Приемы обобщения и систематизации материала по русскому языку в профильном классе
Оценка 4.7

Приемы обобщения и систематизации материала по русскому языку в профильном классе

Оценка 4.7
Занимательные материалы +4
doc
русский язык
6 кл
01.12.2020
Приемы обобщения и систематизации материала по русскому языку в профильном классе
Приемы обобщения и систематизации материала по русскому языку в профильном классе
Приемы обобщения и систематизации материала по русскому языку в профильном классе .doc

Приемы обобщения и систематизации материала по русскому языку в профильном классе

(из опыта работы учителя русского языка  Хливнюк И.В.)

 

Исследуя проблему повышения эффективности обучения школьников русскому языку в профильных классах, я пришла

к мысли о том, что изучение материала укрупненными блоками необходимо, эффективно и  результативно.

Приняв за основу критерии структурирования материала и методическую систему, положенную в учебниках Серовой М.Б., Балашева С.,  исходные положения о принципах развивающего обучения Н.К.Винокуровой (Знания должны быть усвоены

·        как способы деятельности

·        на высоком теоретическом уровне (нельзя за счет механического увеличения упражнений вытягивать незнание детьми теоретического материала)

·        в соответствии с системно-деятельностным подходом: от общего к частному – сразу же, на первом уроке,  дать таблицу-схему обобщенных знаний, потому что исходное – это не урок, а тема, включающая несколько уроков,

·        а затем отработка ЗУНов,

я хочу предложить технологию изучения  темы «Правописание приставок»

 

1 этап изучения темы – самостоятельное знакомство учащихся с текстом параграфов 5,6,12., которые освещают следующие темы:

·        Гласные в приставках

·        З-С на конце приставок

·        Приставки ПРЕ- и ПРИ-

 

2 этап изучения темы – составление опорной схемы по принципу «вопросы – ответы» (групповая работа) или использование  готовой таблицы.

 

3 этап изучения темы – практическая отработка каждого блока схемы с использованием орфографических, лексических тренажеров, упражнений,

.развивающих  быстроту реакции, внимание, мыслительные операции анализа, обобщения, синтеза.

Содержание 1 этапа

 

Учащиеся самостоятельно (Д/З) читают тексты параграфов, выделяя  маркером  те положения, слова, которые для них являются забытыми, новыми. Параллельно с изучением темы учащиеся проводят лексическую работу, поскольку теоретические положения параграфа подтверждаются словами, требующими работы с толковым словарем. В зависимости от уровня подготовки учащихся, задание на дом дается дифференцированно. Учащиеся, владеющие навыком «сворачивания информации», составляют «свою» опорную схему или таблицу по изученному. Другие – составляют перечень вопросов, раскрывающих содержание прочитанного. Таким образом, каждая из групп  работает над содержанием темы, которая будет изучаться на уроке в классе.

 

 

Содержание 2 этапа

 

Опорная схема составляется коллективно на уроке по принципу «вопрос-ответ» (причем вопросы может задавать не только учитель, но и учащиеся).

 

Примерный перечень вопросов к 1-ому блоку схемы:

·        Какие группы приставок, правописание которых подчиняется определенным правилам, вы можете назвать?

·        Назовите «единообразно» пишущиеся приставки.

·        Что вы знаете о правописании приставок  РОС- (РОЗ-)?

  • Расскажите о приставках  ПРА-, А-.
  • Какое явление наблюдается  в приставках ПОД- (ПОДО-)?
  • Что означают слова : РОЗДЫХ, РОЗВАЛЬНИ?
  • Проверьте значение слов АЛОГИЧНЫЙ и АМОРАЛЬНЫЙ по словарю иностранных слов.

Примерный перечень вопросов ко 2-ому блоку схемы:

·        От чего зависит выбор согласных З-С на конце приставок?

·        Назовите парные по глухости-звонкости.

·        Назовите непарные по глухости-звонкости.

·        Какие слова-исключения необходимо запомнить?

·        Почему приставка С- - это особый случай в этом правиле?

  • Что следует знать о правописании иноязычной приставки ДЕЗ-(ДЕС-)?
  • Почему не следует путать написание слов РАССЧИТАТЬ и РАСЧЕТ?
  • Дайте толкование слов ДИЗАРТРИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ, ДИСПРОПОРЦИЯ, ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ, ДИСПРОПОРЦИЯ, в которых  выделяется иноязычная приставка ДИЗ- (ДИС-)
  •  

Примерный перечень вопросов к 3-ему блоку схемы:

·        От чего зависит выбор приставок ПРЕ- и ПРИ-?

