Пришвин
Оценка 4.8

Пришвин

Оценка 4.8
docx
31.05.2021
Пришвин
пришвин кладовая солнца.docx

Урок литературы в 6 классе

Тема: М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца»

Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»

2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.

3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.

Задачи: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть основной замысел писателя – показать единство человека и природы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

“Думаешь – чудеса далеко, а они тут рядом”.
М.М. Пришвин

Оргмомент.

Сообщение темы и цели урока. (Слово учителя)

«Кладовая солнца» — волшебное название. Это, как определяет автор — сказка-быль. Придумал ее замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе.

Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в «Золотую розу» К.Г. Паустовского.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо­дарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин — это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома, звали его просто «Михалычем». И, очевидно огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крыша­ми, напоминали ему об его «журавлиной родине».

Жизнь Пришвина — пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тон­чайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени.

Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно знал и видел.

Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же, как и Пришвин, умевший наделять природу окраской человеческих дум и настроений.

Чем это объяснить? Очевидно тем, что природа этих мест очень русская, очень простая и небогатая. В этом-то ее свойстве и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее видна прелесть родной земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.


Родился Пришвин 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.

С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в четвёртом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище.

В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец.

В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом.

В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян.

Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным колобком» (1908 г.), «Чёрный араб» (1910 г.), «Башмаки» (1923 г.), проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования.

В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925 г.), «Женьшень» («Корень жизни», 1933 г.), «Корабельная чаща» (1954 г.), «Осударева дорога» (1957 г.). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.).

Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.

Умер 16 января 1954 г. в Москве.

 

Посмотрим, что за сказку-быль придумал Пришвин

Беседа по вопросам по содержанию 1-2 части.

Прочитаем первые эпизоды произведения.

Где и когда происходит действие?

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского во время Великой Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова болота».)

Что уже в начале произведения напоминает сказку, а что — быль?

(«Кладовая солнца» — само название сказочно. Но через некоторое время автор объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото. я всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же Пришвин добавляет: «Да. :.» именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки- -каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота…» сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств повествования.

Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали жить-поживать и добра наживать». Но история и только начинается.

Сказочной кажется «чудесная вещь» — компас. Вспомним, что в сказках часто встречаются предметы-помощники (волшебный клубок, яблочко сапоги-скороходы и т.п.) Но мы знаем, что компас действительно необходимая вещь, реальный помощник.

Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища — Серый Помещик и Косач.

Образы старушек-елей, встречавшихся Митраше, — сказочные: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок…» Автор, правда, объясняет метафорический характер описания: «что ни елочка, то непременно на что-то похожа». Но следом пишет: «Очень волновались старушки-ели… Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове… другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь — вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах».

Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.

Так все же, сказку или быль рассказывает писатель?

(Пришвин сам объясняет жанр своего произведения — «сказка-быль».

Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются развернутыми метафорами, сравнениями, автор говорит: «кажется», «похоже», «как в сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё одновременно и сказка, и быль.)

Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?

(Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора- рассказчика как будто нет. Речь идет от первого лица множественного числа: «Мы». Об этот собирательном образе мы узнаем, что «они» — «приезжие люди», что жили «всего только через один дом от детей», в конце раскрывается, что «мы» — «разведчики природных богатств», «работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего — торфа». Так образ рассказчиков («мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом взрослом фоне выделяется история детей, оставшихся без любви, помощи и поддержки родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Но детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку — еще и потому реальное в произведении переплетается с волшебным.

Какими вы видите главных героев сказки-были?

III. Устное рисование

Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную

прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни светлые «отливали золотом»,веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх». Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки» и повторение эпитета «золотой», напоминающего о солнце — символе тепла и жизни.

Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества: Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужичок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока («он был коротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности заложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)

- Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)

Как автор описывает хозяйственные заботы детей?

(Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».)

IV. Комментированное чтение.

Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает понять характеры брата и сестры?

^ (Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает хозяина». Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».

Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он — мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?

КОНФЛИ́КТ в литературе (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство характеров, идей, настроений в худож. произведении. 

V . Итог урока

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. 

Так почему же нашу сказку-быль можно назвать философской притчей?

VI . Домашнее задание

А) дочитать сказку-быль и привести примеры сказочных и реалистических эпизодов в повествовании.

Б) Пересказать по эпизодам:

История Антипыча

Приключения Насти в лесу


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 6 классе Тема:

Урок литературы в 6 классе Тема:

В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники

В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники

Но детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно

Но детская жизнь изображается Пришвиным и сказочно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021