Урок письма в 4 классе
Тема: Правописание предлогов
Цель: развитие умений подбирать нужный по смыслу предлог
Задачи: формировать и развивать умения подбора предлогов;
пополнять словарный запас учащихся;
корригировать и развивать связную устную речь учащихся (при подборе
предлогов в предложениях).
Ход урока:
1. Организационно – мотивационный этап.
Ну – ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку «пять».
Сейчас у нас урок письма. Но для того, чтобы начать урок, нужно подготовить
наши пальцы. (разминка для пальцев)
Откройте тетради, запишите число в тетрадь.
А) Минутка чистописания.
Отгадайте загадку:
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка)
Назовите первый звук в слове варежка (звук В). Дайте характеристику этому
звуку (согласный, звонкий, твердый).Пропишем букву В в тетрадь.
Отгадайте еще одну загадку:
Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн)
Назовите первый звук в слове комбайн, дайте ему характеристику (согласный,
глухой, твердый). Пропишем букву К в тетрадь.
2. Повторение пройденного.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну маленьких слов. Как
строится дом из кирпичей, так и наша речь состоит из слов. Слова бывают
длинные, слова бывают короткие. А есть слова очень короткие, в которых всего
две буквы, а может даже и одна. Что это за слова? Это мы сейчас узнаем.
А) Из слов составьте предложение:
небе крупные
снежинки. кружат
Какое предложение получилось? (небе кружат крупные снежинки.)
Это правильное и красивое предложение? Чего в нем не хватает? Что за слово
В? Какие предлоги еще знаете? Кто живет в стране маленьких слов?
Кирпичи, чтобы они не рассыпались, промазывают цементом. Цемент, как
клей, соединяет большие и маленькие кирпичи.
А что делают предлоги? Они помогают связать слова в предложения, в
понятную речь. Вот такая у них волшебная роль. И сегодня на уроке мы будем
учиться подбирать нужные предлоги.
Б) Возьмите карточку. В коробочке у вас предлоги. Подберите для каждого
птенца нужный предлог – где он находится, и вставьте предлог в пустой
квадратик.
К дереву, на ветке, в окно, под зонтиком, у дерева, за деревом, от дерева.
В) У каждого есть картинка. Нужно составить предложение, используя предлог.
Каждый свое предложение записывает в тетрадь и отмечает предлог.Книга лежит на столе. Картина висит на стене. Кувшин стоит на столе.
Книги стоят на полке. Белка сидит на ветке. Кубики лежат в коробке.
Птица сидит в гнезде. Цветы стоят в вазе. Грибы лежат в корзине.
Карандаш лежит в пенале. Рыбки плавают в аквариуме. Книги стоят в
шкафу.
Как вы написали предлоги со словами?
Предлоги мы пишем отдельно от слов –
В грамматике это основа основ.
3. Физкультминутка
Давайте отдохнем и поиграем. Игра называется «Движения». Я буду говорить,
что вам делать, а вы выполнять.
положите руки на тетрадь;
положите ручку около тетради;
правое колено на левое;
встаньте за стулом;
вытяните руки перед собой;
положите руки на пояс;
возьмите левой рукой за правое ухо;
наклонитесь в правую сторону, затем в левую;
сядьте на место.
4. Работа по развитию речи.
Перед вами листочки с текстом. Это знакомая вам сказка. Ваша задача –
вместо пропусков вставить нужные предлоги и назвать сказку.
Жили – были _в__ лесу кот да петух. Кот ходил _на__ работу, а петух дома
сидел, _за__ домом глядел.
Проведала лиса, что петушок один остаётся, и решила его унести _из__ дома.
Пришла она _к__ избушке, уселась _под__ окошком и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни __в_ окошко,Дам тебе горошку!
Как называется сказка? («Кот, петух и лиса»). Записать этот текст в тетрадь,
отметить предлоги.
5. Рефлексия учебной деятельности.
В какой стране мы сегодня побывали? Что такое предлог? Какова его роль в
предложении? А теперь посмотрите на буквы, которые мы писали на
чистописании. Почему мы их писали? (Это предлоги)
Давайте сыграем еще в одну игру. Игра называется «Найди ошибки».
Птица сидит на(в) клетке. Ваза стоит в(на) столе. В(на) клумбе расцвели цветы.
Рыбы живут на(в) воде. Лиса живет на(в) норе.
Молодцы! Спасибо за урок!