Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Оценка 4.9
Занимательные материалы +4
pps
русская литература
7 кл—11 кл
28.01.2017
Презентация «Типы лирического героя» может быть использована как на уроках литературы в 9-11 классе при изучении поэзии Серебряного века, так (с некоторыми изменениями) и во внеклассной работе по литературе с учениками 7-8 и 9-11 классов. Рассматриваются понятия "лирический герой" и "автор" с целью их различения учениками. Приводятся примеры из творчества Н. Гумилёва, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, а также некоторые биографические сведения о поэтах.Презентация «Типы лирического героя в поэзии серебряного века»
6. tipu_liricheskogo_geroya.pps
Типы лирического
героя
в поэзии
серебряного века КТО ведет повествование?
КТО герой
поэтического произведения,
а КТО его автор? ?
Мчитесь вы, будто как я же
Изгнанники, с милого севера
В сторону южную.
(М.Ю.Лермонтов. «Тучки».)
Эти слова М.Ю.Лермонтов
говорит о себе? ? Давайте подумаем:
сам поэт,
реальный человек,
и тот, кто говорит
в стихотворении «Я»,
это одно и то же лицо? Высока луна Господня.
Тяжко мне.
Истомилась я сегодня
В тишине.
Никого нигде не будит
Быстрый шаг.
Жданный путник, кто ж он будет
Друг иль враг?
Ни одна вокруг не лает
Из подруг.
Скучно, страшно, замирает
Все вокруг.
Под холодною луною
Я одна.
Нет, невмочь мне – я завою
У окна.
В ясных улицах так пусто,
Так мертво.
Не слыхать шагов, ни хруста.
Ничего.
Высока луна Господня,
Высока.
Грусть томит меня сегодня
И тоска.
Землю нюхая в тревоге,
Жду я бед.
Слабо пахнет на дороге
Чейто след.
Просыпайтесь, нарушайте
Тишину.
Сёстры, сёстры! Войте, лайте
На луну!
(Ф.Сологуб. «Высока луна Господня») Я – попугай с Антильских островов,
Но я живу в квадратной келье мага.
Вокруг – реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.
(Н.Гумилёв.
«Я – попугай с Антильских островов…») Тот, кто говорит в стихотворении «я»,
это и есть
лирический герой.
сам же поэт – это автор,
создатель литературного
произведения, реально
существующий человек. Лирический герой –
это не реальная фигура,
а выдуманная. Это как бы
«часть души» поэта, то,
что поэта больше всего
интересует в себе.
Понятие «автор» гораздо шире. ?Некоторые из нас ведут
дневник, где записываются
основные события.
Но разве мы до конца правдиво
излагаем все факты?
По сути, мы в дневнике играем
какуюто роль – роль самих себя,
Но таких, какими мы хотели бы
быть. Поэты серебряного века
тоже сознательно трудились
над созданием своего имиджа,
стремясь слиться со своим
лирическим героем. И современники запомнили
этих поэтов именно такими,
какими те стремились
предстать: похожими на их
лирических героев. •Н.Гумилёв
«Белобрысый,
самоуверенно подтянутый
юноша»;
внешне крайне
неблагообразный, с
косящим взглядом и
шепелявой речью;
на первых порах к нему
относились иронически
покровительственно,
считая его человеком мало
начитанным и
недостаточно
образованным.
(Современники о Н.Гумилёве) В книжке же «Путь конквистадора»
(изданной на деньги родителей за год до
окончания гимназии) Н.Гумилёв предстаёт
перед читателем
в образе надменного «конквистадора
в панцире железном»,
которому «всё открыто в этом мире»;
рыцаря «без страха и упрёка»
с «гордым духом» и «сверкающим
мечом». И Н.Гумилёв заставил окружающих
относиться к себе иначе:
он совершил ряд путешествий на Восток,
много читал, тщательно редактировал
свои стихи и, наконец, стал одним
из основателей нового литературного
направления – акмеизма. Таким образом, поэт как бы
создал для себя «образец»
лирического героя и старался
соответствовать ему
в жизни. А какими представляли своих
лирических героев К.Бальмонт
и Ф.Сологуб?
