Данная презентация поможет учителю литературы провести вступительный урок по творчеству Цветаевой, где отражены все основные моменты жизни и творчества поэтессы Цветаевой :рождение, семья, учеба,ранние произведения, близкие друзья, любовные отношения. В презентации очень много иллюстраций, которые смогут заинтересовать ребят, которым останется только дополнить свои знания из книги.презентация
Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева
((Жизнь, творчество, судьба)
Содержание
Содержание
• Значение имени
Значение имени
• Родители
Родители
• Творчество
Творчество
• Сергей Яковлевич Эфрон
Сергей Яковлевич Эфрон
• Проза
Проза
• Анализ стихотворения «Имя твоё - птица
Анализ стихотворения «Имя твоё - птица
в руке»
в руке»
• Особенности поэтического языка
Особенности поэтического языка
• Эмиграция
Эмиграция
• Конец пути
Конец пути
Марина
Марина
• Женская форма имени Марин, происходит
Женская форма имени Марин, происходит
от латинского слова «маринус»: морской.
от латинского слова «маринус»: морской.
Как правило, Марина высокого мнения о
Как правило, Марина высокого мнения о
себе. В ней очень рано пробуждается
себе. В ней очень рано пробуждается
чувственность.
чувственность.
Эти женщины с детства и до старости
Эти женщины с детства и до старости
обладают таинственным шармом, неким
обладают таинственным шармом, неким
магнетизмом, перед которым мужчины
магнетизмом, перед которым мужчины
совершенно беззащитны.
совершенно беззащитны.
содержание
содержание
• Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева
родилась 26 сентября (8
родилась 26 сентября (8
октября) 1892 года в
октября) 1892 года в
московской профессорской
московской профессорской
семье. Об уровне
семье. Об уровне
образования, воспитания,
образования, воспитания,
духовного насыщения
духовного насыщения
поэтессы в детстве и
поэтессы в детстве и
юности говорит уже тот
юности говорит уже тот
факт, что родилась она в
факт, что родилась она в
высококультурной семье,
высококультурной семье,
преданной интересам
преданной интересам
науки и искусства.
науки и искусства.
• Ее отец — Иван Владимирович Цветаев, (1847-1913),
Ее отец — Иван Владимирович Цветаев, (1847-1913),
русский ученый, специалист в области античной истории,
русский ученый, специалист в области античной истории,
филологии и искусства, член-корреспондент
филологии и искусства, член-корреспондент
Петербургской Академии Наук. Он основал один из
Петербургской Академии Наук. Он основал один из
уникальнейших музеев столицы Музей изящных искусств в
уникальнейших музеев столицы Музей изящных искусств в
Москве (современный Музей изобразительных искусств
Москве (современный Музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина) и был его первым директором.
имени А. С. Пушкина) и был его первым директором.
• Мать — М. А. Мейн происходила из обрусевшей польско-
Мать — М. А. Мейн происходила из обрусевшей польско-
немецкой семьи, была талантливой пианисткой, ученицей
немецкой семьи, была талантливой пианисткой, ученицей
Антона Рубинштейна. Она великолепно играла на рояле,
Антона Рубинштейна. Она великолепно играла на рояле,
«залила детей музыкой», как позднее выразилась
«залила детей музыкой», как позднее выразилась
поэтесса. В детстве из-за болезни матери (чахотки)
поэтесса. В детстве из-за болезни матери (чахотки)
Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии;
Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии;
перерывы в гимназическом образовании восполнялись
перерывы в гимназическом образовании восполнялись
учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге.
учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге.
Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух
Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух
дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало
дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало
делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям
делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям
основательное образование, знание европейских языков,
основательное образование, знание европейских языков,
всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и
всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и
зарубежной литературы и искусства.
зарубежной литературы и искусства.
