«Золотой век» русской культуры
Авторы: Панов Владислав и Панов Владимир
ученики 10А класса
Руководитель: Маннапова Хамида Муллаяновна
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №86
имени контр-адмирала И.И.Вереникина
Александр Сергеевич Пушкин
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей."
«Золотой век» русской культуры
В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, “мощном и неразгаданном”, который “сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина”. Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX в., не зря называют “золотым веком” русской культуры.
Архитектура
Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство. Главенствующий стиль этого времени – зрелый классицизм, в научной литературе часто именуемый русским ампиром.
Архитектура первой трети века – это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства и учебные заведения.
Архитекторы первой трети XIX века
Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814)
Тома де Томон (ок. 1760–1813)
Андреян Дмитриевич Захаров (1761–1811)
Карл Иванович Росси (1777–1849)
Василий Петрович Стасов (1769–1848)
Осип Иванович Бове (1784–1834)
Доменико (Дементий Иванович) Жилярди (1788–1845) и Афанасий Григорьевич Григорьев (1782–1868)
Андрей Никифорович Воронихин
Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814), крупнейший архитектор века, начал свой самостоятельный путь еще в 90-х годах перестройкой интерьеров Строгановского. В 1800 г. Воронихин работал в Петергофе, исполнив проект галерей у ковша фонтана «Самсон» и приняв участие в общей реконструкции фонтанов Большого грота.
Главное детище Воронихина – Казанский собор (1801–1811). В 1813 г. в соборе был погребен М.И. Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Позже перед собором были поставлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским.
Андрей Никифорович Воронихин
Еще более строгий, антикизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (1806–1811, теперь Горный институт), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн. Столь же суров образ украшающей его скульптуры, прекрасно сочетающейся с гладью боковых стен и дорическими колоннами. И.Э. Грабарь верно заметил, что если классицизм екатерининской эпохи исходил из идеала римской архитектуры (Кваренги), то «александровский» как бы напоминает величавый стиль Пестума.
Воронихин – архитектор классицизма – много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями как в больших сооружениях, так и в малых.
Тома де Томон
Тома де Томон приехал в Россию в конце XVIII столетия. Он не получил законченного архитектурного образования, тем не менее, ему было поручено строительство здания Биржи, и он блестяще справился с заданием (1805–1810).
Ансамбль Биржи был не единственным в Петербурге сооружением Тома де Томона. Он строил и в царских пригородных резиденциях, используя и здесь греческий тип сооружения. Романтические настроения художника вполне выразились в мавзолее «Супругу-благодетелю», возведенном императрицей Марией Федоровной в память о Павле в парке Павловска (1805–1808, мемориальная скульптура исполнена Мартосом).
Андреян Дмитриевич Захаров
Андреян Дмитриевич Захаров, выпускник Петербургской Академии и ученик парижского архитектора Ж.-Ф. Шальгрена, строит Адмиралтейство (1806–1823). Композиционное решение Захарова предельно просто: конфигурация двух объемов. Внутренний объем – это корабельные и чертежные мастерские, склады, внешний – ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и пр.
В поразительном единстве с архитектурой находится декоративная пластика здания, имеющая и архитектоническое, и смысловое значение: Адмиралтейство – морское ведомство России, мощной морской державы.
Андреян Дмитриевич Захаров
Захаров умер, не увидев Адмиралтейства в законченном виде. Во второй половине XIX в. территория верфи была застроена доходными домами, многое в скульптурном убранстве уничтожено, что исказило первоначальный замысел великого зодчего.
В захаровском Адмиралтействе соединились лучшие традиции отечественной архитектуры (не случайно его стены и центральная башня многим напоминают простые стены древнерусских монастырей с их надвратными колокольнями) и самые современные градостроительные задачи: здание тесно связано с архитектурой центра города.
Карл Иванович Росси
Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. был Карл Иванович Росси. Самостоятельное его творчество начинается в Москве и продолжается в Твери. Одна из первых работ в Петербурге – постройки на Елагином острове (1818). Также создал Михайловский дворец (1819–1825, теперь Русский музей). Многое в декоративном убранстве дворца Росси делал сам.
В оформлении Дворцовой площади (1819–1829) перед Росси стояла труднейшая задача – соединить в единое целое барочный Дворец Растрелли и монотонный классицистический фасад здания Главного Штаба и министерств. Архитектор нарушил унылость последнего Триумфальной аркой, которая сообщает всему ансамблю высокоторжественный характер, и придал правильную форму площади.
