Данная презентация разработана в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 10 класса по соответствующей теме. В простой и наглядной форме учащиеся могут ознакомиться с представленным материалом. Формы работы и представление новой темы могут быть организованы по желанию учителя. Можно использовать презентацию вместе с рабочим листом к этой теме и одновременной работой с текстом учебника. В зависимости от уровня подготовленности учащихся и профиля обучения, можно рассматривать только часть представленного материала
Зарождение и развитие
Зарождение и развитие
научного взгляда на мир.
научного взгляда на мир.
фундаментальная наука
фундаментальная наука
о природе. Органы чувств
о природе. Органы чувств
человека как источник
человека как источник
Физика –
Физика –
информации.
информации.
Вид урока:информационно-развивающий (с элементами
Вид урока:информационно-развивающий (с элементами
эвристической беседы)
эвристической беседы)
ЦельЦель: способствовать развитию информационно –
: способствовать развитию информационно –
коммуникативной и самоорганизационной компетенции
коммуникативной и самоорганизационной компетенции
Задача:ознакомление с зарождением и развитием научного
:ознакомление с зарождением и развитием научного
Задача
взгляда на мир;
взгляда на мир;
показать роль физики, как фундаментальной науки о
показать роль физики, как фундаментальной науки о
природе;
природе;
рассмотреть органы чувств человека, как источник
рассмотреть органы чувств человека, как источник
информации и указать на границы их применимости
информации и указать на границы их применимости
1.Как вы думаете, можно ли обойтись в
1.Как вы думаете, можно ли обойтись в
2.Всегда ли при познании мира
2.Всегда ли при познании мира
познании мира, только основываясь
познании мира, только основываясь
на своих собственных ощущениях?
на своих собственных ощущениях?
Примеры
Примеры
человечество использовало только
человечество использовало только
научные методы? Приведите примеры
научные методы? Приведите примеры
3.Можно ли всецело доверять своим
3.Можно ли всецело доверять своим
органам чувств, в познании мира?
органам чувств, в познании мира?
Примеры
Примеры
4.А что же такое физика? И что она
4.А что же такое физика? И что она
изучает?
изучает?
Давайте рассмотрим эти вопросы более
Давайте рассмотрим эти вопросы более
подробно
подробно
За последние 400 лет человеческая
За последние 400 лет человеческая
цивилизация прошла путь познания,
цивилизация прошла путь познания,
неизмеримо больший, чем за всю свою
неизмеримо больший, чем за всю свою
предшествующую историю
предшествующую историю
Эти достижения – плоды научного подхода
научного подхода
Эти достижения – плоды
к познанию природы. Научный дух
к познанию природы. Научный дух
зародился в Древней Греции.
зародился в Древней Греции.
МифыМифы – это натурфилософские
– это натурфилософские
представления о материи, пространстве и
представления о материи, пространстве и
времени. Стало возможным от
времени. Стало возможным от
наблюдений перейти к размышлениям об
наблюдений перейти к размышлениям об
устройстве мира, т.е. зарождению физики
зарождению физики
устройстве мира, т.е.
– науке преобразовавшей жизнь человека
– науке преобразовавшей жизнь человека
за сотые доли исторического пути
за сотые доли исторического пути
цивилизации.
цивилизации.
Важнейшие физические открытия,
Важнейшие физические открытия,
переворачивая мировоззрение людей, не
переворачивая мировоззрение людей, не
раз меняли судьбы мира.
раз меняли судьбы мира.
на заре человечества люди познавали
люди познавали
мир только с помощью своих органов
органов
мир только с помощью своих
чувств..
чувств
Но Но на заре человечества
- источник
источник
Органы чувств -
Органы чувств
информации об окружающем мире, ,
информации об окружающем мире
в то же время ограничивают
в то же время ограничивают
возможность познания из-за
возможность познания из-за
сравнительно узкого диапазона
сравнительно узкого диапазона
воспринимаемых ими
воспринимаемых ими
информационных сигналов.
информационных сигналов.
1.1.Глаза
Глаза:: до 80% информации
до 80% информации
*глубина *величина *расстояние
*глубина *величина *расстояние
*движение *цвет *форма
*движение *цвет *форма
Вывод: границы применимости
границы применимости
Вывод:
Глаз не может:
Глаз не может:
*воспринимать сверхвысокую
*воспринимать сверхвысокую
интенсивность излучения
интенсивность излучения
*работать как лупа …
*работать как лупа …
ОПЫТ: рассмотрите мелкие детали,
ОПЫТ: рассмотрите мелкие детали,
надписи …, излучение от тела человека
надписи …, излучение от тела человека
или любого предмета …
или любого предмета …
ВОПРОС: Всё ли вам удалось увидеть и
ВОПРОС: Всё ли вам удалось увидеть и
рассмотреть? Насколько точны ваши
рассмотреть? Насколько точны ваши
результаты?
результаты?