содержание
• Семья Цветаевых жила в уютном
Семья Цветаевых жила в уютном
особняке одного из старинных
особняке одного из старинных
московских переулков; лето
московских переулков; лето
проводила в калужском городке
проводила в калужском городке
Таруса, а иногда и в
Таруса, а иногда и в
заграничных поездках. Все это и
заграничных поездках. Все это и
было той духовной атмосферой,
было той духовной атмосферой,
которой дышало детство и годы
которой дышало детство и годы
юности Марины Цветаевой. Она
юности Марины Цветаевой. Она
рано ощутила свою
рано ощутила свою
самостоятельность во вкусах и
самостоятельность во вкусах и
привычках, крепко отстаивала
привычках, крепко отстаивала
это свойство своей натуры и в
это свойство своей натуры и в
дальнейшем.
дальнейшем.
• Шестнадцати лет она
Шестнадцати лет она
осуществила самостоятельную
осуществила самостоятельную
поездку в Париж, где
поездку в Париж, где
прослушала в Сорбонне курс
прослушала в Сорбонне курс
старофранцузской литературы.
старофранцузской литературы.
Учась же в московских частных
Учась же в московских частных
гимназиях, она отличалась не
гимназиях, она отличалась не
столько усвоением предметов
столько усвоением предметов
обязательной программы,
обязательной программы,
сколько широтой своих
сколько широтой своих
общекультурных интересов
общекультурных интересов
содержание
• Писать стихи Марина начала
Писать стихи Марина начала
с шести лет, а свое
с шести лет, а свое
шестнадцатилетие отметила
шестнадцатилетие отметила
первой публикацией в
первой публикацией в
печати. Ранняя
печати. Ранняя
литературная деятельность
литературная деятельность
Цветаевой связана с кругом
Цветаевой связана с кругом
московских символистов.
московских символистов.
Она познакомилась с
Она познакомилась с
Валерием Брюсовым,
Валерием Брюсовым,
оказавшим значительное
оказавшим значительное
влияние на ее раннюю
влияние на ее раннюю
поэзию, с поэтом Эллисом-
поэзию, с поэтом Эллисом-
Кобылинским, участвовала в
Кобылинским, участвовала в
деятельности кружков и
деятельности кружков и
студий при издательстве
студий при издательстве
«Мусагет». Не менее
«Мусагет». Не менее
существенное воздействие
существенное воздействие
оказали на нее поэтический
оказали на нее поэтический
и художественный мир дома
и художественный мир дома
Максимильяна Волошина в
Максимильяна Волошина в
Крыму (Цветаева гостила в
Крыму (Цветаева гостила в
Коктебеле в 1911, 1913,
Коктебеле в 1911, 1913,
1915, 1917).
1915, 1917).
содержание
• В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда
В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда
она издала на собственные средства свою первую книгу
она издала на собственные средства свою первую книгу
стихов – Вечерний альбом
Вечерний альбом. Игнорируя принятые правила
. Игнорируя принятые правила
стихов –
литературного поведения, Цветаева решительно
литературного поведения, Цветаева решительно
демонстрировала собственную независимость и нежелание
демонстрировала собственную независимость и нежелание
соответствовать социальной роли «литератора». Писание
соответствовать социальной роли «литератора». Писание
стихов она представляла не как профессиональное занятие,
стихов она представляла не как профессиональное занятие,
а как частное дело и непосредственное самовыражение.
а как частное дело и непосредственное самовыражение.
содержание
• В 1912 году Марина Цветаева выходит замуж за Сергея
В 1912 году Марина Цветаева выходит замуж за Сергея
Яковлевича Эфрона. В 1918-1922 вместе с малолетними
Яковлевича Эфрона. В 1918-1922 вместе с малолетними
детьми она находится в революционной Москве, в то
детьми она находится в революционной Москве, в то
время как ее муж Сергей Яковлевич Эфрон сражается в
время как ее муж Сергей Яковлевич Эфрон сражается в
белой армии в Крыму (стихи 1917-1921, полные
белой армии в Крыму (стихи 1917-1921, полные
сочувствия белому движению, составили цикл
сочувствия белому движению, составили цикл
«Лебединый стан»). Но затем он разочаровался в белом
«Лебединый стан»). Но затем он разочаровался в белом
движении, порвал с ним и стал студентом университета
движении, порвал с ним и стал студентом университета
в Праге.