Карл Иванович Росси
Один из замечательнейших ансамблей Росси был начат им в конце 10-х годов и завершен только в 30-е годы и включал здание Александрийского театра, прилегающую к нему Александрийскую площадь, Театральную улицу за фасадом театра и завершающую его пятигранную Чернышеву площадь у набережной Фонтанки. Кроме того, в ансамбль вошло соколовское здание Публичной библиотеки и павильоны Аничкова дворца.
Последнее творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода (1829–1834) на знаменитой Сенатской площади.
В целом же творчество Росси –истинный образец градостроительства. Цельность его замыслов, единая воля помогли созданию бессмертных ансамблей. Росси постоянно сотрудничал со скульпторами С.С. Пименовым Старшим и В.И. Демут-Малиновским.
Василий Петрович Стасов
«Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был Василий Петрович Стасов – строил ли он казармы (Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге, 1817–1821), перестраивал ли Императорские конюшни («Конюшенное ведомство» на набережной Мойки у Конюшенной площади, 1817–1823), возводил ли полковые соборы (собор Измайловского полка, 1828–1835) или триумфальные арки (Нарвские и Московские ворота), или оформлял интерьеры (например Зимнего дворца после пожара 1837 г. или Екатерининского Царскосельского после пожара 1820 г.). Везде Стасов подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть: его соборы, их купола грузны и статичны, колонны, обычно дорического ордера, столь же внушительны и тяжеловесны, общий облик лишен изящества.
Осип Иванович Бове
О.И. Бове (1784–1834) на Красной площади перестроил, а по сути, возвёл заново Торговые ряды.
Бове занимался также реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории. Бове создает ансамбль Театральной площади (1816–1825), строя Большой театр и связывая новую архитектуру с древней Китайгородской стеной. Осипу Ивановичу принадлежат также здания Первой Градской больницы (1828–1833) и Триумфальные ворота у въезда в Москву со стороны Петербурга (1827– 1834, ныне на проспекте Кутузова), церковь Всех скорбящих радости на Большой Ордынке в Замоскворечье. Это храм-ротонда, купол которой поддерживает колоннада внутри собора.
Дементий Иванович Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев
Почти всегда вместе плодотворно работали Доменико (Дементий Иванович) Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев. Жилярди перестроил сгоревший во время войны Московский университет (1817–1819). Много и удачно Жилярди и Григорьев работали в усадебной архитектуре (усадьба Усачевых на Яузе, 1829–1831; имение Голицыных «Кузьминки», 20-е годы).
Особое обаяние русского ампира донесли до нас московские жилые дома первой трети XIX в.: в них мирно соседствуют торжественные аллегорические фигуры на фасадах – с мотивом балконов и палисадников в духе провинциальных усадеб. Торцовый фасад здания обычно выведен на красную линию, тогда как сам дом скрыт в глубине двора или сада. Во всем царит композиционная живописность и динамика в отличие от петербургского равновесия и упорядоченности (дом Луниных у Никитских ворот, построенный Д. Жилярди, 1818–1823; дом Хрущевых, 1815–1817, ныне музей А.С. Пушкина, построенный А. Григорьевым; его же дом Станицкой, 1817–1822, ныне музей Л.Н. Толстого, оба на Пречистенке).
Жилярди и Григорьев во многом способствовали распространению московского ампира, преимущественно деревянного, по всей России, от Вологды до Таганрога.
Скульптура
Пути развития скульптуры первой половины столетия неразрывны с путями развития архитектуры. В скульптуре продолжают работать такие мастера, как И.П. Мартос (1752–1835), в 80–90-х годах XVIII в. прославившийся своими надгробиями, отмеченными величием и тишиной, мудрым приятием смерти, «как у древних» («Печаль моя светла...»). К XIX в. в его почерке многое меняется. Мрамор сменяется бронзой, лирическое начало – героическим, чувствительное–строгим (надгробие Е.И. Гагариной, 1803, ГМГС). Греческая античность становится прямым образцом для подражания.
Мартос Иван Петрович
В 1804–1818 гг. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому. Идеи высшего гражданского долга и подвига во имя Родины Мартос воплотил в образах простых и ясных. Рука Минина простерта к Кремлю – величайшей народной святыне. Его одежда – русская рубаха, а не античная тога. На князе Пожарском древнерусские доспехи, островерхий шлем и щит с изображением Спаса.
Вместе с Ф. Щедриным Мартос работает также над скульптурами для Казанского собора. Им исполнен рельеф «Истечение воды Моисеем» на аттике восточного крыла колоннады. Четкое членение фигур на гладком фоне стены, строго классицистический ритм и гармония характерны для этой работы.
