Проект – это «шесть П»!
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.
Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Говоря о методе проектов, мы имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы и самостоятельную деятельность учащихся.
Проект всегда завершается созданием творческого «продукта».
Метод проектов
Требования к проекту.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Поиск информации.
Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Исследовательский проект
эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
группировка, классификация, сопоставление и сравнение
проведение мини-исследований
Информационный проект
1. Сбор, анализ, обобщение, редактирование информации о каком-либо объекте или явлении.
2. Подготовка выводов.
3. Организация презентации – главное!
4. Оценивание.
(Продукт: статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу)
Практико-ориентированный проект
Постановка конкретной проблемы и определение способов её решения.
Соблюдение структуры самого проекта.
3. Получение и использование в жизни конкретного материального продукта (учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации)
Вид | Цель проекта | Проектный | Тип деятельности учащегося | Формируемая |
практико- | Решение | учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, | Практическая деятельность | Деятельностная |
исследовательский проект | Доказательство или опровержение | Результат исследования, | Деятельность, | Мыслительная |
информационный проект | Сбор информации о каком-либо | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации | информационная |
творческий проект | привлечение интереса публики | Литературные произведения, | Творческая деятельность, | коммуникативная |
игровой или роле- | предоставление | Мероприятие (игра, состязание, викторина, | Деятельность, связанная с | коммуникативная |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Визитная карточка проекта (для учителя):
Тема проекта:
Учебный предмет(ы):
Цель проекта:
Автор проекта:
Руководитель проекта:
Тип проекта: (социальный, исследовательский, информационный, практико-ориентированный, ролевой (игровой), творческий)
По количеству участников проекта: индивидуальный, групповой.
Конечный результат (продукт):
Критерии оценки проекта в начальной школе:
значимость и актуальность темы;
самостоятельность работы над проектом;
полнота и правильность раскрытия темы;
оригинальность решения проблемы;
артистизм и выразительность выступления при защите проекта;
раскрытие содержания проекта во время презентации;
ответы на вопросы во время защиты проекта;
качество выполнения продукта проектной деятельности.
Требования к защите проекта
Озвучить тему проекта.
Рассказать о проблеме, над которой работали, доказать её актуальность.
Полнота знания темы и проблемы представляемого на защиту проекта всеми членами группы.
Все члены группы должны принимать участие в защите.
Навыки устной речи.
Оформление проекта.
Уметь делать вывод по проблеме проекта.
Уметь ответить на вопросы экспертов по теме проекта.
Вопросы–помощники для подготовки к защите проекта в начальной школе:
Как называется ваш проект?
Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
Зачем вы делаете этот проект?
Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?
Расскажите (расскажи), что у вас получилось ?
Каково назначение вашего проектного изделия?
7. Что вызвало наибольшее затруднение?
8. Чему ты научился во время участия в данном проекте?
Схема работы учителя-руководителя проекта
1.Для успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю нужно продумать:
учебные цели, которые будет преследовать проект;
число участников проекта;
тип проекта;
сроки выполнения;
все возможные источники информации;
уровень и место защиты проекта.
2.Своевременно консультировать учащихся во время работы над проектом.
3. Участвовать в оценке результата проекта.
Приложение 1
Примерный план выступления на защите проекта
Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
Цель моей работы – ……………………………………….....………..
Проектным продуктом будет – .………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• Выбор темы и уточнение названия ………………………………………………………………………
• Сбор информации (где и как искал информацию)………………………………………………………
• Изготовление продукта (что и как делал)………………………………………………………………
• Написание письменной части проекта (как это делал) ………….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
Потом я приступил к ……………………………………………………….
Я завершил работу тем, что……………………………………………...
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…………………………
План моей работы был нарушен, потому что………………………..
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………………………
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например
Это произошло, потому что …………………………………………….
Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………………………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..
Работа над проектом показала мне………….
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования.
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.