в Праге.
содержание
Проза
Проза
• В отличие от стихов, не получивших в
В отличие от стихов, не получивших в
эмигрантской среде признания (в
эмигрантской среде признания (в
новаторской поэтической технике
новаторской поэтической технике
Цветаевой усматривали самоцель), успехом
Цветаевой усматривали самоцель), успехом
пользовалась ее проза, охотно
пользовалась ее проза, охотно
принимавшаяся издателями и занявшая
принимавшаяся издателями и занявшая
основное место в ее творчестве 1930-х
основное место в ее творчестве 1930-х
годов. «Эмиграция делает меня
годов. «Эмиграция делает меня
прозаиком...»– писала Цветаева. Ее
прозаиком...»– писала Цветаева. Ее
прозаические произведения – «Мой
прозаические произведения – «Мой
Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого
Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого
Пимена», «Повесть о Сонечке»,
Пимена», «Повесть о Сонечке»,
воспоминания о Максимильяне Волошине
воспоминания о Максимильяне Волошине
(«Живое о живом»), М. А. Кузмине
(«Живое о живом»), М. А. Кузмине
(«Нездешний ветер»), Андрее Белом
(«Нездешний ветер»), Андрее Белом
(«Пленный дух»), Борисе Пастернаке,
(«Пленный дух»), Борисе Пастернаке,
Валерии Брюсове и другие, соединяя черты
Валерии Брюсове и другие, соединяя черты
художественной мемуаристики, лирической
художественной мемуаристики, лирической
прозы и философии, воссоздают духовную
прозы и философии, воссоздают духовную
биографию Цветаевой.
биографию Цветаевой.
• К прозе примыкают письма поэтессы к
К прозе примыкают письма поэтессы к
Борису Пастернаку и Райнеру Рильке. Это
Борису Пастернаку и Райнеру Рильке. Это
своего рода эпистолярный роман. Также
своего рода эпистолярный роман. Также
Марина Цветаева много времени уделяла
Марина Цветаева много времени уделяла
переводам. В частности, ею переведены на
переводам. В частности, ею переведены на
французский язык четырнадцать
французский язык четырнадцать
пушкинских стихотворений.
пушкинских стихотворений.
содержание
Анализ стихотворения «Имя твоё -
Анализ стихотворения «Имя твоё -
птица в руке»
птица в руке»
-инверсия
-метафора
-эпитеты
-олицетворение
Имя твоё птица в руке,
Имя твоё льдинка на языке,
Одноединственное движенье губ,
Имя твоё пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубунец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твоё ах, нельзя!
Имя твоё поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твоё поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток...
С именем твоим сон глубок.
содержание
Особенности поэтического языка
Особенности поэтического языка
•
Сила цветаевскких стихов поражала
Сила цветаевскких стихов поражала
тем больше, что их сюжеты были, не только
тем больше, что их сюжеты были, не только
традиционны для женской лирики, но в
традиционны для женской лирики, но в
какой-то степени даже обыденны. Но если
какой-то степени даже обыденны. Но если
раньше о любви рассказывал Он или от Его
раньше о любви рассказывал Он или от Его
имени, то теперь голосом Цветаевой, о
имени, то теперь голосом Цветаевой, о
любви — как равная из равных —
любви — как равная из равных —
рассказывает Она, женщина. В первом
рассказывает Она, женщина. В первом
альбоме Цветаевой встречаются стихи в
альбоме Цветаевой встречаются стихи в
форме сонета, что предполагает высокое
форме сонета, что предполагает высокое
мастерство, умение в четырнадцати
мастерство, умение в четырнадцати
строках сказать многое. Внимание к сонету
строках сказать многое. Внимание к сонету
требовало не только высокой стиховой
требовало не только высокой стиховой
культуры, но и емкость образа, четкость
культуры, но и емкость образа, четкость
мысли. Стихи ранней Цветаевой звучали
мысли. Стихи ранней Цветаевой звучали
жизнеутверждающе, мажорно. Но уже в
жизнеутверждающе, мажорно. Но уже в
первых ее стихах была неизвестная прежде
первых ее стихах была неизвестная прежде
в русской поэзии жесткость, резкость,
в русской поэзии жесткость, резкость,
редкая даже среди поэтов-мужчин. В
редкая даже среди поэтов-мужчин. В
стихах Марины Цветаевой есть и твердость
стихах Марины Цветаевой есть и твердость
духа и сила мастера:
духа и сила мастера:
Я знаю, что Венера — дело рук,
Я знаю, что Венера — дело рук,
Ремесленных, — и знаю ремесло.
