«Приобщение обучающихся к труду по самообслуживанию и общественно-полезному труду»
(Воспитательское мероприятие с родителями )
Автор: Братерская Надежда Александровна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель: понимание пользы труда по самообслуживанию и обшественно-полезного труда.
Задачи:
- показать необходимость труда;
- воспитывать любовь к труду.
Оборудование: иллюстрации, фотографии, плакат «Труд создал самого человека» Ф. Энгельс.
Ход мероприятия.
Информационная часть.
Воспитатель.
Труд является основным условием всей человеческой жизни. Ф Энгельс писал: «Труд создал самого человека». Он является важнейшим средством воспитания.
Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение обучающихся с целью передачи им трудовых навыков и умений в разнообразные виды общественно-полезного труда.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Труд должен доставлять радость и удовольствие. Это возможно при условии, что он посилен ребёнку. В труде воспитывается интерес к качественной работе, умение преодолевать трудности, развивается инициатива, самостоятельность, устойчивость поведения. дисциплинированности. В результате создаётся психологическая и практическая готовность к труду, формируется трудолюбие. Потребность в труде.
При работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности: общественно-полезный труд и самообслуживание.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (санитарно- гигиенические процедуры, одевание, уборка постели, раздевание, приём пищи, уборка игрушек, подготовка рабочего места и т.д.).
Самообслуживание - это наиболее доступный и повседневный вид труда. С него начинается воспитание у ребёнка трудолюбия, приобщение его ко все усложняющим видам трудовой деятельности. Педагогически правильная организация этого труда в общей системе воспитания содействует тому, что труд по самообслуживанию становится не обязанностью, а привычкой и потребностью воспитания.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирования умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у обучающихся формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдения режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. В процессе труда по самообслуживанию дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Начиная с 1 класса, воспитатель приучает воспитанников к порядку. У каждого есть свой шкаф, там всё должно лежать в порядке. Дети делят одежду на подгруппы: нижнее бельё, кофты, брюки. И соответственно складывают их. Тоже самое можно сказать и о стирке. Носочки, трусики дети начинают уже стирать с начальной школы.
Большое внимание уделяется внешнему виду детей: приучаем их следить за чистотой школьной и повседневной одежды, вместе гладим одежду. Дети учатся самообслуживанию, самостоятельно выполняют влажные уборки, наводят порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся накрывать столы и убирать посуду после приёма пищи.
Для повышения интереса воспитанников необходимо, чтобы они осознали полезность и важность того, что они делают. Труд занимает в нашей повседневности весьма значительное место. Стирка, уборка и прочие дела – не перечислить как их много. Приучать детей к выполнению бытовых дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.
Дети, проживая в условиях интерната, обучаются трудовым навыкам и умениям. Они выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Они стараются добросовестно выполнять обязанности дежурного. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Дети приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Осенью и весной дети ведут работу по благоустройству территории школы, уборку мусора, собирают опавшие листья, копают грядки, высаживают рассаду цветов, поливают.
Формы ознакомления детей с трудом – это:
- организация совместного труда детей со взрослыми;
- организация посильной помощи взрослым;
- наблюдения;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин и иллюстраций.
Подведение итога.
Воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желание ребёнка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребёнок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.