2.2.СлухСлух:: мы слышим, т.к. наши уши
мы слышим, т.к. наши уши
реагируют на звуковые волны или на
реагируют на звуковые волны или на
малейшие изменения давления воздуха.
малейшие изменения давления воздуха.
Они преобразуют эти волны в электронные
Они преобразуют эти волны в электронные
импульсы и передают их в мозг.
импульсы и передают их в мозг.
Громкость – уровень
– уровень
Громкость
энергии в звуке (децибел)
энергии в звуке (децибел)
ОПЫТ: расслышать
ОПЫТ: расслышать
шёпот, тихие звуки,
шёпот, тихие звуки,
разговор за стеной или
разговор за стеной или
очень громкий звук, треск, писк…
очень громкий звук, треск, писк…
ВОПРОС: Можете ли вы измерить уровень
уровень
ВОПРОС: Можете ли вы измерить
громкости? Как точно?
громкости? Как точно?
Вывод: границы применимости
границы применимости
Вывод:
3.3.ВкусВкус:: Рецепторы вкуса
Рецепторы вкуса
чувствительны только к
чувствительны только к
ограниченному набору
ограниченному набору
химических соединений
химических соединений
и веществ
и веществ
ВОПРОС: все ли вещества можно
ВОПРОС: все ли вещества можно
попробовать на вкус для их
попробовать на вкус для их
идентификации?
идентификации?
ОПЫТ: исследуйте жидкость на вкус.
ОПЫТ: исследуйте жидкость на вкус.
ВОПРОС: Можете ли вы рассказать о её
ВОПРОС: Можете ли вы рассказать о её
составе? Как точны ваши сведения?
составе? Как точны ваши сведения?
Вывод: границы применимости
границы применимости
Вывод:
4.4.Обоняние
Обоняние::
реагируют лишь
реагируют лишь
на некоторые газы,
на некоторые газы,
пары и их смеси в
пары и их смеси в
узком диапазоне
узком диапазоне
концентрации
концентрации
ОПЫТ: чем пахнет воздух? Лист? …
ОПЫТ: чем пахнет воздух? Лист? …
ВОПРОС: Смогли ли вы описать
ВОПРОС: Смогли ли вы описать
состав предложенной вам смеси
состав предложенной вам смеси
или предмета? Как точен ваш
или предмета? Как точен ваш
прогноз?
прогноз?
Вывод: границы применимости
границы применимости
Вывод:
Осязание:: не позволяет различать
не позволяет различать
5.5.Осязание
слабые раздражители. Диапазон
слабые раздражители. Диапазон
воспринимаемой tt00, а также
, а также
воспринимаемой
концентрации вредных жидкостей на
концентрации вредных жидкостей на
коже невелик и обеспечивает лишь
коже невелик и обеспечивает лишь
режим биологического выживания.
режим биологического выживания.
ОПЫТ: змерьте tt00 жидкости.
жидкости.
ОПЫТ: змерьте
ВОПРОС: Что вы можете сказать о
ВОПРОС: Что вы можете сказать о
точности измерений? В любую ли
точности измерений? В любую ли
жидкость вы смело окунёте руку? А
жидкость вы смело окунёте руку? А
как быть с кислотой, очень горячей
как быть с кислотой, очень горячей
водой …?
водой …?
Вывод: границы применимости
границы применимости
Вывод:
ВОПРОС: А нужны ли нам
ВОПРОС:
А нужны ли нам
органы чувств в познании
органы чувств в познании
мира, ведь все они имеют
мира, ведь все они имеют
довольно узкий диапазон
довольно узкий диапазон
применимости?
применимости?
ВЫВОД: несмотря на такой узкий
несмотря на такой узкий
ВЫВОД:
диапазон применимости органов
диапазон применимости органов
чувств, при познании мира, человек
чувств, при познании мира, человек
сумел определить структуру
сумел определить структуру
вещества и природу многих
вещества и природу многих
эффектов вне этого диапазона..
эффектов вне этого диапазона
А какую же роль играет физика в
А какую же роль играет физика в
нашей жизни? Чем она
нашей жизни? Чем она
занимается?
занимается?
ФИЗИКА – это экспериментальная
– это экспериментальная
ФИЗИКА
наука. Наука об общих законах
наука. Наука об общих законах
природы.
природы.
Здесь опыт имеет очень важное
Здесь опыт имеет очень важное
значение.
значение.
Многие законы открыты
Многие законы открыты
благодаря наблюдениям или
благодаря наблюдениям или
специально поставленным
специально поставленным
опытам.
опытам.
В чём состоит
В чём состоит
работа физика?
работа физика?
В чём состоит работа
В чём состоит работа
физика?
физика?