Ремесленных, — и знаю ремесло.
содержание
• Откроешь любую страницу, и сразу
Откроешь любую страницу, и сразу
погружаешься в ее стихию — в
погружаешься в ее стихию — в
атмосферу душевного горения,
атмосферу душевного горения,
безмерности чувств, острейших
безмерности чувств, острейших
драматических конфликтов с
драматических конфликтов с
окружающим поэта миром. В поэзии
окружающим поэта миром. В поэзии
Цветаевой нет и следа покоя,
Цветаевой нет и следа покоя,
умиротворенности, созерцательности.
умиротворенности, созерцательности.
Она вся в буре, в действии и поступке.
Она вся в буре, в действии и поступке.
Слово Цветаевой всегда свежее,
Слово Цветаевой всегда свежее,
прямое, конкретное, значит только то,
прямое, конкретное, значит только то,
что значит: вещи, значения, понятия.
что значит: вещи, значения, понятия.
Но у нее есть своя особенность — это
Но у нее есть своя особенность — это
слово-жест, передающее некое
слово-жест, передающее некое
действие, своего рода речевой
действие, своего рода речевой
эквивалент душевного жеста. Такое
эквивалент душевного жеста. Такое
слово сильно повышает накал и
слово сильно повышает накал и
драматическое напряжение речи:
драматическое напряжение речи:
Нате! Рвите! Глядите! Течет, не там
Нате! Рвите! Глядите! Течет, не там
Я державную рану отдам до капли!
Я державную рану отдам до капли!
Зритель — бел, занавес — рдян.
Зритель — бел, занавес — рдян.
же?же?
Заготавливайте чан!
Заготавливайте чан!
содержание
• И даже музыкальность, передавшаяся
И даже музыкальность, передавшаяся
ей от матери сказывалась своеобразно
ей от матери сказывалась своеобразно
— не в певучести и мелодичности.
— не в певучести и мелодичности.
Наоборот ее стихи резки, порывисты,
Наоборот ее стихи резки, порывисты,
дисгармоничны. Она не столько
дисгармоничны. Она не столько
писала стихи в обычном смысле,
писала стихи в обычном смысле,
сколько их записывала — на слух и по
сколько их записывала — на слух и по
слуху. Они возникали из звукового
слуху. Они возникали из звукового
хаоса, из сумятицы чувств, похожей на
хаоса, из сумятицы чувств, похожей на
шум ветра или воды. Музыкальность
шум ветра или воды. Музыкальность
Цветаевой не похожа на
Цветаевой не похожа на
символическую звукопись, она
символическую звукопись, она
дожидалась, когда поэтическое слово
дожидалась, когда поэтическое слово
само появится из звуковой влаги — из
само появится из звуковой влаги — из
моря или речевой реки. Звук, музыка
моря или речевой реки. Звук, музыка
были в ее сознании лоном стиха и
были в ее сознании лоном стиха и
прародителем поэтического образа.
прародителем поэтического образа.
Повинуясь музыкальной интонации
Повинуясь музыкальной интонации
Цветаева безжалостно рвет строку на
Цветаева безжалостно рвет строку на
отдельные слова и даже слоги,
отдельные слова и даже слоги,
подобно музыканту, изнемогающему в
подобно музыканту, изнемогающему в
море звуков. Бродский в одной из
море звуков. Бродский в одной из
своих статей говорил даже о
своих статей говорил даже о
"фортепианном" характере
"фортепианном" характере
цветаевских произведений. "Музыка"
цветаевских произведений. "Музыка"
Цветаевой развивалась контрастно.