·        Назовите значения приставки ПРИ-.

·        Назовите значения приставки ПРЕ-.

·        Назовите группу слов, в которых значение приставки неясно.

·        Дайте толкование слов: ПРЕСЛОВУТЫЙ, ПРЕВРАТНОСТИ, ПРИСТРАСТНЫЙ. Введите их в контекст.

·        Вспомните заимствованные слова, начинающиеся с ПРИ- и ПРЕ-

·        Определите значение слов: ПРЕАМБУЛА, ПРИВАТНЫЙ, ПРЕЗУМПЦИЯ, ПРЕРОГАТИВА, ПРЕЦЕДЕНТ. Введите их в контекст.

·        В каких словах с ПРЕ- и ПРИ- надо учитывать контекст (лексическое значение словосочетания).Определите различие в значении слов:

ПРИПАЙ - ПРИПОЙ, ПРЕЗРЕНИЕ - ПРИЗРЕНИЕ, ПРЕТЕРПЕТЬ –        ПРИТЕРПЕТЬСЯ, ПРЕДЕЛ – ПРИДЕЛ.

 

Примерный перечень вопросов к 4-ому блоку схемы:

·        Назовите известные вам иноязычные приставки и сочетания в роли приставок.

·        Какие из этих приставок пишутся через дефис.

·        Определите значение слов с иноязычными приставками: АМОРАЛЬНЫЙ, АРХИГЛУПЫЙ, ПАНИСЛАМИЗМ, ПРОТОЗВЕЗДА, РЕТРАНСЛЯЦИЯ. Введите их в контекст.

 

Примерный перечень вопросов к 5-ому блоку схемы:

·        Какие приставки вы относите к «особой» группе. Что вы можете сказать о правописании этих приставок.

·        В каких словах приставка «срослась» с корнем?

·        В чем особенность слов: пренеприятный, непревзойденный, непредрасположенность?

 

В результате коллективной работы составляется опорная таблица «Правописание приставок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание приставок

 

Неизменяемые

ТРАДИЦИЯ
           1

 

Оканчивающиеся на З и С

   

2

 

ПРЕ- , ПРИ_-

(от лексического значения)

3

Иноязычные приставки и сочетания в роли приставки

4

 

Особая

Группа

 

Требует применения разных правил

 

5

 

 

Подо-   

Пред-

Над-

О-

От-

Об-             А

С-

 

Антинаучный

Архиглупый

Демонтаж

Интерклуб

Панисламизм

Проарабские

Ретрансляция

 

 

Анти- против

Архи- сверх

Пан- все

Ре – вновь

                   А

Не-

Ни-

(неумолкающее, незнакомец, никогда…)

                        А

Зв. согл. 

                            А

Глух. согл

 

Запомн.

Здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно)

Но: сгинуть

 

ПРЕ - пере-,«очень»        А

ПРЕ- соедин., близ, добавл., н. дей-е.

 

КОЕ-

ВО-(В-)

ПО-

(кое-кто,

во-вторых,

по-новому…)

                       Б

Значение неясно

Причудливый

Пристрастный

Пресловутый

Прельщать

Пресмыкаться…

 

            Б

 

Дез- Диз-               Б

 

 

Перед гл. и перед Ъ

дезинфекция, дизартрия

 

Дис-

 

 

Перед согл.  Диспропорция

 

 

РОЗ- /роспись/

РАЗ- /разыскать/   Б

 

 

Охотник (хочет)

Сказка (наказ)

Невежда

( ведать)

участь (часть)

вскачь (скачка)

убогий (у Бога)…

 

                       В

 

Прародина    В

Аморальный

 

Иноязычные слова с при- , пре

Преамбула

Превалировать

Презумпция

Прерогатива

Прецедент…    В

Контр-

Контр-адмирал

                    Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запомни:

Расчет – рассчитать

Перед –чет- с              В

Перед – чит- сс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывать лексическое значение

 

Претерпеть-  притерпеться

 

Презренный-   призренный

 

Преклонить- приклонить…

 

                               Г

Несколько приставок в слове

 

Непревзойденный

Пренеприятный

 

                          Г

 

 

 

 

 

Содержание 3 этапа

Работая с таблицей, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм. При отработке правописных навыков таблица является предметом систематизации, обобщения знаний, а также средством их усвоения, что способствует не только активному, углубленному повторению и закреплению правил, развитию самостоятельности учащихся в познавательной и практической деятельности, но и развитию мыслительных навыков – например, навыка «сворачивания» и «разворачивания» информации.

