Класс: 6
Предмет: русский язык
Тема: Причастие как особая форма глагола.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: групповая, парная, коллективная, индивидуально-фронтальная
Оборудование и материалы к уроку: проектор, компьютер, учебник «Русский язык. 6 класс» под ред. М. М. Разумовской, С. И. Львова В. И. Капинос, М., 2013.; толковый словарь, оценочные листы.
Цель: познакомиться с причастием как особой формой глагола; научиться находить причастия в предложении; устанавливать слово, от которого оно зависит; определять морфологические признаки; отрабатывать умения определять у причастия признаки как глагола, так и прилагательного.
Задачи:
развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, анализировать, сравнивать изучаемые объекты, развивать внимание, память, мышление
образовательная: отработать умение смыслового различения прилагательных и причастий
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку и потребность расширять свой кругозор.
Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками:
– метапредметные результаты – целеполагание (определяют цель урока), планирование (разделяют известное и неизвестное, действуют по алгоритму), выполняют оценку по критериям;
– личностные – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества; наличие мотивации к обучению;
– предметные – знать, какую часть речи называют причастием, узнавать и называть причастие по формальным признакам, вопросу и лексическому значению.
Ход урока
1. Орг.момент (тренинг, рассаживание)
– Добрый день, ребята!
Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
На слайде: Дождь, прыгать, голубой, солнце, капающий, мальчик, делающий, синий.
Целеполагание (2 мин.)
Решение учебной ситуации.
Задание на целеполагание.
– Прочитайте внимательно слова. На какие группы их можно распределить? (ученики распределяют слова в зависимости от того, к какой части речи относится то или иное слово).
– Какие это части речи?
– По каким признакам вы определили части речи? (Дождь солнце, мальчик – сущ., т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы что? или кто?; прыгать – глагол, т.к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?; голубой, синий – прилагательное, т.к. обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой?; капающий, делающий – ? не знаем)
– Какие слова вызвали затруднение? Почему? (мы не знаем этих частей речи)
– Вы видите, что эти слова вам незнакомы.
Раз они незнакомы, что мы должны сделать? (Узнать что это за слова, определить какая часть речи (цель) – капающий, делающий)
Исходя из своего незнания темы, сформулируйте для себя цель урока. (Определить, к какой части речи относятся незнакомые слова). Как вы будете это делать? У нас есть план изучения каждой части речи. Для начала давайте вспомним о том, что каждое слово имеет во-первых, лексическое значение, во-вторых, каждое слово отвечает на определенный вопрос, в-третьих, слово имеет морфологические признаки и в-четвертых, выполняет синтаксическую роль в предложении.
На слайде план:
1. Лексическое значение.
2. Вопрос.
3. Морфологические признаки.
4. Синтаксическая роль.
Актуализация знаний, введение в тему урока (2 мин).
Вернитесь к заданию, которое мы делали в начале урока. Назовите слова, которые вызвали затруднение. (капающий и делающий)
– От каких слов произошли слова капающий и делающий? (Капающий образовано от слова капать, делающий от слова делать)
Изучение нового материала (15 мин.)
– Определите лексическое значение слов «капающий и делающий», задайте к ним вопросы. Обсудите свои ответы в парах. (ЛЗ – признак предмета, вопрос: какой? В то же время в слове содержится действие: капающий – тот, который капает, делающий – тот, который делает).
На слайде слова В.И. Даля: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”. Найдите в словаре значение слова причастный. (Соотносящийся по значению, связанный с ним). Как вы понимаете слова В.И. Даля? Как бы вы назвали эту часть речи? (Причастный, может быть, причастие?)
Работа по учебнику (чтение определения): Сравните два определения (в учебнике даны суффиксы причастий). По какому формальному признаку можно найти причастия? (по суффиксу)
– Найдите общие признаки у прилагательных, глагола и причастий.
Делимся на 4 группы, каждая отвечает на свой вопрос на листе бумаги (раздача листков).
1 гр. Что называется причастием, что обозначает, на какой вопрос отвечает?
2 гр. Свойства каких частей речи есть в причастии? Перечислите признаки глагола.
3 гр. Какие признаки прилагательного имеет причастие? Перечислите суффиксы причастия.
4 гр. Каким членом предложения является причастие? Какой вопрос задаём? Как подчеркивается? Пример. С какой частью речи можно перепутать причастие?
Каждая группа защищает свой ответ, и ей выставляют оценку остальные.
Вывод: Причастие образовано от глагола, обозначает признак предмета по действию и отвечает на те же вопросы, что и прилагательные какой? какая? какое? какие?; как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, имеют, как и глагол, время и вид. В предложении выполняет роль определения (полное причастие) или сказуемого (краткое причастие).
Первичное закрепление (10 мин).
На слайде: Найти причастия и записать глаголы, от которых они образованы. Доказать. (кто-то опирается на формальный признак – суффикс, кто-то – на лексическое значение, признак предмета по его действию, кто-то на двойной вопрос: какой? что делавший?, делающий?, сделавший?)
Сверкающий снег, голубое небо, приближающийся пароход, золотое кольцо, скачущий всадник, увидевший книгу, смышлёный мальчик, залитый водой, оторванная пуговица, принесённый пакет, деревянная полка, рекомендуемая книга, делимое число.
Самостоятельная работа учащихся (8 мин.)
Слабые учащиеся по учебнику упр. 393 (задание, подобное тому, которое выполняли на этапе закрепления)
Более подготовленные учащиеся – задание на слайде: в тексте найти причастия, выписать, доказать.
Туманная даль, румяные щёки, срубленные деревья, прерванная дружба, освещённая улица, таинственная страна, неразгаданные тайны, торжественная минута, бессонные ночи, собранный урожай.
Сильные учащиеся: Задание на карточках: От данных глаголов образовать все возможные причастия. Составить небольшой текст, используя созданные вами причастия.
Слышать, обнаружить, верить, припомнить, нравиться, сеять, ненавидеть, обидеть, зависеть, надеяться, лаять, успокоить, готовиться, веять, направить, таять, заставить, раскаяться, встретиться, вырастить, брезжить, мучить, мерить, выдержать.
Итог урока. Рефлексия (2 мин.)
– Чему вы научились на уроке? Сможете ли вы теперь справиться с подобным заданием самостоятельно? Что получилось? Что вызывает проблему?
– Что вы узнали о причастии?
– Какие признаки глагола есть у причастия?
– Какие признаки прилагательного есть у причастия?
– Что бы нового вам хотелось узнать о причастии?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание (дифференцированное). Оценивание. (1 мин)
На слайде домашнее задание.
1 уровень. Повторить теорию параграфа 37, задание «по выбору»: на «3» - ЗСП -10 списать, выделить значимые части слова (по образцу); на «4» - слова списать, выделить значимые части слова, с любыми 4 словами составить предложения, используя причастные обороты; на «5» - слова списать, выделить значимые части слова, с любыми 4 словами составить предложения, используя причастные обороты, чтобы получился связанный текст, который нужно озаглавить.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.