вопрос к
– это вопрос
1)ОПЫТ (ЭКСПЕРИМЕНТ) – это
к
1)ОПЫТ (ЭКСПЕРИМЕНТ)
почему?»). А чтобы ответ
природе (« («почему
?»). А чтобы ответ
природе
был ясным и чётким. Вопрос надо
был ясным и чётким. Вопрос надо
задавать, чтобы исключить
задавать, чтобы исключить
различные толкования ответа
различные толкования ответа
однозначность). Ответ получаем в
((однозначность
). Ответ получаем в
виде показаний приборов. В
виде показаний приборов. В
древности – это простые приборы.
древности – это простые приборы.
Но по мере усложнения вопросов,
Но по мере усложнения вопросов,
касающихся более тонких и
касающихся более тонких и
сложных явлений,
сложных явлений,
совершенствовались и приборы.
совершенствовались и приборы.
В чём состоит работа
В чём состоит работа
физика?
физика?
2)ПОВТОРЕНИЕ ОПЫТА: причина –
причина –
2)ПОВТОРЕНИЕ ОПЫТА:
для для исключения случайной
исключения случайной
ошибки при многих
при многих
ошибки
повторяющихся результатах.
повторяющихся результатах.
Накапливается материал
Накапливается материал
(графики, видео..), который
(графики, видео..), который
необходимо сжать
необходимо сжать
В чём состоит работа
В чём состоит работа
физика?
физика?
3)ВЫВОД УРАВНЕНИЯ: это
это
3)ВЫВОД УРАВНЕНИЯ:
большая удача, но не финал.
большая удача, но не финал.
Первый вариант ур-ия похож
Первый вариант ур-ия похож
на вылупившегося птенца, но
на вылупившегося птенца, но
всё же содержит драгоценную
всё же содержит драгоценную
информацию.
информацию.
физика?
физика?
В чём состоит работа
В чём состоит работа
4)РЕШЕНИЕ УР-ИЯ: необходима
необходима
4)РЕШЕНИЕ УР-ИЯ:
математики (формула,
помощь математики
(формула,
помощь
численный результат, таблица,
численный результат, таблица,
график). Затем полученное
график). Затем полученное
решение надо истолковать,
решение надо истолковать,
интерпретировать, выяснить его
интерпретировать, выяснить его
физический смысл. Это переход от
физический смысл. Это переход от
формальной зависимости к
формальной зависимости к
содержательному описанию
описанию
содержательному
явления (ответ на вопрос «
явления
не «почему?»)
не «почему?»)
(ответ на вопрос «каккак?», а
?», а
В чём состоит работа
В чём состоит работа
физика?
физика?
5)ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ:
5)ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ:
предметные: если надо
А)А)предметные
: если надо
воспроизвести какие–н физические,
воспроизвести какие–н физические,
химические, биологические или
химические, биологические или
геометрические св-ва предмета,
геометрические св-ва предмета,
явления (аналоговые модели – при
явления (аналоговые модели – при
построении используют одинаковость
построении используют одинаковость
матем-х зависимостей, ур-ий)
матем-х зависимостей, ур-ий)
Б)Б)математические
математические: :
дифференцированные ур-ия
дифференцированные ур-ия
описывающие явления
описывающие явления
В чём состоит работа
В чём состоит работа
физика?
физика?
6)СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ: подводит
подводит
6)СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ:
итогитог сделанному, рисует
сделанному, рисует
перспективы для дальнейшего
для дальнейшего
перспективы
исследования. Опытные
исследования. Опытные
данные – фундамент теории.
данные – фундамент теории.
гипотезы – допущения,
А)А)гипотезы
– допущения,
аксиомы, общие законы =>
аксиомы, общие законы =>
логические выводы
логические выводы
Б)Б)утверждения
утверждения
Результаты теории передаются
Результаты теории передаются
инженерам, которые воплощают
инженерам, которые воплощают
их в новые технические приборы,
их в новые технические приборы,
инструменты, позволяющие
инструменты, позволяющие
задавать новые вопросы
задавать новые вопросы
природе.
природе.
ЦиклЦикл повторяется
повторяется сначала
по замкнутому кругу, а по
по замкнутому кругу, а по
разветвляющейся спирали..
разветвляющейся спирали
сначала, но не
, но не
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ БЕСКОНЕЧЕН
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ БЕСКОНЕЧЕН
Закрепление
Закрепление
1.Перечислите органы чувств человека
1.Перечислите органы чувств человека
2.Какую роль играют органы чувств в
2.Какую роль играют органы чувств в
познании природы?
познании природы?
3.Что вы можете рассказать о развитии
3.Что вы можете рассказать о развитии
научного взгляда на мир?
научного взгляда на мир?
4.Что такое физика? Чем она занимается?
4.Что такое физика? Чем она занимается?
5.В чём состоит работа физика?
5.В чём состоит работа физика?
6.Для чего надо проводить такие
6.Для чего надо проводить такие
исследования?
исследования?
7.При повторении цикла исследования,
7.При повторении цикла исследования,
он развивается ________________________
он развивается ________________________
8.Процесс познания ______________________
8.Процесс познания ______________________