Данный материал представлен в форме презентации и разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 11 класса по соответствующей теме. Материал представлен в простой и наглядной форме, помогающей лучшему усвоению темы урока. Используется как приложение к соответствующему конспекту урока.
Развитие взглядов
Развитие взглядов
на природу света.
на природу света.
Скорость света.
Скорость света.
§ 59 62
§ 59 62
Вид урока: лекция с элементами
Вид урока: лекция с элементами
эвристической беседы
эвристической беседы
Цель: способствовать развиию
Цель: способствовать развиию
информационно – коммуникативной
информационно – коммуникативной
компетенции
компетенции
Задача: рассмотреть две концепции на
Задача: рассмотреть две концепции на
природу света
природу света
АКТУАЛИЗАЦИЯ
АКТУАЛИЗАЦИЯ
1.Вспомните, что
1.Вспомните, что
такое свет? ______
такое свет? ______
2.А как
2.А как
распространяется
распространяется
свет? _____
свет? _____
3.А с какой
3.А с какой
скоростью
скоростью
распространяется
распространяется
свет? __________
свет? __________
НОВАЯ ТЕМА
НОВАЯ ТЕМА
СЕЙЧАС мы знаем, что …
СЕЙЧАС мы знаем, что …
СветСвет – это эл/маг волны
– это эл/маг волны
Но такие представления о свете
Но такие представления о свете
были не всегда
были не всегда
Первые представления о свете
Первые представления о свете
Были весьма наивны:
Были весьма наивны:
«из глаз выходят
«из глаз выходят
особые тонкие
особые тонкие
щупальца, которые и
щупальца, которые и
ощупывают предметы,
ощупывают предметы,
в результате чего и
в результате чего и
возникают зрительные
возникают зрительные
впечатления»
впечатления»
ОПЫТ № 1: с лампочкой – источник
ОПЫТ № 1: с лампочкой – источник
(включить)
(включить)
____
____
1.что вы наблюдаете? ___
1.что вы наблюдаете? ___
2.как распространяется свет от лампочки? ____
2.как распространяется свет от лампочки? ____
3.достигает ли свет предметов вокруг лампочки?
3.достигает ли свет предметов вокруг лампочки?
4.нагреваются ли при этом предметы? ___
4.нагреваются ли при этом предметы? ___
5.попадает ли свет от лампочки нам в глаза? ___
5.попадает ли свет от лампочки нам в глаза? ___
Мы видим окружающие нас предметы, потому что
Мы видим окружающие нас предметы, потому что
свет вызывает зрительные ощущения
свет вызывает зрительные ощущения
____
____
6.можно ли лампочку назвать источником света?
6.можно ли лампочку назвать источником света?
7.можно ли нас назвать приёмником света? ____
7.можно ли нас назвать приёмником света? ____
8.происходит ли передача воздействия в опыте от
8.происходит ли передача воздействия в опыте от
источника к приёмнику? ______
источника к приёмнику? ______
ВЫВОД: при распространении света происходит
при распространении света происходит
ВЫВОД:
передача воздействий от источника к приёмнику
воздействий от источника к приёмнику
передача
учёный
учёный
суть
суть
определен
определен
ие света
ие света
не могла
не могла
объясни
объясни
тьть
опыт
опыт
волновая
волновая
Гюйгенс
Гюйгенс
без переноса вещества
без переноса вещества
Свет
Свет
это
это
волны, ,
волны
в
распространяющиеся
в
распространяющиеся
эфире,
среде
особой
эфире,
особой
среде
всё
заполняющем
всё
заполняющем
и
пространство
пространство
и
проникающем внутрь всех
проникающем внутрь всех
телтел
–
–
прямолинейное
прямолинейное
распространение
распространение
приводящее к теням
приводящее к теням
света,
света,
штативе
штативе
закрепить
закрепить
колокольчик, привязать к
колокольчик, привязать к
его
и
его
и
дёрнуть – звон (изменение
дёрнуть – звон (изменение
состояния верёвки)
состояния верёвки)
язычку шнурок
язычку шнурок
на
на
корпускулярная
корпускулярная
Ньютон
Ньютон
с переносом вещества
с переносом вещества
Свет это поток частиц
поток частиц, ,
Свет это
идущих от источника во
идущих от источника во
все стороны
все стороны
почему
почему
световые
световые
пучки,
пучки,
в
пересекаясь
пересекаясь
в
пространстве, никак не
пространстве, никак не
действуют друг на друга
действуют друг на друга
штативе
штативе
закрепить
закрепить
колокольчик и кинуть в
колокольчик и кинуть в
него шарик
звона
него шарик
звона
переносчик
(шарик
(шарик
переносчик
вещества)
вещества)
–
–
–
–
Обе теории существовали и развивались
Обе теории существовали и развивались
В В начале
**дифракция
**интерференция
параллельно друг другу
параллельно друг другу
начале XIXXIX в впервые были изучены:
в впервые были изучены:
дифракция – огибание светом препятствий
– огибание светом препятствий
интерференция – усиление или ослабление
– усиление или ослабление
света при наложении световых пучков друг
света при наложении световых пучков друг
на друга =>
на друга =>
победу
победу
света
света
начале XXXX в в неожиданно выяснилось
неожиданно выяснилось, что
, что
при излучении и поглощении свет ведёт себя
при излучении и поглощении свет ведёт себя
подобно потоку частиц. Были обнаружены
. Были обнаружены
подобно потоку частиц
квантовые свойства света.
света.
квантовые свойства
ВЫВОД: свет имеет двойственную структуру
свет имеет двойственную структуру
ВЫВОД:
(корпускулярно – волновой дуализм)
(корпускулярно – волновой дуализм)
Волновая теория одержала окончательную
Волновая теория одержала окончательную
Максвелл заложил основы эл/маг теории
Максвелл заложил основы эл/маг теории
В В начале
Скорость света в среде меньше, чем в
Скорость света в среде меньше, чем в
вакууме
вакууме
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
1.Назовите два способа
1.Назовите два способа
измерения скорости света
измерения скорости света
2.В чём суть измерения скорости
2.В чём суть измерения скорости
света в астрономическом
света в астрономическом
методе?
методе?
3.Как измеряют скорость света
3.Как измеряют скорость света
лабораторным методом?
лабораторным методом?