«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Оценка 4.9

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
биология +1
6 кл—9 кл
21.04.2017
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Урок с применением здоровьесберегающих технологий – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личностиУрок с применением здоровьесберегающих технологий – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности
статья.doc
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии ­ фактор создания комфортных условий обучающихся».         Урок   является   основной   формой   организации   учебных   занятий   при классно­урочной   системе   обучения   в   общеобразовательных   школах.   Урок характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени. Каждый урок складывается из   определенных   элементов,   которые   характеризуются   различными   видами деятельности   учителя   и   учащихся   в   соответствии   со   структурой   процесса усвоения знаний, умений и навыков.   Урок   с   применением   здоровьесберегающих   технологий   –   это физиологически   обоснованная   организация   процесса   обучения, обеспечивающая   соответствие   содержания   и   объема   учебного   материала, методов   и   форм   учебно­познавательной   деятельности   возрастным   и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной   и   физической   работоспособности,   развитию   и   воспитанию здоровой личности     Урок с применением здоровьесберегающих технологий – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает   внимание   и   интерес   учащихся.   Умение   педагога   отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.                    Рассмотрим   основные   требования     к   организации здоровьесберегающего урока.      1. Учитель обязан обеспечить комфортные  гигиенические условия в классе.     К ним относится установленный СанПиНом режим температуры и влажности.     Строгое   соблюдение   графика   проветривания   классного помещения.  Необходимо следить за уровнем освещения класса и освещением доски. В классе во время урока не должно быть никаких посторонних звуков. Парты учащихся должны  соответствовать возрасту и росту учащихся, на них должна быть   ростовая маркировка. В классе должно быть чисто и красиво. Все   эти   условия   необходимы   для   сохранения   здоровья   и   профилактики заболеваний учащихся. 2.   Структура   здоровьесберегающего   урока   должна   состоять   из различных элементов урока: цель урока определяет, от типа урока зависит его структура,   при   структурировании   урока   необходимо   учитывать   расход времени на различных этапах урока.  При подготовке урока, учитель должен вместе с дидактической целью ставить цель здоровьесбережения учащихся. Она   определяется   целесообразным   подбором   методов,   приемов   и   средств обучения,   необходимых   для   решения   поставленных   целей.   Это   должно исключать     однообразность   урока,   которая   способствует   утомлению школьников.   Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности   в  норме составляет  7­10  минут. Смена  видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.  3. Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число используемых методов на уроке должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод,  самостоятельная работа, работа с книгой,   ТСО   и   многие   другие.   Использование   одного   или   двух   методов преподавания   ведет   к   потере   у   учащихся   интереса,   падению   внимания   и низкому   уровню   усвоения   материала,   делая   тем   самым   урок малоэффективным и здоровьезатратным.   4. В тоже время необходимо соблюдать  правило чередования  методов преподавания.  Методы целесообразно  в среднем через 13 минут.  Слишком частое   чередование   вызывает   излишнее   напряжение   учащихся   и   может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.  5.   Сегодняшний   день   требует   использование   в   процессе   обучения технических   средств.   Место   и   длительность   применения   ТСО   должны соответствовать   гигиеническим   нормам.   Необходимо   помнить,   что применение   ТСО   во   временном   пространстве   урока   ограничено.   Не допускается   единовременное   использование   ТСО   на   протяжении   более   10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15 минут.    Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения. 6.  Хроническое   утомление     является   одним     из   главных   факторов истощения ресурсов здоровья. Проблема профилактики утомления учащихся на   уроке   актуальна   для   любого   возраста   учащихся.     Все   изменения   в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при   смене   деятельности     или   в   процессе   отдыха.   При   правильно организованном   здоровьесберегающем     дети   сохраняют работоспособность в течение   всего урока. Учитель должен видеть момент   уроке наступления   утомления   учащихся.   Снижения   их   учебной   активности, проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены. Внешние   признаки   усталости   ученика   ­   это   частая   смена   позы, потягивание,   встряхивание   руками,   зевота,   закрывание   глаз,   подпирание головы,   остановившийся   взгляд,   ненужное   перекладывание   предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. Исключить   развитие   утомления   у   учащихся   на   уроке   практически невозможно,   но   использование   в   учебном   процессе   здоровьесберегающих методов,   приемов   и   средств   обучения   поможет   снизить   утомляющее воздействие урока на организм ребенка. Для этого учитель должен знать, уметь и использовать определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относятся: ­   комплексы   физических   упражнений   общего   воздействия, направленные   на   активизацию   нервных   центров,   на   восстановление   общей работоспособности учащихся; ­   использование   комплексов   физических   упражнений   для   снятия утомления с кисти рук и пальцев. Особое значение имеет данный комплекс в начальной школе; ­ комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук;   ­   комплексы   физических   упражнений   для   улучшения   мозгового кровообращения; ­ гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора;    Обязательный   элемент   здоровьесберегающего   урока   7. ­ физкультминутка. Двигательная   активность  –  один   из   основных   факторов, вызывающих   и   определяющих   рост   и   развитие   человека.   