Примерный сценарий музыкально-поэтической композиции
«Поэзия Великой Отечественной войны»
Оборудование: витрина с книгами: «Лирика Великой Отечественной войны», «Стихи о Сталинграде», «Дни и ночи» К. Симонова, изданные в 1942-1943 годах. В этих книгах напечатаны созданные в тот период стихи: «Ты помнишь, Алеша...» К.Симонова, «Отцовский дом разграблен и разрушен...», «Здесь похоронен красноармеец...», «Жди меня». М. Исаковского, «Как умирают гвардейцы» М. Светлова, «Партизанка» С. Щипачева и др. Грамзаписи песен военных лет и т. д.
Учитель: Поэзия Великой Отечественной войны была яркой, сильной, многоплановой. Центральная тема поэзии этих лет — тема любви к Родине, призыв к ее защите. Вы уже знаете, что поэты первыми откликнулись на это тяжелое испытание для всех людей в Советском Союзе, и в первые дни войны по всей стране зазвучала песня «Священная война» на стихи В.И. Лебедева-Кумача, на музыку А.В. Александрова, ставшая гимном Великой войны (можно включить запись этой песни).
Тема войны разрабатывается в эти годы с особой ответственностью и глубиной. Много и проникновенно писал о Родине, например, А.Прокофьев. Поэму «Россия» он написал в 1943-1944 годах (если есть возможность — предложить учащимся прослушать отрывок из поэмы в грамзаписи, если нет, отрывок читают ученики или учитель). В горниле испытаний, перед лицом страшной опасности и каждый человек, и все вместе познаются с новых сторон, которые не замечаешь в обычные дни.
Ученик: Лирическое стихотворение К.Симонова, посвященное другу
А.Суркову, — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» не только признание в дружбе старшему товарищу, но и признание в горячей любви к Родине. Привлекает это стихотворение своей задушевностью, искренностью, нежной любовью к Родине, к народу. В нем чувствуется щемящая боль за русских солдат, вынужденных отступать. Это исповедь человека, который всем существом понял, что лицо народа познается не в праздничные дни, а среди русских проселков, «что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил...».
Ученик читает стихотворение «Ты помнишь, Алеша...»
Ученик: Обращение «Алеша» использовано не только для создания доверительных и задушевных интонаций, такое обращение в послании заставляет проникнуться братским чувством, которое спасительно в годину испытаний. Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет наступающая армия. В эпитетах «бесконечные, злые дожди» сама природа против происходящего, и чувствуется скрытая метафора: бессильные, злые слезы. Самое страшное – мужские слезы, скупые, в окаменевших от горя сердцах, ведь защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины-солдатки.
Сравнение «кринки несли», «прижав, как детей, от дождя их к груди» - это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых его оторвала война, это страх и боль. В бою, наверное, не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание озверевшим фашистам, невыносимо больно и горько видеть доверчивые детские глаза. И вдруг среди печальных строк появляется эпитет «великая Русь».
Дети говорят о времени написания стихотворения: 1941 год. Константин Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа. Дети заметили антитезу, противопоставление в стихотворении. Стал понятен замысел автора, к антитезе «горькое сегодня и великое в исторической памяти» стали подбирать из текста средства выразительности.
В настоящем 1941-ом — слезы и смерть. Это подтверждают выразительные картины, которые автор создает выразительными эпитетами «злые дожди, усталые женщины, вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, «седая старуха», гипербола «слезами измеренный тракт», сравнение «как на смерть одетый старик», инверсия «только пожарища по русской земле раскидав позади», «умирают товарищи», «пули пока еще милуют». Заклинанием звучит анафора: «Мы вас подождем!» В каждой строфе суровая, горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру? Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты «великая Русь», «русские околицы», «кресты на русских могилах», «русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина», «песня женская» (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека) , «милая горькая земля», метафора «крестом рук ограждая живых». Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле.
После анализа функции средств выразительности, создающих живую, почти кинематографическую трагическую картину происходящего в 1941 году на Смоленщине, мы понимаем позицию автора и легко формулируем основные проблемы стихотворения: душевное состояние людей во время отступления, духовность русского человека, муки совести, чувство ответственности за происходящее, исторической правды, которой нельзя изменить в угоду «новым политическим веяниям»: война бесчеловечна, противоречит всяким законам жизни, проблема исторической памяти сегодня как никогда остра.
Аргументы дети подбирают легко, говорят об автобиографичности стихотворения, подтверждают это строкой «трижды поверив, что жизнь уже вся…», где К. Симонов упоминает о ранениях на передовой, где он был в качестве военного корреспондента. Таким образом, средства выразительности произведения не только помогают понять позицию автора, проблему, но и вызывают отклик на описанные события в душах наших учеников
Ученик: Тема беспощадной борьбы, призыв бить захватчиков, уверенность в мужестве и твердости советских бойцов зазвучали с огромной силой в военных стихах К. Симонова «Убей его», М. Исаковского «Враги сожгли родную хату...», А. Твардовского «К бою грудь на грудь сближая...», «Я знаю, никакой моей вины...», С. Орлова «Его зарыли в шар земной», М. Светлова «Итальянец» и др. Учащиеся по очереди читают эти или другие стихи.