Степан Степанович Пименов и Василий Иванович Демут-Малиновский
Степан Степанович Пименов (1784–1833) и Василий Иванович Демут-Малиновский (1779–1846), как никто другой в XIX столетии, достигли в своих работах органического синтеза скульптуры с архитектурой – в скульптурных группах из пудостского камня для воронихинского Горного института (1809–1811, Демут-Малиновский – «Похищение Прозерпины Плутоном», Пименов – «Битва Геракла с Антеем») или в исполненных из листовой меди колеснице Славы и колеснице Аполлона для россиевских созданий –Дворцовой Триумфальной арки и Александрийского театра.
Колесница Славы Триумфальной арки (или, как ее еще называют, композиция «Победа») рассчитана на восприятие силуэтов, четко рисующихся на фоне неба.
Орловский Борис Иванович
Одним из последних примеров синтеза скульптуры и архитектуры можно считать статуи Барклая-де-Толли и Кутузова (1829–1836, поставлены в 1837 у Казанского собора) работы Б.И. Орловского (1793–1837), не дожившего нескольких дней до открытия этих памятников. Хотя обе статуи были исполнены через два десятилетия после постройки собора, они блестяще вписались в проезды колоннады, давшей им красивое архитектурное обрамление. Замысел памятников Орловского лаконично и ярко выразил Пушкин: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов», т. е. фигуры олицетворяют начало и конец Отечественной войны 1812 г. Отсюда стойкость, внутреннее напряжение в фигуре Барклая – символы героического сопротивления и зовущий вперед жест руки Кутузова, наполеоновские знамена и орлы под его ногами.
Фёдор Петрович Толстой
Русский классицизм нашел выражение и в станковой скульптуре, в скульптуре малых форм, в медальерном искусстве, например в знаменитых рельефах-медальонах Федора Толстого (1783–1873), посвященных войне 1812 г. Толстой сумел соединить героическое, возвышенное с интимным, глубоко личным и лирическим, что так характерно для русского классицизма. Рельефы Толстого исполнялись в воске, а затем «старинным маниром», как делал Растрелли Старший в петровское время, отливались самим мастером в металле, причем сохранились многочисленные гипсовые варианты («Народное ополчение», «Битва Бородинская», «Битва при Лейпциге», «Мир Европе» и т. д.).
Нельзя не упомянуть иллюстрации Ф. Толстого к поэме «Душенька» И.Ф. Богдановича, выполненные тушью и пером и награвированные резцом – прекрасный образец русской очерковой графики на сюжет овидиевских «Метаморфоз» о любви Амура и Психеи, где художник высказал свое понимание гармонии античного мира.
Иван Петрович Витали
Интересно творчество скульптора И.П. Витали (1794–1855), исполнившего среди прочих работ скульптуру для Триумфальных ворот в память Отечественной войны 1812 г. у Тверской заставы в Москве (арх. О.И. Бове, сейчас на просп. Кутузова); бюст Пушкина, сделанный вскоре после гибели поэта (мрамор, 1837, ВМП); колоссальные фигуры ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора – возможно, лучшие и наиболее выразительные элементы из всего скульптурного оформления этого гигантского архитектурного сооружения. Что касается портретов Витали (исключение составляет бюст Пушкина) и особенно портретов скульптора С.И. Гальберга, то они несут черты прямой стилизации под античные гермы, плохо уживающейся, по справедливому замечанию исследователей, с почти натуралистической проработкой лиц.
Литература
Наиболее благоприятной и плодотворной первая половина XIX в. оказалась для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм. Главная роль принадлежала литературе.
Сентиментализм
Романтизм
Знаменитые писатели и поэты «Золотого века»
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Юрьевич Лермонтов
Николай Васильевич Гоголь
Василий Андреевич Жуковский
Фёдор Иванович Тютчев
Афанасий Афанасьевич Фет
Сентиментализм
Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.
Романтизм
Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.
Александр Сергеевич Пушкин
А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения — «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. — находятся в русле романтизма.
Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В романе «Евгений Онегин» рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.
А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения.
Афанасий Афанасьевич Фет
Афанасий Афанасьевич Фет (правильно Фёт) первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин; 23 ноября 1820, усадьба Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября 1892, Москва — русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН (1886).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года — Гоголь-Яновский; 20 марта 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля 1852 года, Москва) —русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.