Цветаевой развивалась контрастно.
И что тому — костер остылый,
И что тому — костер остылый,
Кому разлука — ремесло!
Кому разлука — ремесло!
Одной волною накатило,
Одной волною накатило,
Другой волною унесло.
Другой волною унесло.
содержание
содержание
• Еще в 1921 году в творчестве Марины
Еще в 1921 году в творчестве Марины
Цветаевой обнаруживается явный
Цветаевой обнаруживается явный
перелом. Она все чаще изменяет
перелом. Она все чаще изменяет
широкой и свободной напевности ради
широкой и свободной напевности ради
медленного и торжественного "большого
медленного и торжественного "большого
стиля". От чисто лирических форм она
стиля". От чисто лирических форм она
все более охотно обращается к сложным
все более охотно обращается к сложным
лирико-эпическим конструкциям к поэме,
лирико-эпическим конструкциям к поэме,
к стихотворной трагедии. И сама лирика
к стихотворной трагедии. И сама лирика
ее становится монументальной:
ее становится монументальной:
отдельные стихотворения сочетаются по
отдельные стихотворения сочетаются по
принципу лирической сюжетности в
принципу лирической сюжетности в
циклы, подчиненные особым законам
циклы, подчиненные особым законам
композиции. Главенствующая форма
композиции. Главенствующая форма
речи в лирике Цветаевой — монолог, но
речи в лирике Цветаевой — монолог, но
очень часто обращенный к некому
очень часто обращенный к некому
собеседнику, которого убеждают или
собеседнику, которого убеждают или
оспаривают. Стих Цветаевой с течением
оспаривают. Стих Цветаевой с течением
времени как бы отвердевает, утрачивает
времени как бы отвердевает, утрачивает
свою летучесть. Уже в циклах "Ученик" и
свою летучесть. Уже в циклах "Ученик" и
"Отрок" он становится торжественно
"Отрок" он становится торжественно
величавым, приобретая черты
величавым, приобретая черты
одического "высокого слога".
одического "высокого слога".
И колос взрос, и час веселый
И колос взрос, и час веселый
И жерновов возжаждало зерно...
И жерновов возжаждало зерно...
пробил,
пробил,
• Продолжая жить в литературе и
Продолжая жить в литературе и
для литературы, Цветаева писала
для литературы, Цветаева писала
много, с увлечением. Стихи ее в ту
много, с увлечением. Стихи ее в ту
пору звучали жизнеутверждающе,
пору звучали жизнеутверждающе,
мажорно. Только в самые трудные
мажорно. Только в самые трудные
минуты могли вырваться у нее
минуты могли вырваться у нее
такие слова: “Дайте мне покой и
такие слова: “Дайте мне покой и
радость, дайте мне быть
радость, дайте мне быть
счастливой, вы увидите, как и это
счастливой, вы увидите, как и это
умею!” В эти годы Государственное
умею!” В эти годы Государственное
издательство выпускает две книги
издательство выпускает две книги
Цветаевой: “Версты” (1921) и поэму
Цветаевой: “Версты” (1921) и поэму
– сказку “Царь-девица” (1922).
– сказку “Царь-девица” (1922).
содержание
• В мае 1922 года Цветаевой
В мае 1922 года Цветаевой
было разрешено вместе с
было разрешено вместе с
дочерью выехать за границу
дочерью выехать за границу
к мужу. С этого времени
к мужу. С этого времени
начинается эмигрантское
начинается эмигрантское
существование Марины
существование Марины
(кратковременное
(кратковременное
пребывание в Берлине,
пребывание в Берлине,
затем три года в Праге, а с
затем три года в Праге, а с
ноября 1925 — в Париже).
ноября 1925 — в Париже).
Это время отмечено
Это время отмечено
постоянной нехваткой
постоянной нехваткой
денег, бытовой
денег, бытовой
неустроенностью,
неустроенностью,
непростыми отношениями с
непростыми отношениями с
русской эмиграцией,
русской эмиграцией,
возрастающей
возрастающей
враждебностью критики.
