Уроки музыки
ПРИРОДА И МУЗЫКА
Дед Мороз
Роберт Шуман. Дед Мороз
Виктор Витлин. Дед Мороз
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать настроения музыки, изобразительность.
Ход занятия:
П е д а г о г. Зима бывает разная. Светит солнышко и переливаются в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг, куда ни посмотришь, бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой всё вокруг.
Метель
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет,
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.
(И. Бунин)
Про Деда Мороза слагают сказки, пишут стихи, сочиняют музыку. Вы, наверное, знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»? Дед Мороз не только приносит на Новый год подарки (исполняет фрагмент песни В. Витлина «Дед Мороз»).
Когда он рассердится, начнёт дуть и стучать посохом, сзывать метели и вьюги - не на шутку испугаешься! А каким изобразил Деда Мороза Р. Шуман? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Сердитым. Музыка громкая, тяжёлая.
П е д а г о г. Да, музыка грозная, суровая, важная, чёткая, звучит низко, тяжело. Можно представить себе, что Дед Мороз вышагивает неторопливо, тяжело и стучит своим посохом (исполняет фрагмент, затем всю пьесу целиком).
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки, выразительных средств.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Дед Мороз». Каким изобразил Деда Мороза Р. Шуман в своей музыке? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Дед Мороз важный, грозный, сердитый, тяжело шагает.
П е д а г о г. Да; музыка звучит в низком регистре, с акцентами. Она решительная, сердитая, хмурая, похожа на тяжёлую поступь. (Исполняет фрагмент.) А сколько частей в этой пьесе? Меняется ли характер музыки? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Да, в середине музыка становится быстрой, как будто Дед Мороз нагоняет вьюги, метели. В пьесе три части.
П е д а г о г. Правильно, в средней части характер музыки меняется. Она изображает порывы ветра, зимнее ненастье, стремительная, встревоженная, беспокойная (исполняет начало средней части). Потом музыка становится загадочной, темной, сердитой, страшноватой (исполняет 9-12-й такты средней части).
После средней части опять звучит та же мелодия, что и в начале пьесы - неторопливая, важная (исполняет фрагменты).
Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос». В ней есть такие строки:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
(Звучит пьеса Р. Шумана.)
Стихотворение Н. Некрасова и пьеса Р. Шумана перекликаются по характеру. И в музыке, и в стихах чувствуется суровость, таинственность, загадочность, сказочность.
Нарисуйте дома Деда Мороза или картину вьюги, которая представляется вам, когда вы слушаете пьесу Р. Шумана «Дед Мороз».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.