы.
Построю я кормушку
И зёрна положу,
Синички прилетают,
А я в окно гляжу.
Ученица 2 «а» класса
Бертова Альбина
«Мы рисуем
птиц»
Рисунки учениц 2 «а» класса
Луковниковой Ксении и Колтаковой Анастасии
«Мы рисуем птиц»
Рисунок ученицы 2 «а» класса
Иневаткиной Екатерины
Над проектом работали:
Ученики 2 «а» класса:
Руководитель и
технический редактор
проекта:
Ильина Татьяна
Петровна
Список использованной
литературы:
1. В. Бианки. Рассказы и сказки. Собрание сочинений в з томах, том 1.
Ленинград: Детская литература, 1972.
2. Вильчек Г. Большая детская энциклопедия. Птицы и звери. – ООО «Мир
энциклопедий», 2009.
3. Красная книга Алтайского края. Животные. Издательство: Барнаул.
Администрация Алтайского края, 2006.
4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: ВентанаГрафф,
2002.
5. Храбры В. М. Школьный атлас — определитель птиц: Книга для
учащихся. — М.: Просвещение, 198
6. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и
практика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
7. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –
Ярославль: «Академия развития», 1997.
8. Цыбулин С.М. Птицы Алтая: пространственновременная
дифференциация, структура и организация населения. Новосибирск:
Наука, 2009.