Содержание таблицы «Правописание приставок» представлено 5-ю блоками.

Первый включает в себя сведения о правописании традиционных приставок, который дополняется информацией о приставках роз- (рос-), раз-(рас-). Второй блок включает в себя информацию о правописании приставок, оканчивающихся на З и С. Третий блок – это «свернутая» информация о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, куда входит подблок о иноязычных словах, начинающихся с пре- и при-, требующий лексической отработки. Четвертый блок дает информацию об иноязычных приставках и сочетаниях  в роли приставки. Я внесла некоторые дополнения в материал, содержащийся в учебнике Серовой Л.В., включив в этот блок слова с иноязычными приставками и сочетаниями в роли приставок, поскольку в курсе средней школы этот материал не рассматривается в таком объеме. Наконец, пятый блок знакомит с «особой» группой приставок, которая также  не рассматривается в учебнике и которую я тоже считаю необходимым включить в обобщенную таблицу.

К этой таблице учащиеся обращаются по мере необходимости на всех последующих этапах работы, вплоть до последнего занятия по этой теме.

 Задача третьего этапа – закрепить изученное, довести до автоматизма навык правописания всех типов приставок.

 

Представляю практический материал для отработки 1-го блока темы.

 

Тренажер

(с последующей самопроверкой)

Задание: написать слова под диктовку учителя, выделяя приставки в диктуемых словах. Проверить написанное по розданным печатным тренажерам.

1.     отбежать – от

2.     надстроить  - над

3.     подписать - под

4.     предчувствовать - пред

5.     предшествовать - пред

6.     обстановка - об

7.     подтвердить - под

8.     предписание - пред

9.     подтолкнуть - под

10. сдержать - с

11. подбежал - под

12. проглотил - про

13. отбежал - от

14. заалевший - за

15. согласие - со

16. розыскной  - роз

17. праславянский - пра

18. алогичный - а

19. подозрение - подо

20. вооружение – во

 

Развиваем внимание

Задание: отгадай слово, зашифрованное в этой «паутине», соединяя цифры с буквами, соблюдая при этом порядок следования цифр.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

з

а

р

ь

о

н

в

л

и

Розвальни

Задание:

Определите лексическое значение слова по толковому словарю.

Сформулируйте правило правописания приставки в этом слове.

 

Развиваем логику

Какое слово зашифровано? Выделите в нем приставку. Определите значение приставки в этом слове.

1.     Эта буква пишется в корне слова поравняться

2.     Это третий слог в слове непромокаемый.

3.     Это сочетание букв соответствует полногласному сочетанию в слове  город

4.     Это корень в слове льют

5.     Это суффикс в слове весенний.

  1. Это окончание прилагательного мужского рода  в именительном падеже

Аморальный

 

Практический материал для отработки  2-ого блока темы

Задание:

Заполните «слепую» таблицу.

 

  Звонкие согласные

Глухие согласные

Непарные

Звонкие

Глухие

 

 

 

 

 

 

 

Задание:

 Выразите словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на З и С.

 

1.     относящийся ко времени перед рассветом        прерассветный

2.     не дающий результатов, напрасный.                  безрезультатный

3.     находящийся вблизи, невдалеке.                        близлежащий

4.     молодые растения, выращенные для посадки   рассада

5.     часть текста, выделенная заглавием                   раздел

6.     исчезнуть навсегда                                               сгинуть

7.     местный житель                                                    здешний

8.     полная темнота, ничего не видно                        ни зги не видно

9.     день без ветра                                                       безветренный

10. не имеющий земли крестьянин                           безземельный

 

 

Тренинг

Задание:

Вставьте пропущенные З и С на конце приставки, графически обозначая условие выбора  одной из этих букв.

 

И…ра…ходовать

Бе…счетный

…дание

и…черпанный

во…хвалять

ра…считать

и…бранник

Бе…во…вратно

Сни…ходительно

Ра…чувствоваться

Во…хищение

…бавить

чере…чур

бе…вкусный

И…чезнуть

Ра…судительный

…бросить

…дороваться

ра…чет

мирово…зрение

по…дороваться

 

 

 

 

 

Задание:

Выразите понятие одним словом, запишите его, выделите приставку на З и С.

