Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
Оценка 4.6
Контроль знаний +2
pptx
биология +1
9 кл—11 кл
28.05.2017
РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей. Материал предназначен для подготовки к экзамену по биологии в 9 классе. Задания можно использовать на уроках биологии 9,10,11 классах. Каждый слайд содержит задачу и пояснение к ней. Анимация на слайдах поможет педагогу применить презентацию на любом этапе урока.
9 класс. Роль биологии в практической деятельности людей.pptx
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
РЕШУ ОГЕ: БИОЛОГИЯ
Роль биологии
в практической деятельности
людей
ПОДГОТОВИЛА: МИЛУНОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
САМАРА 2017
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
1. Какое био ло ги че ское ис сле до ва ние может
про ве сти женщина, изображённая на кар ти
не Анри Ма тис са «Женщина перед
аквариумом»?
1) определить фи зи че ские свой ства воды в
аквариуме
2) сравнить со став воды в ак ва ри уме с водой
в реке
3) определить ви до вой со став оби та те лей
аквариума
4) описать форму аквариума
Пояснение.
К био ло ги че ским ис сле до ва ни ям от но сит ся опре де ле ние ви
до во го состава.
Ответ: 3.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
2. Как называют науку, изучающую закономерности исторического
развития органического мира?
1) Анатомия 2) эволюционное учение
3) Генетика 4) экология
Пояснение.
Эволюционное учение — комплекс знаний об историческом развитии
(эволюции) живой природы.
Анатомия — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий
строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и
изменчивости.
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их
сообществ между собой и с окружающей средой.
Ответ: 2.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
3. Система наи бо лее общих зна ний в определённой об ла сти
науки — это
1) Факт 2) эксперимент 3) теория 4)
гипотеза
Пояснение.
Теория (3) — учение, си сте ма идей или принципов. Яв ля ет ся совокупностью
обоб щен ных положений, об ра зу ю щих науку или ее раздел. Тео рия выступает
как форма син те ти че ско го знания, в гра ни цах которой от дель ные понятия,
ги по те зы и за ко ны теряют преж нюю автономность и ста но вят ся элементами
це лост ной системы.
Гипотеза — пред по ло же ние или догадка; утверждение, пред по ла га ю щее
доказательство, в от ли чие от аксиом, постулатов, не тре бу ю щих
доказательств.
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при по
мо щи которого в кон тро ли ру е мых и управ ля е мых условиях ис сле ду ют ся
явления действительности.
Наблюдаемый факт — это опи са ние того, что можно на блю дать при не ко то
рых условиях. Усло вия проведения на блю де ния — опи са ние того, при каких
усло ви ях можно на блю дать описанное в пер вой части утверждения.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
4. На рисунке изображён великий русский и
советский естествоиспытатель, мыслитель и
общественный деятель XX в., известный тем, что
создал
1) учение о доминанте
2) клеточную теорию
3) учение о биосфере
4) теорию возникновения человека
Пояснение.
На портрете изображен В. И. Вернадский, создавший учение о
биосфере и ноосфере.
Ответ: 3.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
5. Сформулировать гипотезу — значит
1) собрать имеющиеся факты
2) выдвинуть предположение
3) подтвердить объективность полученных
данных
4) провести эксперимент
Пояснение.
Гипотеза — это предположение или догадка; утверждение,
предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов,
не требующих доказательств.
Ответ: 2.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
6. На рисунке изображён великий
английский естествоиспытатель и биолог
середины XIX в.,
известный тем, что создал
1) рефлекторную теорию
2) теорию эволюции
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
Пояснение.
На портрете Чарльз Дарвин (в молодости), выдвинувший теорию
эволюции.
Ответ: 2.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
7. Законы наследования признаков организма
установил
1) И. П. Павлов
2) И. И. Мечников
3) Г. Мендель
4) Ч. Дарвин
Пояснение.
Г. Мендель — основоположник генетики;
И. П. Павлов — создатель науки о высшей нервной деятельности и
представлений о процессах регуляции пищеварения;
И. И. Мечников — фагоцитарная теория иммунитета;
Ч. Дарвин — эволюционная теория.