Влияние Гоголя на русскую литературу велико и разносторонне. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.
Василий Андреевич Жуковский
Василий Андреевич Жуковский (29 января 1783, село Мишенское, Белёвский уезд Тульская губерния, Российская империя — 12 апреля 1852,Баден-Баден, Германский союз) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член Императорской Академии наук (1827—1841) и впоследствии ординарный академик(1841) по Отделению русского языка и словесности, тайный советник (1841).
Музыка
Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М.И. Глинка и П.И. Чайковский.
Михаил Иванович Глинка
Пётр Ильич Чайковский
Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла «Могучая кучка» — группа выдающихся русских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.
Михаил Иванович Глинка
Глинка стал вершиной в развитии русской музыки первой половины XIX в. Он является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» и др. композитор заложил основы русского симфонизма. Все последующее русское музыкальное искусство развивалось под сильным влиянием Глинки.
Пётр Ильич Чайковский
Чайковский стал вершиной развития русской музыки всего XIX в. Именно ему она в первую очередь обязана своей мировой славой. Он создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Мировое признание получили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.
Театр
Весьма успешно развивается русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница», постановка которых сделала русский театр классическим. Выдающимся актером на русской сцене был М.С. Щепкин.
Все более заметную роль в общественной жизни стал играть театр. Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александрийский в Петербурге (с 1832 г.). Театры существовали во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Были поставлены и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и «Ревизор» Н. В. Гоголя.
Хотя в театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры, некоторые русские помещики становились театральными предпринимателями. Их театры превращались в общедоступные. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).
Просвещение
Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема России, которому способствовала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I. При Александре открылись новые университеты — Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский и Петербургский, Лесной институт, Царскосельский лицей. В 1815 г. армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков. При Николае I, покровительствовавшем инженерно-техническому и военному образованию, открылись Петербургский технологический университет, Московское техническое училище, Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии. Число средних учебных заведений — гимназий — за 30 лет (с 1824 г.) увеличилось почти вдвое, продолжала развиваться система женского образования, основы которой были заложены при Екатерине И. Развитие начального народного образования шло медленно. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали школы для детей из народа, но общей системы не было.
Наука
В первой половине XIX в. русская наука достигла больших успехов. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрическую систему; Н.Н. Зинин синтезировал анилин (это был один из самых крупных успехов в органической химии); В.В. Петров показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда для освещения; Б.С. Якоби открыл метод гальванопластики; П.П. Аносов раскрыл секрет древнего булата и заложил основы науки о качественных сталях. В Пулковской обсерватории — предмет восторгов зарубежных астрономов — трудился В.Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в Млечном Пути; Н.И. Пирогов впервые стал оперировать под эфирным наркозом; Н.М. Карамзин написал 12-томную «Историю Государства Российского»…
Становление России как морской державы выдвигало новые задачи перед отечественными географами. В 1803—1806 гг. адмирал И.Ф. Крузенштерн возглавил первую русскую кругосветную экспедицию из Кронштадта до Камчатки и Аляски, в которой изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка; были составлены подробные карты исследованных мест. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным обследовали Курильские острова. Г.И. Невельской открыл устье Амура и пролив между Сахалином и материком. В 1819—1821 гг. русская экспедиция — ее возглавлял адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен — открыла Антарктиду. Ученик Головнина, Ф.П. Литке, исследовавший Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Южной Америки, основал Русское географическое общество.
Жилище
Основным строительным материалом оставалось дерево.
Основанием сельского жилища крестьян была подклеть (помещение для скота, ценных орудий труда, многих вещей). Основная часть дома находилась над подклетью и называлась горницей. В некоторых домах над горницей была расположена светлица.
В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой. Вместо стекла в избах крестьян натягивали бычий пузырь или использовали слюдяные окна.
Работные люди жили в заводских казармах.
Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.
Вслед за помещиками, имевшими загородные дома и раньше, теперь их стали сооружать представители чиновничества, интеллигенции.
В домах крестьян и мещан главным считалось место возле печи. По диагонали от нее находился красный угол, стоял стол. Возле печи хозяйка готовила пищу. Около входной двери было рабочее место мужчин. Возле окон на зиму ставили ткацкий станок, пряли. Спали на печи или на полатях. Освещались избы лучиной или светцами.
В домах и дворцах знати центральное положение занимал парадный зал. Основным был второй этаж, где делали наиболее высокие и богато украшенные помещения.