 

Лишенный смысла

Никогда не умирающий

Не имеющий определенной формы

Обойти большое пространство

Объехать вдоль и поперек

Вода для засолки овощей

Затраты, издержки

Невнимательный, путающий все

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на быстроту реакции, внимание.

Цифровой диктант

«ДА» - 1

«НЕТ» - 0

Я утверждаю, что в словах, диктуемых мной, надо писать на конце приставки «З»

1.     безбрежный

2.     бессчетный

3.     исцарапать

4.     чрезвычайный

5.     искорененный

6.     бесформенный

7.     нисходящий

8.     расщелина

9.     бестактность

10. безмолвный

11. бесчеловечный

12. востребовать

13. взнуздать

14. раскрасить

15. нисходящий

16. восполнить

17. разграфить

18. чересчур

19. изжарить

20. воссозданный

21. восхвалять

 

1,0.0, 1,0,0, 0,0,0, 1,0,0, 1,0,0, 0,1,0, 1,0,0.

 

 

Задание на систематизацию материала  ( Блок 1,2 )

 

Задание:

Используя обобщенную таблицу, определите, какому правилу соответствует выделенная в приставке буква-орфограмма в следующих словах:

 

Образец:  безвкусный / 3-а /

 

1.     развалить

2.     взращивать

3.     роздан

4.     сдружиться

5.     надпись

6.     прабабушка

7.     диспропорция

8.     дезинфекция

9.     мироздание

10. чересполосица

11. разжечь

12. сжижженный

13. бессчетный

14. разыграть

15. расчет

16. сгрузить

17. здешний

18. сгинуть

19. подтвердить

20. пообедать

 

Тренинг

О или А ?

 

Р..звалить

Р…звальни

Р..спустить

Р..спуск

Р…списать

Р…спись

Р..здать

Р..здан

Р…зыскать

Р..зыск

Р…зыграть

Р…зыгрыш

Р…счеркнуть

Р…счерк

Р…ссказ

Р…ссказни

 

 

З или С ?

 

…борщик

…жать

…дание

…дать

…жечь

…брить

…беречь

…доровье

…гладить

…гинуть

…говор

…дешний

…дружиться

…дельный

…бавить

..гребать

…бить

…бросить

 

 

З или С?

 

Бе…брежный

Бе…заботный

Бе…счетный

Бе…культурье

Ра…топтать

И…царапать

Чре…вычайный

И…гнанный

И…винительный

Ро…пись

И…кус…твовед

Бе…ветренный

Бе…перспективный

Во…двигнутый

Бе…тактность

Ра…формировать

Бе…сердечность

Чре…мерный

И…корененный

Ра..честь

Ро..пуск

И..тратить

Бе…результативный

Бе…шумный

Бе…молвный

Ра…сориться

Бе…человечность

Бе…форменный

И…балованный

И…черпать

Ра..щелина

И…вержение

Ни..ходящий

 

 

 

З или С?

 

Во…двигнутый

Во…будитель

…бить

во…хождение

в…винтить

в…ращивать

чере.. .чур

ни…падать

ра…графить

…борка

и…жарить

бе…предельный

Во…созданный

Ро…сыпь

И…копаемое

Во…полнить

В…морье

Ро…данный

Ни…вергнуть

Ни…ходящий

Ра…жечь

…бросить

бе…вкусный

и…данный

Во…звание

…держанность

мирово…зрение

во…требовать

в…нуздать

…жиженный

ни…водить

ра…венчать

ра…красить

…грузить

чере…полосица

…двинуться

 

 

 

 

 

Контрольный тест  / Блок 1,2 /

 

1.     бесстрашие восставших

2.     расхворался не на шутку

3.     обтекаемый предмет

4.     сделать исподтишка

5.     не зги не видно

6.     бесформенные очертания

7.     прародина наших предков

8.     разыграть бескомпромиссного друга

9.     ниспосланный богом

10. сбыть с рук

11. рассчитать все до мелочей

12. взять чересседельник

13. бежать вразброс

14. установлена дизартрия

15. подписанный документ

16. сгинуть бесследно

17. несдержанный человек

18. дисквалификация специалиста

19. ниспадающий поток

20. чересчур беззаботный

21. бессчетное количество

22. точный расчет

23. рассылать поздравления

24. иззябнуть на морозе

25. вскарабкаться на вершину

26. обтекаемый предмет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический материал для отработки 3-его блока темы

 

Задание:

Заполните «слепую» таблицу  « Значение приставок Пре- и При- »

 

Значения приставки  ПРИ-

Значения приставки ПРЕ-

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

 

Задание:

Вставьте пропущенные буквы-орфограммы. Исключите «лишнее» слово в каждой группе слов. Запишите его в пустую строчку.

