Развитие навыков смыслового чтения в рамках ФГОС
Сидельникова Наталия Владимировна учитель начальных классов МОУ СОШ № 15
г. Твери
ЧТЕНИЕ – это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
ЭТАПЫ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛЮБОГО ТЕКСТА
Первый этап – смысловое прогнозирование (антиципатия).
Второй этап – «вербальное считывание»
Третий этап – определение смысловых связей, «вычитывание автора в тексте.
Четвёртый этап – результат проделанной смысловой работы – носит синтетический характер.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ :
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
К основным типам чтения относятся:
коммуникативное чтение вслух и про себя;
учебное;
самостоятельное.
Основными видами чтения являются:
I. Ознакомительное.
II. Поисковое или просмотровое.
Ориентировочное.
Обзорное.
Конспективное.
Реферативное.
III. Изучающее.
IV. Вдумчивое.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Первый этап – работа с текстом до чтения.
Второй этап – работа с текстом во время чтения.
Третий этап – работа с текстом после чтения.
Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Начальная школа Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Начальная школа
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Начальная школа
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Умения, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ
Поиск информации
Интерпретация информации
Оценка информации
БЛОК А
БЛОК В
БЛОК С
КИМы по русскому языку, литературе, истории и др.
Стратегии работы с текстом
Стратегии
предтекстовые:
Стратегии
текстовые:
Послетекстовые стратегии
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов
Коммуникативные
УУД
Исследовательские
и проектные
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Чтение
в составе УУД
Личностные
УУД
Междисциплинарная программа начальной школы
«Чтение. Работа с текстом»
Междисциплинарная программа основной школы
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Основа успешной сдачи ЕГЭ
Личностные результаты
Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя
Уравнове-
шенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах
Владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.), способность объективно относится к результатам своего труда
Умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, а также логично строить текст
Метапредметные результаты
Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личные позиции, социальные компетенции
Способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности
Предметные результаты
Ф
Г
О
С
По мотивам притчи Р.Х. Ривз "Школа зверей"
Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка,
рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий
вошел бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в
Программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное
лазание по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали
настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.
Хотя кролик и получал пятерки по бегу, с перпендикулярным лазанием по деревьям у него были
трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозгов и
бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятерки по бегу он получает тройку, а по
перпендикулярному лазанию, конечно, всегда единицу. Птица очень хорошо летала, но когда ей
пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья.
Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские
трудности в перпендикулярном лазании.
В конце концов первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь,
который делал все наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все
предметы, и это называлось"широким общим образованием".
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.