враждебностью критики.
содержание
• Эмиграция явилась для поэтессы
Эмиграция явилась для поэтессы
тяжелейшим испытанием, ибо она не
тяжелейшим испытанием, ибо она не
желала идти в общем створе большинства
желала идти в общем створе большинства
соотечественников. Лучшим поэтическим
соотечественников. Лучшим поэтическим
произведениям эмигрантского периода
произведениям эмигрантского периода
присуще философская глубина,
присуще философская глубина,
психологическая точность,
психологическая точность,
экспрессивность стиля. Произведения
экспрессивность стиля. Произведения
эмигрантского периода – это последний
эмигрантского периода – это последний
прижизненный сборник стихов «После
прижизненный сборник стихов «После
России», «Поэма горы», «Поэма конца»,
России», «Поэма горы», «Поэма конца»,
лирическая сатира «Крысолов», трагедии
лирическая сатира «Крысолов», трагедии
на античные сюжеты «Ариадна»,
на античные сюжеты «Ариадна»,
опубликованная под названием «Тезей», и
опубликованная под названием «Тезей», и
«Федра» и другие произведения.
«Федра» и другие произведения.
• Во второй половине 1930-х Цветаева
Во второй половине 1930-х Цветаева
испытала глубокий творческий кризис. Она
испытала глубокий творческий кризис. Она
почти перестала писать стихи (одно из
почти перестала писать стихи (одно из
немногих исключений – цикл Стихи к Чехии
Стихи к Чехии
немногих исключений – цикл
(1938–1939) – поэтический протест против
(1938–1939) – поэтический протест против
захвата Гитлером Чехословакии.
захвата Гитлером Чехословакии.
Неприятие жизни и времени – лейтмотив
Неприятие жизни и времени – лейтмотив
нескольких стихотворений, созданных в
нескольких стихотворений, созданных в
середине 1930-х: Уединение: уйди, //
Уединение: уйди, //
середине 1930-х:
Жизнь! Жизнь! ((Уединение: уйди…
Уединение: уйди…, 1934),
– яд мой, век мой – вред мой, / Век мой –
– яд мой, век мой – вред мой, / Век мой –
враг мой, век мой – ад ( (О поэте не
О поэте не
враг мой, век мой – ад
подумал…, 1934).
, 1934).
подумал…
содержание
, 1934), Век мой
Век мой
Конец
Конец
путипути
• В 1937 Сергей Эфрон, ради
В 1937 Сергей Эфрон, ради
возвращения в СССР ставший
возвращения в СССР ставший
агентом НКВД за границей,
агентом НКВД за границей,
оказавшись замешанным в заказном
оказавшись замешанным в заказном
политическом убийстве, бежит из
политическом убийстве, бежит из
Франции в Москву. Летом 1939 вслед
Франции в Москву. Летом 1939 вслед
за мужем и дочерью Ариадной (Алей)
за мужем и дочерью Ариадной (Алей)
возвращается на родину и Цветаева
возвращается на родину и Цветаева
с сыном Георгием (Муром). В том же
с сыном Георгием (Муром). В том же
году и дочь и муж были арестованы
году и дочь и муж были арестованы
(Сергей Эфрон расстрелян в 1941,
(Сергей Эфрон расстрелян в 1941,
Ариадна после пятнадцати лет
Ариадна после пятнадцати лет
репрессий была в 1955
репрессий была в 1955
реабилитирована).
реабилитирована).
• Сама Цветаева не могла найти ни
Сама Цветаева не могла найти ни
жилья, ни работы; ее стихи не
жилья, ни работы; ее стихи не
печатались. Оказавшись в начале
печатались. Оказавшись в начале
войны в эвакуации, она безуспешно
войны в эвакуации, она безуспешно
пыталась получить поддержку со
пыталась получить поддержку со
стороны писателей и покончила
стороны писателей и покончила
жизнь самоубийством 31 августа
жизнь самоубийством 31 августа
1941 в Елабуге (сейчас это
1941 в Елабуге (сейчас это
территория Татарстана).).
территория Татарстана