 

пр…неприятное

пр…интересное

пр..соединить

пр…чудный

пр…восходен

 

пр…сек

пр…одолеть

пр…кратить

пр..пинания

пр…балтийское

 

пр…дел дома

пр…коснулся

пр…смотреться

пр…грешения

пр…скакать

пр…налечь

пр…тронуться

пр…фабричный

пр…прятать

пр…болел

 

 

 

 

 

Тренажер

Задание:

вставить пропущенные буквы-орфограммы, дать пояснение, используя соответствующее правило блока 3.

 

 

  1. пр…клонить колени
  2. пр…бывать в столицу
  3. пр…клоняться перед талантом
  4. пр…клонный возраст
  5. пр…клониться к земле
  6. пр…ходящий успех
  7. пр…даное невесты
  8. свежо пр…дание
  9. пр…вратности судьбы
  10. старый пр…вратник
  11. беспр…дел в делах
  12. пр…дел храма
  13. непр…менимый пр…ем
  14. радиопр…емник
  15. пр…емственность в работе
  16. непр…ступная крепость
  17. пр…старелый родственник
  18. непр…станные ссоры
  19. пр…терпеть унижение
  20. пр…терпеться к лишениям
  21. пр…врать в разговорах
  22. пр…рвать отношения
  23. пр…вращение воды в пар
  24. пр…бывать в неведении
  25. пр…бывать вовремя
  26. пр…чудливые формы
  27. пр…твориться больным
  28. мера пр…сечения
  29. пр…пираться в разговоре
  30. сильно пр…увеличить
  31. камень пр…ткновения
  32. непр…одолимое препятствие

 

 

Лексический тренажер

Задание: Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-, запишите это слово, выделяя приставку.

 

1.     Расположенный у берега (прибрежный)

2.     Спросить еще раз (переспросить)

3.     Задуматься на некоторое время (призадуматься)

4.     Закончить что-либо ( прекратить)

5.     Участок около школы, моря (пришкольный, приморский)

6.     Удивительное растение ( причудливое )

7.     Спорить из-за мелочей ( пререкаться)

8.     Временный успех (преходящий)

9.     Глубоко уважать ( преклоняться)

10.  Воплотить в жизнь ( претворить)

11.  Чуть открыть окно (приоткрыть)

12.  Лицемерный, неискренний человек (притворный)

13.  С избытком насытиться чего-либо (пресытиться)

14.  Исключительное право (привилегия)

15.  Изменить кому-либо ( предать)

 

 

 

 

 

 

 

Задание на внимание

 

Лексический тренажер

 

Задание:

Прочитайте лексическое толкование следующих слов. Постарайтесь запомнить  их написание.

Запишите их под диктовку. Затем проверьте себя, используя печатный тренажер.

 

1.     преамбула  ( вступление к разговору, вводная часть документа)

2.     презентабельный   (представительный, внушающий доверие)

3.     прерогатива    (исключительное право)

4.     претенциозный   (лишенный простоты, вычурный, манерный)

5.     примадонна   ( первая дама, певица, исполняющая  главные партии)

6.     приватный    ( неофициальный, неслужебный, частный)

7.     презумпция    (предположение, основанное на вероятности)

8.     превентивный    (предупреждающий что-либо, предохранительный)

9.     префект    (высший чиновник в департаменте, провинции, округе)

10. префекту (орган управления административно-территориальной единицей)

11. привилегия    (исключительное право)

12. приоритет    (первенство, преимущественное право на что-либо)

13. примитивный (недостаточно глубокий, упрощенный, неразвитый)

14. претензия    ( предъявление своих прав, стремление к признанию, жалоба)

15. прелюдия   (вступление к музыкальному произведению)

16. принципиальный   (отстаивающий свои взгляды)

17. презент    (подарок)

18. премьера    (первый показ спектакля, фильма)

19. премировать    (награждать)

20. престиж     (авторитет, влияние, которым пользуется кто-либо)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения на обобщение и систематизацию

Блок 1,2,3,4

 

Задание на распределение

 

Выпишите слова в столбик соответственно группе. Руководствуясь правилами правописания приставок и алгоритмом, вставьте пропущенные буквы.