И как соотносятся их
лирические герои с личностями
самих поэтов?
Какие факты биографии поэтов
помогают лучше понять их стихи? К.Д.Бальмонт
Автор нескольких
поэтических
сборников.
Совершил несколько
кругосветных
путешествий.
Сделал множество
переводов из поэзии
Запада и Востока.
Принадлежит к
поколению «старших»
символистов. К.Д.Бальмонт
В ранних стихах преобладают мотивы
неприятия мира, но для него характерны
и способность передать мгновение,
утверждение мимолётности жизни,
изменчивости настроений
Зрелое творчество проникнуто мечтой о
Солнце и Красоте.
Свой идеал искал в глубокой древности,
в укладе жизни первобытных народов. К.Бальмонт
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
Пусть будет завтра мрак и
холод,
Сегодня сердце отдам
лучу.
Я буду счастлив! Я буду
молод!
Я буду дерзок! Я так хочу!
Я в этот мир пришёл, чтоб
видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб
видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб
видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в
едином взоре,
Я властелин. К.Бальмонт
Мне нравится всё, что
земля мне дала,
Все сложные ткани и
блага и зла,
Всего я касался,
всему я молюсь,
Ручьём я смеялся, но
с морем сольюсь.
Я – изысканность русской
медлительной речи,
Предо мною другие поэты
– предтечи,
Я впервые открыл в этой
речи уклоны,
Перепевные, гневные,
нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей. К.Бальмонт
Будем как солнце! Забудем
о том,
Кто нас ведёт по пути
золотому,
Будем лишь помнить, что
вечно к иному,
К новому, сильному, к
доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне
золотом.
Будем молиться всегда
неземному
В нашем хотенье земном!
Я вольный ветер, я вечно
вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю,
вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы. Ф.Сологуб
«Сидит мешковато на кресле,
нога на ногу, слегка потирает
маленькие, очень белые руки.
Лысая голова, темя слегка
заострённое, крышей, вокруг
лысины – седина. Лицо чуть
мучнистое, чуть одутловатое.
На левой щеке, возле носа с
лёгкой горбинкой, большая
белая бородавка. Рыжевато
седая борода клином,
небольшая, и рыжевато
седые, висящие вниз усы.
Пенсне на тонком шнурке,
над переносицей складка,
глаза полузакрыты. Когда
Сологуб их открывает, их
выражение можно бы
передать вопросом: «А вы
всё ещё существуете?»
(Поэт Владислав Ходасевич,
1908г.) Фёдор Кузьмич Тетерников
Ф.Сологуб
Старался в литературе воплотить стихию
«дьяволизма» и «демонизма», культ смерти,
небытия.
Был мистификатором и в жизни: сын портного
и прислуги, провинциальный учитель,
присвоил графское и известное в литературе
имя Фёдора Соллогуба – отбросил лишь титул
и одно «л» (был в литературе и настоящий
Ф.Соллогуб – поэт, друг философа
В.Соловьёва).
Стал выдавать себя за ненавистника жизни.
Символист. « Я знаю точно, от чего
умру. Я умру от
декабрита.
Что это такое?
Декабрит – это болезнь,
от которой умирают в
декабре…»
(Из разговора Ф.Сологуба и
К.Федина.) Каждый год я болен в
декабре,
Не умею я без солнца жить…
Тьма меня погубит в декабре.
В декабре я перестану жить.
Ф.Сологуб, 1913 год. «Я продежурил около него
бесконечную ночь, и мне
казалось, что новое его лицо
говорило, что он, в сущности,
очень любил жизнь, а свою
несчастную игру со смертью
проиграл и сдаётся».
(Из воспоминаний К.Федина.) Ф.Сологуб
Живы дети, только дети,
Мы мертвы, давно мертвы.
Смерть шатается на свете
И махает, словно плетью,
Уплетённой туго сетью
Возле каждой головы.
