Прилагательное как часть речи
Оценка 5

Прилагательное как часть речи

Оценка 5
docx
31.05.2021
Прилагательное как часть речи
прилагательное как часть речи.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Имя прилагательное как часть речи (2 часа)

Цели: дать понятие о прилагательном, рассмотреть основную функцию имени прилагательного в речи.

Задачи:  закрепить умения вычленять имя прилагательное среди других частей речи; оценить выразительные возможности прилагательных, роль эпитетов-определений в художественном тексте.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Имя прилагательное среди других частей речи»,  карточки с заданием для лингвистического эксперимента.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, лингвистический эксперимент.

 

Ход урока.

На доске: таблица «Имя прилагательное среди других частей речи».

За каждым словом стоит целый мир.
Г. Белль

Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начинаем новую большую тему «Имя прилагательное». На этом занятии мы должны дать понятие об имени прилагательном, рассмотреть его основную функцию в речи, закрепить умение вычленять прилагательное среди других частей речи, оценить выразительные возможности прилагательных в речи.

Сам термин «прилагательное» появился в 1831 году, название дал выдающийся русский языковед Александр Христофорович Востоков.

– Давайте обратимся к таблице на доске.

http://a.slave.festival.1september.ru/articles/600662/img1.jpg

Итак, «Имя прилагательное среди других частей речи»: имя прилагательное находится на третьем месте по употреблению после существительных и глаголов.

 

Давайте узнаем, какие же дает представление о разрядах имени прилагательного, морфологических признаках, синтаксической роли в предложении ваш учебник. Это нам предстоит изучать.

– Прослушайте отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева, назовите прилагательные

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(превоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны). Как вы определили, что перед вами прилагательные? (по вопросу и общему грамматическому значению).

Какова же роль прилагательных в речи? Для чего мы их используем?

(Они выполняют «рисующую» функцию: выделяют предмет из ряда одинаковых; рисуют картину, помогают оценить предмет, выразить к нему свое отношение).

Итак, благодаря имени прилагательному наша речь становится более точной, яркой, выразительной, образной.

– Давайте попробуем провести лингвистический эксперимент, заключающийся в следующем: можем ли мы обойтись без имени прилагательного?

Прочитайте I вариант текста, взятого из произведения И.С. Тургенева (карточки)

Ветра нет и нет ни солнца, ни тени, ни движения, ни шума; в воздухе разлит запах, подобный запаху вина; туман стоит вдали над полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет небо; кое-где на липах висят последние листья.

 

Что изменится в данном отрывке, если мы включим в него имена прилагательные, кроме того мы усложним задачу: нужно не просто вставить прилагательное, но еще и подобрать подходящее среди прилагаемых вариантов, чтобы максимально приблизиться к оригиналу.

 

Ветра нет и нет ни солнца, ни тени, ни движения, ни шума; в (осеннем, холодном, свежеем, мягком) воздухе разлит (осенний, приятный, ароматный, терпкий) запах, подобный запаху вина; (густой, тонкий, сплошной, плотный) туман стоит вдали над (пустыми, желтыми, голыми, обнаженными) полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет (тихое, голубое, осеннее, неподвижное) небо; кое-где на липах висят последние (бурые, сухие, золотые, желтые) листья.

– Перед нами теперь возникает более полная, яркая картина осени.

– Какие орфограммы и пунктограммы встретились в этом тексте?

Проанализируйте.

(Безударная гласная в корне – движения, обнаженные; гласная после шипящих – желтые; разделительный мягкий знак – сучья, деревьев, листья и так далее; однородные члены предложения – ни …, ни …, ни… ).

– Какому типу речи присущи прилагательные? (Описанию).

– Выполните задание по учебнику: упр. по выбору учителя   («Практика»).

– Что вы уже знаете об имени прилагательном из начальной школы?

(Имя прилагательное имеет род, число, падеж, согласуется с существительным, в предложении чаще всего бывает определением).

 

Наблюдение за словосочетаниями с прилагательными в прямом и переносном значении.

- Запишите словосочетания  парами.

Туманное утро – туманный намек

Каменный дом – каменное сердце

Сердечная мышца – сердечный человек

Острый нож – острое слово

- Какие прилагательные употреблены в прямом значении? А в переносном?

Объясните смысл словосочетаний из второго столбика.

- Таким образом, мы выяснили, что прилагательные могут употребляться в прямом и переносном значении.

 

Работа с синонимами. Творческое задание.

- Итак, мы сказали, что прилагательные помогают выделить нужный предмет среди одинаковых. Но это не все. Русский язык – один из богатейших языков мира. Роль имени прилагательного трудно переоценить. Не случайно говорят, что прилагательное – самая живописная часть речи.

- Наш язык богат прилагательными-синонимами. Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:

1 вариант: смелый;

2 вариант: слабый

Слова для справок: бесстрашный, беспомощный, беззащитный, отважный, храбрый, бессильный, неустрашимый, слабосильный.

 - Проверка работ.

- Посмотрите, сколько синонимов можно подобрать к одному слову! Для чего они нужны? Чтобы сделать нашу речь богаче, а при написании сочинений не допускать повторов.

 

Работа с прилагательными-антонимами. Выборочное письмо.

- Очень оживляют нашу речь, делают ее образнее прилагательные-антонимы. Что такое антонимы?. Вставьте на место пропусков прилагательные-антонимы. Поработаем сначала устно.

Новых друзей наживай, а … не теряй.

Маленькое дело лучше … безделья.

Корень учения горек, а плод … .

Родная сторона – мать, … - мачеха.

- Что представляют собой эти предложения? Как вы понимаете третью пословицу?

- Выпишите из данных пословиц антонимы парами.

- Проверка работ. Вывод.

 

Закрепление: выполнение упражнений по выбору учителя.

 

Итоги урока:

– Как вы объясните теперь слова немецкого писателя Г. Белля, вынесенные в эпиграф к нашему уроку? Давайте сделаем вывод по нашей теме.

(Имя прилагательное – такая часть речи, без которой наша речь станет бедной, невыразительной. Оно выполняет «рисующую» функцию языка, помогает выделить предмет из ряда однородных, оценить его и выразить свое отношение).

Домашнее задание:


 

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Какова же роль прилагательных в речи?

Какова же роль прилагательных в речи?

Не случайно говорят, что прилагательное – самая живописная часть речи

Не случайно говорят, что прилагательное – самая живописная часть речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021