 

 

 

 

Алгоритм

 

1.     Выделите корень слова

2.     Выделите приставку

3.     Определите группу приставок

 

 

ЕСЛИ

 

 

 

 

 

          На –З- и –С-

 

Какая буква стоит после приставки?

 

Если:

  • Звон. или глас. -----З
  • Глухой --------С

 

Если:

-РАЗ-, -РАС- ---- безуд. гл. , то пишите  -А- (расписание)

 

 

Неизменяемые, иноязычные

 

 всегда пишутся одинаково

ПРЕ- и ПРИ-

Определить оттенок лексического значения, которое придает слову приставка.

 

Если:

«очень», «пере» ----- ПРЕ-

другие значения -----ПРИ-

 

  • Помнить об особых случаях

Особая группа требует применения разных правил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполните эту таблицу:

 

Неизменяемые

и

иноязычные

Раз-,роз-, бес-, воз-, вз-, из-,

-З-

низ-, через-, чрез-

Рас-,рос-, вос-, вс-, ис-,

-С-

нис-, черес-

ПРЕ-

ПРИ-

Запомнить

Написание, учитывая значение:в-,во-,на-,по-,до-, от-, под-,о-, не-, а-,ре-,с- и др.

Перед звонкими согл., гласными и перед Ъ…

Перед глухими согл.

 

Степка Фец, хочешь щец?

«пере» - через,сквозь,по-иному, очень, сверх

  • Приближение
  • Близость
  • Неполн.де-е
  • Довед. до конца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвовать (в шествии), ро…ыгрыш, ра…светать, пр…знать, пр…вередливый, во…стание, пр…беречь, пр…кратить, пр…гласить, н…чаянно, ра…тянуть, пр…пятствие, пр…ступить (закон), в…пахивать, и…менить, во…зрение, пр…клонить (голову), ра…творять, в…болтать, ни…падает, пр…рвать, об…явить, и…рекать, пр…бывать (в неведении),  пр…ключение, и…тощение, …крестные (поля), нев…любить, пр…морский, пр…высить, пред…стория, пр…горел, нед…умевать, ни…водить, ни..провергать, чере…чур, непр…станно, пр..обрести, н…взгоды, ро…пись, пр..клонить, пр…остановился, ни…вергать, пр…творить(окно), ра…чет, пр…неприятный, пр…бывать (вовремя), пр…зирать (невежду), во…клицать, по…лежащее, прои…шествие, пр…одолеть, радиопр…емник, и…писанные, пр…добрый, пр…дать (ускорение), ра…считывать, пр..ступить (к работе),  пр…творить (в жизнь), бе…конечный, пр…вратить, пр…школьный, пр…лепить, пр..возносить, р…конструкция, пр…дать (друга), чре..мерный, пр…града, пр…подаватель, во..вращение, ра…статься, …логичный.

 

 

 

Задание на внимание

Отгадай «спрятанные слова»

а-1, п-2, р-3, е-4, и-5, в-6, т-7, ь- 8, з- 9, л-10, й-11, г-12, ц-13, д-14, у-15, з-16,

о-17, н-18, ы-19. м-20,я-21

 

2-3-4-6-1-10-5-3-17-6-1-7-8                      превалировать

2-3-4-6-4-18-7-5-6-18-19-11                      превентивный

2-3-4-16-15-  20-2-13-5- 21                       презумпция

2-3-4-2-17-16-5-13-5-21                            препозиция

2-3-4-3-17-12-1-7-5-6-1                            прерогатива

2-3-4-13-4-14-4-18-7                                прецедент

 

Определи лексическое значение данных слов по толковому словарю, составь с ними предложения.

 

Тренажер №1

Задание:

Написать под диктовку, обозначить приставки, руководствуясь правилами правописания приставок. Проверить себя по печатному тренажеру.