Когда я в бурном море
плавал
И мой корабль пошёл ко дну,
Я так воззвал: «Отец мой,
Дьявол,
Спаси помилуй, я тону.
Не дай погибнуть раньше
срока
Душе озлобленной моей,
Я власти тёмного порока
Отдам остаток чёрных
дней!» Ф.Сологуб
О смерть! Я твой. Повсюду
вижу
Мы устали преследовать
цели,
Одну тебя – и ненавижу
Очарования земли.
Людские чужды мне
восторги,
Сраженья, праздники и
торги –
Весь этот шум в земной
пыли…
На работу затрачивать силы,
Мы созрели
Для могилы… Ф.Сологуб
Устав брести житейскою
пустыней,
Но жизнь любя,
Смотри на жизнь, как на
непрочный иней,
Не верь в себя…
Не верь, что тот же самый был ты
прежде,
Что и теперь,
Не доверяйся радостной
надежде,
Не верь, не верь!
В тени косматой ели
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой.
…………………………
Держусь, томлюсь, качаюсь,
Вперёд, назад,
Вперёд, назад,
Хватаюсь и мотаюсь,
И отвести стараюсь
От чёрта томный взгляд.
В тени косматой ели
Визжат, кружась гурьбой:
«Попался на качели,
Качайся, чёрт с тобой». Ф.Сологуб
Недотыкомка серая
Всё вокруг меня вьётся да вертится,
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?
Недотыкомка серая
Истомила коварной улыбкою,
Истомила присядкою зыбкою,
Помоги мне, таинственный друг! ?
Какие основные темы оказываются
в центре внимания лирических
героев К.Бальмонта и Ф.Сологуба?
Какие предметы и явления
окружающего мира попадают в
поле их зрения?
Чем определяется отбор тем
материала для творчества? ?
Как относятся лирические герои
Бальмонта и Сологуба к миру?
Существуют ли для героев
пространственные и временные
преграды?
К чему стремятся герои: замкнуться в
себе или охватить силой своего
воображения весь мир, всё познать,
всё изведать, ко всему
прикоснуться? ?
Как лирические герои осознают своё
место в мире, свою способность влиять на
окружающую действительность: они
смиряются перед тайнами мира или
мыслят себя равновеликими всему миру,
ощущают себя способными познать и
изменить действительность силой своего
желания или осознают себя игрушкой в
руках тёмных сил, неподвластных
человеческому разуму? ?
Что в большей степени свойственно
лирическим героям обоих поэтов:
постоянство, стабильность, верность
какойто одной теме или изменчивость,
ветреность, беспрерывная смена идеалов;
глубокое исследование важной для себя
проблемы или поверхностность,
стремление всего коснуться, ни во что
глубоко не погружаясь; неизменность
облика или игра разнообразными
масками? ?
Каковы идеалы лирических героев
Бальмонта и Сологуба? Что для них
является высшей ценностью? Каким
богам они поклоняются?
Как относятся лирические герои обоих
поэтов к людям: сочувствуют им,
стремятся разделить их сострадания или
безучастны, равнодушны и даже
демонстрируют своё презрение к
окружающим? ?
Сопоставьте цветовую гамму
стихотворений. Какими красками
окружают себя лирические герои? Как
предпочитаемые ими цвета соотносятся с
их мироощущением?
С какими предметными образами
(природными реалиями, явлениями
окружающего мира и т.д.) ассоциируются
у вас лирические герои К.Бальмонта и
Ф.Сологуба? Ресурсы:
Поэзия серебряного века в школе: Книга
для учителя/Авт.сост. Е.М.Болдырева,
А.В.Леденев. – М.: Дрофа, 2001.
Сологуб Ф. Свет и тени: Избр. проза./
Сост. и коммент. Б.И.Саченко; Предисл.
О.Н.Михайлова. – Минск: Маст. лит., 1988. Автор презентации –
Л.С.Максимова
ЭСОШ
2007г.
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Презентация "Типы лирического героя в поэзии серебряного века" (7-8, 9-11 классы, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.