Ученик: Вот идут бои за город Смоленск, город оставлен нашими войсками под натиском немецких полчищ. Уроженец Смоленска, поэт А. Твардовский пишет в своем стихотворении:
Зачем рассказывать о том
С подробностью нещадной,
Какой был сад, какой был дом,
Какой был край отрадный?
Зачем рассказывать о том
С печалью неминучей,
Каким сирень росла кустом
И как цвела могуче?
Зачем рассказывать о том,
Что всех томит подспудно:
О счастье малом и простом
В беде большой и трудной
И совершенно другое настроение, настроение радости, душевного
подъема, звучит в стихотворении 1944 года «На Запад!».
Фронт полнел, как половодье,
Вширь и вдаль. К Днепру, к Днепру
Кони шли, прося поводья,
Как с дороги ко двору..
Ученица: С удивительной силой зазвучали в годы войны стихи лирические, например «Землянка» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова.
Ученик читает стихотворение «Жди меня», рассказывает, почему оно его привлекло. Одно из самых удачных и трогательных произведений военной поры является стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта — Валентине Серовой. Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых...
Рассмотрим подробнее это произведение. Перед нами вновь послание поскольку, как мы уже сказали, в нем есть адресат, оно обращено к конкретному лицу (В.С). Стихотворение состоит из трёх строф, всего 12 строк, в нем мужская рифма, перекрестная рифмовка, никаких изысков, никаких художественных нововведений, отвлекающих от содержания, напротив простота стиховой формы работает на то, чтобы стихотворение легло на душу, утешило всякого, чтобы и боец, и его жена ли, любимая ли верили бы в Победу над врагом и в то, что любовь поможет им выстоять в этой войне.
Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь — жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» — это главная мысль произведения. Она проста. и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь»
(И так будет) в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность. Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель понимает, что «ждать» на самом деле не так просто: «других» уже «не ждут». Но тоска и безысходность не должны взять верх над чувствами. той, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае он может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь». С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень». Во второй строфе, на мой взгляд, преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (повторюсь: стихотворение написано в 1941 г., когда ещё неизвестен был исход войны). Однако уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается здесь. В данном случае поэт прибегает к традиционному в русской песенной народной традиции тройственному адресату (родители, друг, любимая) «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать», действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Автор уверен в том, что тризна, «помин души», откладывается иа неопределенный срок. И эту уверенность он также передает читателю Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. «Смертям назло». «Не понять не ждавшим им», что ожидание — свидетельство подлинной любви. Оно способно даже спасти от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих. Об этом «будем знать только мы с тобой». Но тайна раскрывается просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только любящая женщина, только в лихолетья — «как никто другой». Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. Я понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью.
С одной стороны, личное и камерное, предназначенное для двоих,
с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы. Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче, не случайно его любят и читать, и исполнять как песню.
Учитель: Стихи, прозвучавшие сегодня, не могут не волновать, они заставляют о многом задуматься. Великая Отечественная война все дальше уходит от нас в историю, Подвиг советских солдат, тружеников тыла, партизан не должен и не будет забыт. Хочется завершить разговор на эту тему стихами Льва Озерова:
В рабочих буднях, в недрах быта,
Как надпись строгая гласит,
Ничто не будет позабыто,
Никто не будет позабыт.
Идут живые оперсводки,
И шлют нам тысячи вестей
Те безымянные высотки,
Те пепелища крепостей.
И в мартирологе несметном
Вы взять сумели свой урок,
И мертвый возникал бессмертным
На постаменте ваших строк.
Да, вам под силу в полной мере
Целебным светом образца
От трусости и от неверья
Спасать нетвердые сердца.
Подготовка к концерту-композиции, к разговору-композиции, где читаются стихи‚ изучившиеся на уроках, на уроках выученные и проанализированные, состоит из работы над выразительным чтением, когда одно произведение могут читать неоднократно. Учащиеся и учитель делятся впечатлениями от прочитанного, но эти впечатления — хорошо подготовленная импровизация.
Несомненно, в арсенале такого мероприятия должен быть «избыточный материал»: музыка, песни, фото и видеоматериалы, все участники оказываются в условиях, когда они не могут не участвовать, ведь все выучили стихи, все работали на уроке, анализируя стихи. Учителю лишь стоит предложить учащимся (каждому) на этом вечере прочитать стихотворение или его фрагмент и объяснить, почему именно этот фрагмент ему хотелось прочитать. Отсутствие «перегрузки» в задании позволяет вовлечь в работу весь класс, создать настоящую творческую атмосферу, пробуждающую чувство любви к Родине и гордости за людей, которые жертвовали всем, стремясь приблизить День Победы.
Литература
1. Биография писателей, Москва: Худ. литература, 2003 г.
2. Соловьёв П. Антология русской поэзии // Сокровища мировой литературы.
4. Озеров Л. «Русская поэзия», Москва: Худ. литература, 1974 г.
5. История создания песни Е.Ю. Бирюков. 2009 г. /MuzRuk.Info/
6. Минералов Ю.И. Так говорила Держава. ХХ век и русская песня. М. 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.