ЭТАПЫ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛЮБОГО ТЕКСТА
Первый этап – смысловое прогнозирование (антиципатия).
Второй этап – «вербальное считывание»
Третий этап – определение смысловых связей, «вычитывание автора в тексте.
Четвёртый этап – результат проделанной смысловой работы – носит синтетический характер.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ :
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Начальная школа Выпускник научится
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенные утверждения; характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное изучение, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких
источников.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Начальная школа
Выпускник научится
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться
делать выписки из прочитанных текстов с
учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные
аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Начальная школа
Выпускник научится
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной
точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими
источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Стратегии работы с текстом
Стратегии
предтекстовые:
Антиципация
Ориентиры
предвосхищения
Рассечение вопросов
Алфавит
Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения
Мозговой штурм
Стратегии
текстовые:
Чтение с остановками
Чтение в кружок
Чтение с пометами
Прочти вслух и выскажись
Театр у микрофона
Взаимовопросы и ответы
Мозаика
Экскурсия по книге
«Идеал»
Послетекстовые стратегии
«Море вопросов» («дерево вопросов»)
Соотношение вопроса и ответа
Чтение с пометами (инсерт)
Составление таблиц: концептуальных,
«Знаю, хочу узнать, узнал»
Бортовой журнал
Карта рассказа
Логические схемы:
«Дом с колоннами»,
«Паучок», «Дерево»
Кластер
Составление плана
Синквейн, хокку
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов
Коммуникативные
УУД
Исследовательские
и проектные
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Чтение
в составе УУД
Личностные
УУД
Междисциплинарная программа начальной школы
«Чтение. Работа с текстом»
Междисциплинарная программа основной школы
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Основа успешной сдачи ЕГЭ
Регулятивные УУД
Личностные результаты
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя
Уравнове-
шенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах
Владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.), способность объективно относится к результатам своего труда
Умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, а также логично строить текст
Метапредметные результаты
Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личные позиции, социальные компетенции
Способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности
Предметные результаты
Ф
Г
О
С
По мотивам притчи Р.Х. Ривз "Школа зверей"
Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка,
рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий
вошел бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в
Программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное
лазание по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали
настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.
Хотя кролик и получал пятерки по бегу, с перпендикулярным лазанием по деревьям у него были
трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозгов и
бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятерки по бегу он получает тройку, а по
перпендикулярному лазанию, конечно, всегда единицу. Птица очень хорошо летала, но когда ей
пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья.
Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские
трудности в перпендикулярном лазании.
В конце концов первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь,
который делал все наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все
предметы, и это называлось"широким общим образованием".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.