Комнаты располагались последовательно друг за другом. К середине века в новых постройках все основные комнаты выходили в коридор. В нижнем этаже помещались служебные помещения. На верхнем жила прислуга. Освещалось жилище множеством свечей. Стены отделывались дорогими обоями. Парадная посуда была как из золота и серебра, так и из дорогого фарфора.
Одежда
Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму.
Работные люди, мелкое и среднее мещанство, разночинная интеллигенция в зависимости от благосостояния носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. У мужчин были в ходу рубашки-косоворотки, надевавшиеся поверх нешироких штанов (портов) и подпоясанные ремнем или поясом. Основной обувью являлись сапоги.
Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства — из ставших модными фабричных тканей.
Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти. Главным видом обуви крестьян были лыковые лапти. Их носили с суконными или холстинными портянками, привязанными тесьмой. Праздничной обувью были мужские кожаные сапоги и женские «коты». Зимой носили валенки.
Питание
С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи.
Главным продуктом был ржаной, редко пшеничный, хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Из капусты и других овощей варили щи. Вторым блюдом была каша или отварной в мундире картофель.
Мясо было редким продуктом на столах бедноты из-за слабого развития животноводства и религиозных постов.
Зато рыба была более доступна. В умеренных количествах употреблялись молочные продукты и яйца, растительное и, реже, животное масло.
Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень, разнообразные наливки и настойки. В первой половине XIX в. широкое распространение получил чай. Вместе с тем популярными стали самовары и чайная посуда. «На заедки» употребляли яблоки, груши, вишню, сливу, смородину, крыжовник, малину, землянику, лесные орехи.
Еду готовили в глиняных горшках. Впервые в этот период стали применять «чугунки».
В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты.
Высшие слои общества предпочитали не традиционную русскую кухню, а европейскую. Продуктами повседневного питания богачей стали кофе, какао («шоколад»), различные восточные сладости, бисквиты, иностранные вина.
Досуг и обычаи
Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями.
В начале лета помещики, чиновники и представители творческой интеллигенции переезжали в загородные дворцы и дома. Они возвращались в города в ноябре.
После того как Павел I запретил привлекать крепостных к работам в выходные и праздничные дни, крестьяне стали больше времени в эти дни проводить в совместных гуляньях и праздничных развлечениях.
Рождественско-новогодний цикл обрядов был связан со Святками. Первым весенним праздником являлась Масленица. Самой любимой забавой населения в эти дни было катание с гор на санках, салазках, бревнах. Богатые крестьяне, а также городские купцы и дворяне катались на санях, запряженных тройками.
На Троицу дома и церкви украшались березовыми ветками, а люди шли гулять в луга и леса. На праздник Ивана Купалы начиналось купание в реках и сбор целебных трав. Летние праздники и гулянья заканчивались на Петров день.
К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки.
Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святых.
Семья и семейные обряды
Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений — родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7—9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно «крепкими», так как в них имелось много работников.
Среди основных семейных обрядов можно назвать крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24—25 лет, а девушки в возрасте 18— 22 лет.
К числу главных обрядов относились официальное благословение при церковном венчании, крещение каждого ребенка, отпевание умершего в церкви или на дому.
После женитьбы сына родители и близкие родственники, как правило, помогали ему построить собственный дом и обустроить его.
Выдача замуж дочерей сопровождалась передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период. Особенно много было вышитых предметов одежды, белья и т. п.
Живопись
Классицизм, приобретший мощное народное звучание, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип: описания портрета; картин, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. Век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа. Яркими представителями являются: Брюллов, Иванов, Айвазовский, Федотов, Венецианов, Кипренский и др.
Орест Адамович Кипренский
Алексей Гаврилович Венецианов
Иван Константинович Айвазовский
Карл Павлович Брюллов
Александр Андреевич Иванов
Павел Андреевич Федотов
Орест Адамович Кипренский
Орест Адамович Кипренский (13 марта 1782 — 5 октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург, В. А. Жуковского(1816).
Алексей Гаврилович Венецианов
Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян (Гайвазян); 17 июля 1817 года — 19 апреля 1900 года) — всемирно известный русский художник -маринист, баталист, коллекционер, меценат.
1856 год - награждён орденом Почётного легиона (Франция); награждён османским орденом «Нишан-Али» IV степени.
1874 год - награждён орденом Османие II степени.
1880 год - вручена «Алмазная медаль» (Османская империя).
1890 год - награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени.
Карл Павлович Брюллов
Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799, Санкт-Петербург — 11 июня 1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.
Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» (1830—1833) Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур.
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись.
Александр Сергеевич Пушкин
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.