Благотворное влияние   активного   отдыха   в   виде   физкультминуток   между   занятиями отмечали   в   своих   исследованиях   многие   ученые.   В   соответствии   с особенностями детей  школьного возраста время, в течение которого ученик способен   удерживать   статическую   позу,   очень   невелико.   Отсюда   ­   важное педагогическое условие организации процесса обучения избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль   активного   отдыха,   должен   обеспечить   отдых   тем   уставшим   мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки,   помогающие   снять   усталость   и   напряжение   у   детей   на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут   быть   тематическими,   т.   е.   представлять   собой   набор   физических упражнений,   объединенных   единым   сюжетом,   а   также   могут   представлять собой   последовательность   4­5   несложных   упражнений   для   младших школьников   и   трех   легких   упражнений   с   тремя   повторениями   каждого упражнения для старшеклассников.   8.   Здоровьесберегающему   уроку   характерен   определенный психологический   климат   урока.   Он   должен   быть   благоприятный   как   для учителя,   так   и   для   ученика.   Во   время   урока   необходимо   создать доброжелательную   атмосферу   взаимодоверия,   поддержки   и   успешности. Необходимо   избегать   стрессовых   и   напряженных   ситуаций.   Залог эффективности   урока   с   позиций   здоровьесбережения   –   создание   ситуации успеха для каждого учащегося.  9. Педагог должен уметь снять эмоциональное напряжение   на уроке. Использование   игровых   технологий,   игровых   обучающих   программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических  экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет   решить   одновременно   несколько   различных   задач:   обеспечить психологическую   разгрузку   учащихся,   дать   им   сведения   развивающего   и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.  Хороший   эффект   дает   использование   интерактивных   обучающих программ,   которые   вызывают   неизменный   интерес   у   школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.  Хочу поделиться своими наработками злементов уроков   с использованием  здоровьесберегающих технологий.  1. Снятие эмоционального напряжения Использование игровых технологий.  Положительным моментом  данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам.  Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и  сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание  предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности  заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют  преодолению стрессовых ситуаций. Например: при обобщении темы: «Атмосфера» провожу игру «Геошанс» в 6­7 классах После изучения материков  в 7 классе провожу обобщение тоже в виде  игр «Морской бой», «Счастливый случай», «Брейн­ ринг» и т.д. В 8­9 классе учащиеся тоже с удовольствием участвуют в игровых  моментах «Заморочки из бочки», «Тёмная лошадка», «Гонка за лидером»…  Прием использования литературных произведений, например: при  формировании экологической культуры с помощью поэтических образов  иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу.  В теме « Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения  И.И. Ландо «Будь милосерден человек» У всех людей –одна планета: И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим не скупясь. Уже все тоньше слой озона, А он – щит жизни на Земле; Уже растут, как язвы, зоны, Где смерть таится в дымной мгле; Текут отравленные воды По руслам рек и под землей, Дожди спадают с небосвода Сернокислотною водой; Леса свою теряют силу, Уходит нежный запах лип, Озера, ставшие могилой, В себе хоронят стаи рыб. И.И. Ландо  В результате анализа которого происходит повторение темы,  затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы. В этот момент  процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как  некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся  напряжение. К тому же, введение в урок литературных отступлений служит  психологической разгрузкой. Например на первом уроке в 8 классе «Что изучает физическая  география России.» я читаю стихотворение русского поэта Ивана Никитина  «Русь» которое показывает величие и красоту нашей Родины и вызывает  интерес к изучению этого предмета. 2. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть  использована для освещения тех или иных фактов, способствующих  формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.  Некоторые элементы уроков географии:  1) Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»  Двигательные упражнения во время  закрепления изученного материала:   Руки вниз – южная сторона горизонта;   Руки вверх – север;   Правая рука в сторону – восток;   Левая рука в сторону под прямым углом – запад.   Поворот вокруг своей оси,   Направо, налево и т.д. – для изучения азимутов предметов в кабинете географии.  1) Урок в 9 классе на тему «Население. Продолжительность жизни.  Смертность.»   Беседа о причинах низкой продолжительности жизни населения в нашей  стране (социальных, бытовых, природных, экономических, медицинских и  других)  сравнение с другими странами и регионами. Выработка  рекомендаций  для улучшения демографической ситуации в России.  Закрепление раздела «Население России»:  Соберите материал о демографической ситуации в своей семье (на примерах  нескольких поколений), рассматривая вопросы  рождаемости ­ количество  детей в семьях своих родителей, бабушек и дедушек, прадедов и других  родственников.  Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о   демографических проблемах в обществе на примере своей семьи.  2) Урок в 8 классе на тему «Климатические условия. Комфортность  (дискомфортность)  климатических условий»   Беседа  о характеристиках климата, которые  учёные относят  экстремальным, дискомфортным, наиболее  комфортным и т.д.   Почему человеку необходимо больше находится на свежем  воздухе,  проветривать помещение…..   3) Урок в 9 классе на тему «Земледелие и животноводство»   Беседа с уч­ся о правильном питании, о полноценных белках и витаминах.   ­ Какие овощи вы едите чаще других?   В чём их польза для вашего организма?   ­ Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться   о своём зрении, особенно в компьютерный век?    ­ Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?   ­ Чем вредит алкоголь детскому организму?   4) Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика » Беседа  о перспективных районах России для  производства «экологически  чистой» энергии. Назовите эти районы и  электростанции ( Кислогубская  ПЭС, Мутновская и Паужетская  ГеоЭС и др.)  Объясните, в чём вы видите  преимущества солнечных, ветровых, геотермальных, приливных  электростанций перед традиционными электростанциями с точки зрения  здоровья человека?  Творческие задания для учащихся  • 7 класс, закрепление темы «Географические открытия»: С какими  сложностями сталкивались первые путешественники в длительных плаваниях  по океану? Почему из 265 моряков, отправившихся под командованием  Фернана Магеллана в первое  кругосветное плавание, вернулись в Испанию  лишь 18 моряков?   • 7 класс, тема «Городское и сельское население" Подготовьте презентацию на тему « Города мира, проводившие олимпиады» и  много других. 4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ         Один из видов реализации здоровьесберегающих технологий на уроках географии ­ физкультминутки. Рациональное чередование видов деятельности и  двигательная   активность   учеников   на   уроке   способствует   лучшему овладению   программным   материалом,   снятию   усталости   и   повышению мотивации   к   обучению.  Физкультминутки   ­   это   несложные   физические упражнения,   направленные   на   уменьшение   негативного   влияния   учебной нагрузки.  Время   начала   физкультурной   минутки   определяется   самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Одним   из   самых   лучших   моментов   отдыха,   я   считаю   физкультминутку, имеющую географическую направленность. Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них   связаны   с   темами   “Части   Мирового   океана”,   “Ветер”,   “Атмосферные осадки”.  Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»  Двигательные упражнения во время   закрепления изученного материала: Руки вниз – южная сторона горизонта;   Руки вверх – север;   Правая рука в сторону – восток;   Левая рука в сторону под прямым углом – запад.   Поворот вокруг своей оси,   Направо, налево и т.д. –   для изучения азимутов предметов в кабинете географии.  Я по Африке иду Замечаю на ходу, Как над морем буйных трав Шею вытянул жираф У меня над головой Пальма шуршит листвой Но придётся приседать, Чтобы фиников набрать Мы прогулку завершим И за парты поспешим! Пройти глазами по побережьям и по границе  РФ, начиная  от Кольского полуострова 5. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.  Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в  вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В  современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному  компьютеру с мультимедиапроектором.  Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и  интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый  уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор:  современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию  именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Результат урока с использованием интерактивной доски ­ взаимный интерес,  который подавляет утомление. Использование проектора на уроках позволяет решать большинство задач,  связанных с вопросами снятия утомляемости и сохранения здоровья  школьников. 6. Здоровье самого учителя. Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. Здоровье ­ это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и  психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Поэтому только в том случае, когда работа  доставляет удовольствие самому учителю, этот  урок становится  частью здоровьесберегающих технологий. Результаты:  активность учащихся;    «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;   «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи  товарищу;   умение взять ответственность на себя,   умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы,  самостоятельно исследовать их,   стремление аргументировать свои решения;   более легкое и прочное усвоение программного материала;   доброжелательное отношение друг к другу;   тщательность и добросовестность в выполнении роботы;   умение работать с разными источниками информации;   умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в  группах).   участие детей в олимпиадах и НПК по географии  А самый главный результат – это услышать от ребенка: «В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы…» Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать  формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового  образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья. Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой  школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»  Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов,  которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а  решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы  постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить,  укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса  нации. Заключение. В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том,  чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать,  принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,  для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые  качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее  физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.  При комплексном использовании различных технологий,  ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на  сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в  достижении поставленной цели. Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей  системы образования, они способствуют грамотному и рациональному  использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.  Основой современной педагогики является не только стремление к  максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно  здорового поколения граждан. Литература. 1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.­2004. 2.   Петров   К.   Здровьесберегающая   деятельность   в   школе.   Воспитание школьников.2005. Кафедра   охраны   здоровья   детей   и   подростков   ПОИПКРО: 3.   Карасева   Т.В.   Современные   аспекты   реализации   здоровьесберегающих технологий. М.  2005. 4. http://edu.perm.ru/poipkro/val/n­issldey.htm 5. http://www.specialschool.ru/health/   Применение   здоровьесберегающих   технологий   в   школе.

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017