Ответ: 3.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
8. Какая наука изучает процесс
фотосинтеза?
1) генетика
2) физиология
3) экология
4) систематика
Пояснение.
Физиология представляет собой комплекс
естественнонаучных дисциплин, изучающих как
жизнедеятельность целостного организма, так и отдельных
физиологических систем и процессов, органов, клеток,
клеточных структур.
Ответ: 2.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
9. Это порт рет члена Лон дон ско го ко ро
лев ско го общества, ко то рый пер вым
уви дел и опи сал микробов. Кто это?
1) Дж. Пристли
2) У. Гарвей
3) А. Везалий
4) А. Левенгук
Пояснение.
На портрете изображен Антони ван Левенгук — нидерландский
натуралист, один из основоположников научной микроскопии.
Изготовив линзы с 150-300-кратным увеличением, впервые наблюдал
и зарисовал (публикации с 1673) ряд простейших, сперматозоиды,
бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
10. На рисунке изображён великий
французский естествоиспытатель и
биолог конца XVIII — начала XIX в.,
известный тем, что создал первую
научную
1) хромосомную теорию
2) теорию эволюции живого мира
3) клеточную теорию
4) теорию иммунитета
Пояснение.
На портрете изображен Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк,
известный тем, что стал первым биологом, который попытался создать
стройную и целостную теорию эволюции живого мира.
Ответ: 2.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
11. Факт существования сезонной линьки у
животных был установлен
1) методом микрокопирования
2) методом наблюдения
3) экспериментальным методом
4) гибридологическим методом
Пояснение.
Линька — смена покровов тела у животных — была установлена
путем наблюдения. Наблюдение — организованное,
целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью их
изучения в определённых условиях.
Ответ: 2.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
12. Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить
рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) Описание 2) наблюдение 3) эксперимент 4)
моделирование
Пояснение.
Экспериментальный метод заключается в активном изучении того
или иного явления.
Описательный метод является самым старым методом и основан на
наблюдении организмов. Он заключается в сборе фактического
материала и описании его.
Наблюдение — целенаправленное изучение объектов или явлений
(метод собирания информации)
Моделирование — исследование объектов познания на их моделях;
построение и изучение моделей реально существующих объектов,
процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а
также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Ответ: 3.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
13. Выдающийся рус ский физиолог, учёный-энциклопедист
конца XIX в. И. М. Се че нов известен тем, что объяснил
1) ме ха низ мы движения крови по ма ло му и боль шо му кругам
кровообращения
2) при ро ду образования услов ных и без услов ных рефлексов у че ло ве ка
и животных
3) ме ха низ мы зрительного вос при я тия сетчаткой глаза
4) при ро ду психических явлений, в ос но ве которых лежат фи зио ло ги че
Пояснение.
ские процессы — рефлексы
4. И. М. Се че нов в клас си че ском труде «Рефлексы го лов но го мозга» (1866)
обос но вал рефлекторную при ро ду сознательной и бес со зна тель ной
деятельности, показал, что в ос но ве психических яв ле ний лежат фи зио ло ги
че ские процессы, ко то рые могут быть изу че ны объективными методами. От
крыл явления цен траль но го торможения.
1. У. Гарвей — два круга кровообращения;
2. И. П. Павлов — при ро да образования услов ных рефлексов;
3. М. В. Ломоносов, впер вые в мо но гра фии «о трех ма те ри ях дна ока»,
сфор му ли ро вал трехсоставную тео рию цветового зрения.
Ответ: 4.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
14. Какой уровень организации
жизни отражён на данной
фотографии?
1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) популяционно-видовой
Пояснение.
На фотографии изображена стая фламинго. Популяционно-видовой
уровень организации жизни состоит из группы родственных особей,
специфическим
объединённых
взаимодействием с окружающей средой (популяций и видов).
Ответ: 4.
определённым
генофондом
и
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
15. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз
у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом
исследования он воспользуется?
1) Экспериментальным 2) генеалогическим
3) Наблюдения 4) гибридологическим
Пояснение.
Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет
определить тип наследования (доминантный или рецессивный,
аутосомный или сцепленный с полом) признака, а также его моногенность
или полигенность. На основе полученных сведений прогнозируют
вероятность проявления изучаемого признака в потомстве.
Ответ: 2.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
16. Какой уровень организации
жизни отражён на данном рисунке?
1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) организменный
4) биогеоценотический
Пояснение.
Биогеоценотический (экосистемный) уровень. Популяции разных видов
всегда образуют в биосфере Земли сложные сообщества — биоценозы.
Биоценоз — совокупность растений, животных, грибов и прокариот,
населяющих участок суши или водоема и находящихся в
определенных отношениях между собой.
Ответ: 4.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
17. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при
установлении родства между растениями рожь посевная (1) и
кукуруза сахарная (2)?
1) абстрагирования
2) сравнения
3) моделирования
4) экспериментальным
Пояснение.
Наука систематика пользуется методом сравнения.
Ответ: 2.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
18. Какой термин в переводе с греческого означает «знание
о душе»?
1) анатомия
2) физиология
3) гигиена
4) психология
Пояснение.
Психология (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — наука,
изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и
процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, а
также психологических особенностей отдельных людей либо их
групп.
Ответ: 4.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
19. Какой уровень организации жизни отражён на гравюре
И. Шишкина «Ручей в лесу»?
1) биогеоценотический
2) популяционно-видовой
3) биосферный
4) органоидно-клеточный
Пояснение.
Так как на гравюре изображен элемент
биогеоценоза (разнообразие видов растений и
участок рельефа), то это биогеоценотический.
Ответ: 1.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
20. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения
и улучшения здоровья человека?
1) анатомия
2) антропология
3) ветеринария
4) гигиена
Пояснение.
Гигиена — наука, изучающая влияние факторов внешней
среды на организм человека с целью оптимизации
благоприятного и профилактики неблагоприятного
воздействия.
Ответ: 4.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
21. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в
крови у человека?
1) Динамометр 2) спирометр 3) фонендоскоп 4)
глюкометр
Пояснение.
Глюкометр — прибор для измерения уровня глюкозы в органических
жидкостях (кровь и т. п.).
Динамометр — прибор для измерения силы или момента силы.
Спирометр — медицинский прибор для измерения объёма воздуха,
поступающего из лёгких при наибольшем выдохе после наибольшего
вдоха.
Фонендоскоп — медицинский прибор, применяемый для
выслушивания тонов сердца, дыхательных шумов и др. звуков,
возникающих в организме.
Ответ: 4.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
22. На ри сун ке изображён фраг
мент эн це фа ло грам мы
человека.
Рас шиф ро вать её поз во лят зна
ния в области
1) анатомии
2) физиологии
3) генетики
4) гигиены
Пояснение.
Рас шиф ро вать её поз во лят зна ния в об ла сти физиологии. Т.к. фи зио ло гия
это наука о "работе" органа.
Физиология изу ча ет основное ка че ство живого — его жизнедеятельность,
со став ля ю щие её функ ции и свойства, как в от но ше нии всего организма,
так и в от но ше нии его частей.
Ответ: 2
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
23. Каким ме то дом вос поль зу ет ся учёный-зоолог при уста нов ле
нии род ства между озёрной ля гуш кой (1) и зелёной жабой (2)?
1) аб стра ги ро ва ния
2) экс пе ри мен таль ным
3) моделирования
4) сравнения
Пояснение.
Сравнительный – поз во ля ет изу чать путём срав не ния сход ства и раз ли
чия живых организмов, а также их частей. По лу чен ные дан ные дают
воз мож ность объ еди нять в груп пы рас те ния и животные. Этот метод
ис поль зо вал ся при со зда нии кле точ ной теории, си сте ма ти ки и для под
твер жде ния тео рии эволюции. В на сто я щее время он при ме ня ет ся
прак ти че ски во всех на прав ле ни ях дан ной науки.
Презентация РЕШУ ОГЭ: БИОЛОГИЯ Роль биологии в практической деятельности людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.