 

1.     преодолеть преграду

2.     прилуниться на рассвете

3.     приверженец капитуляции

4.     расформировать президиум

5.     восхождение конкурента

6.     дискредитировать предшественника

7.     исцарапанный беспризорник

8.     надтреснутый бокал

9.     развенчать иллюзии

10. пребывать в меланхолии

11. распродажа приискового оборудования

12. разжечь исподтишка

13. сжать проволоку

14. бесценная реликвия

15.  бесчинствующие преступники

16. бессчетное количество

17. непредвиденные расходы

18. непрекращающаяся изжога

19. превосходное расположение духа

20. сгореть дотла

21. преинтересное рассуждение

22. бескомпромиссная оппозиция

23. окончательный расчет периметра

24. претворить замыслы

  1. презумпция невиновности

 

 

Контрольный тест

Отработка блока №3 - Г

 

1.преклонить колени

2.прибывать в столицу

3.преклоняться перед талантом

4.преклонный возраст

5.приклониться к земле

6.преходящий успех

7.приданое невесты

8.свежо предание

9.превратности судьбы

10.старый привратник

11.беспредел в делах

12.придел храма

13.неприменимый прием

14.радиоприемник

15.преемственность в работе

16.неприступная крепость

17.престарелый родственник

18.непрестанные ссоры

19.претерпеть унижение

20.притерпеться к лишениям

21.приврать в разговорах

22.прервать отношения

23.превращение воды в пар

24.пребывать в неведении

25.прибывать вовремя

26.причудливые формы

27.притвориться больным

28.мера пресечения

29.препираться в разговоре

30.сильно преувеличить

31.камень преткновения

32.непреодолимое препятствие

 

Заключительным этапом в изучении темы становится работа с текстом.

 

Примерный текст  для обобщенной работы   по теме «Правописание приставок»

 

( текст взят из учебника С.Балашева «Русский язык» )

 

Задание:

  • Выделить приставки в словах. Следуя алгоритму правописания приставок, определите группу.
  • Вставьте пропущенные буквы. Проверяйте себя по таблице приставок.

 

 

Необ…ятной и…вестностью и вс…общим пр…знанием пользуется имя пр…образователя пр…роды Мичурина. Мичурин рано п…чувствовал, …пр…делил свое пр…звание и …делал его смыслом своей жизни.

Он всегда был п…глощен работой с уд…вительными р…стениями, выр…щенными им. Он сам п…ливал, пр…вивал м…л…дые р…стки, делал п…р..садки. З…писки Мичурина ра…сказывают, какие пр…пятствия пр…ходилось ему непр…станнопр…од…левать в своих и…следованиях. Царские чиновникис пр…небрежением о…носились к из…сканиям без…звестного тогда ученого, но он не пр…кращал своих поисков. С непр…взойденным упорством трудился он над с…зданием сказочного мира северных плодов, вкусных, пр…восходных по р…змерам, пр…красных, устойчивых к заморозкам.

Правительство,с…знавая ..громное значение ра…работок Мичурина, пр..явило заботу о нем, …казало вс…мерную по…держку его работе, дало новую жизнь его бл…стательным тв…реням. Его идеи, …пережающие время, нащди бе…конечно широкое пр..менение. Его учение пр…тв…ряется в жизнь.

Пр…мники Мичурина бе…пр…станно работают над ра…пр…странением его опыта и пр…веркой его пр…дп…ложений по пр…ображению родной пр…роды. При этом они не п…коряют ее, спр…ведливо сч..тая борьбу с ней пр…ступление, а …сторожно и ра…четливо пр…обр…зовывают, дост…гая на…больших успехов с на…меньшим вредом для …кружающей пр…роды.

 

 

 

Одним из важных вопросов повышения грамотности в рамках обобщения и систематизации  изученного материала является развитие орфографической зоркости.  Орфография должна усваиваться и механически, и сознательно. Обобщающие схемы и таблицы, как один из приемов усвоения  орфографии, включают сознание учащихся, при котором производительность запоминания повышается на 20 % - об этом свидетельствуют исследования психологов. А опираясь на механическое усвоение учащимися правил орфографии, устраняется возможность появления ошибок, связанных с попыткой обучаемых логически примирить противоречия между этимологией, историей и фонетикой, которые нашли отражение в правописании. Ученый-языковед прошлого столетия Алферов А.Д.   считал: « Всякое механическое усвоение становится автоматическим, как всякое автоматическое усвоение, оно отличается прочностью, долговременностью, безошибочностью…». Используя опыт своих предшественников, коллег, которых проблема повышения грамотности волновала не меньше, чем нас, я пришла к выводу о том, что хорошим приемом отработки  механической грамотности станут  так называемые орфографические тренажеры.  Они включают в себя 25-30 словосочетаний на отработку одной орфограммы или целого комплекса орфограмм. Проводятся такие тренажеры в течение 10 минут на любом этапе урока: в начале урока (повторение ранее изученной орфограммы), после изучения новой темы (закрепление орфограммы), на этапе обобщения и систематизации (комплексный тренажер). Предшествует им  устное воспроизведение правила с использованием опорной схемы, таблицы. Тренажеры  могут быть как предупредительные (самопроверка, коллективное комментирование), так и контрольные. Тренажеры могут использоваться с целью развития зрительной памяти учащихся, когда им предлагается запомнить правильные словесные формы по той или иной орфограмме. Далее они пишут под диктовку учителя или одноклассника словосочетания (возможно с дополнительным грамматическим заданием), а потом проверяют себя, исправляя ошибки. В целом работа с тренажерами , основанная на обращении к зрению, слуху, мускульно-двигательному чувству и сознанию учащихся, дает положительные результаты . Большое внимание я уделяю работе по формированию у учащихся умения пользоваться различными типами словарей, поскольку это является одним из важнейших рычагов повышения грамотности учащихся.  Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.

Таким образом, используя в своей работе  в профильных классах по русскому языку различные приемы  обобщения и систематизации материала, учитель  способствует повышению грамотности учащихся, развивает мыслительные приемы анализа, синтеза, которые так необходимы каждому выпускнику нашей школы.


Приемы обобщения и систематизации материала по русскому языку в профильном классе (из опыта работы учителя русского языка

Приемы обобщения и систематизации материала по русскому языку в профильном классе (из опыта работы учителя русского языка

В зависимости от уровня подготовки учащихся, задание на дом дается дифференцированно

В зависимости от уровня подготовки учащихся, задание на дом дается дифференцированно

Дайте толкование слов: ПРЕСЛОВУТЫЙ,

Дайте толкование слов: ПРЕСЛОВУТЫЙ,

Правописание приставок

Правописание приставок

Содержание 3 этапа Работая с таблицей, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм

Содержание 3 этапа Работая с таблицей, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм

Развиваем внимание Задание: отгадай слово, зашифрованное в этой «паутине», соединяя цифры с буквами, соблюдая при этом порядок следования цифр

Развиваем внимание Задание: отгадай слово, зашифрованное в этой «паутине», соединяя цифры с буквами, соблюдая при этом порядок следования цифр

Практический материал для отработки 2-ого блока темы

Практический материал для отработки 2-ого блока темы

Задание: Выразите понятие одним словом, запишите его, выделите приставку на

Задание: Выразите понятие одним словом, запишите его, выделите приставку на

Задание на систематизацию материала (

Задание на систематизацию материала (

З или С ? …борщик …жать …дание …дать …жечь …брить …беречь …доровье …гладить …гинуть …говор …дешний …дружиться …дельный …бавить

З или С ? …борщик …жать …дание …дать …жечь …брить …беречь …доровье …гладить …гинуть …говор …дешний …дружиться …дельный …бавить

Контрольный тест / Блок 1,2 / 1

Контрольный тест / Блок 1,2 / 1

Практический материал для отработки 3-его блока темы

Практический материал для отработки 3-его блока темы

Лексический тренажер Задание:

Лексический тренажер Задание:

Задание на внимание Лексический тренажер

Задание на внимание Лексический тренажер

Упражнения на обобщение и систематизацию

Упражнения на обобщение и систематизацию

Заполните эту таблицу:

Заполните эту таблицу:

Задание на внимание Отгадай «спрятанные слова» а-1, п-2, р-3, е-4, и-5, в-6, т-7, ь- 8, з- 9, л-10, й-11, г-12, ц-13, д-14, у-15, з-16, о-17,…

Задание на внимание Отгадай «спрятанные слова» а-1, п-2, р-3, е-4, и-5, в-6, т-7, ь- 8, з- 9, л-10, й-11, г-12, ц-13, д-14, у-15, з-16, о-17,…

Контрольный тест Отработка блока №3 -

Контрольный тест Отработка блока №3 -

Заключительным этапом в изучении темы становится работа с текстом

Заключительным этапом в изучении темы становится работа с текстом

Используя опыт своих предшественников, коллег, которых проблема повышения грамотности волновала не меньше, чем нас, я пришла к выводу о том, что хорошим приемом отработки механической…

Используя опыт своих предшественников, коллег, которых проблема повышения грамотности волновала не меньше, чем нас, я пришла к выводу о том, что хорошим приемом отработки механической…
Скачать файл