притяжательные местоимения

  • doc
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала притяжательные местоимения.doc

Урок русского языка в 6 классе (05.03.15)

Тема: Притяжательные местоимения

 

Цели урока:

1) формировать представление о семантических и грамматических особенностях притяжательных местоимений;

2) учить различать личные местоимения 3-го лица в форме родительного падежа и притяжательные местоимения его, её, их.

Задачи: воспитание чувства товарищества, взаимопонимания в процессе формирования знаний, умений о притяжательных местоимениях.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

- Ребята, мы продолжаем путешествие по замечательной стране под названием «Местоимение». Сегодня на уроке мы попытаемся открыть волшебную шкатулку, в которой лежат настоящие драгоценности. Чтобы заглянуть внутрь шкатулки, необходимо подобрать ключи. Вы сможете открыть её, если правильно ответите на мои вопросы.

- Что такое местоимение?

- Какие разряды местоимений вы знаете?

Каковы особенности склонения личных местоимений?

- Какое местоимение не имеет именительного падежа?

Отвечая на вопросы, учащиеся повторяют изученное о местоимении.

- Молодцы, ребята. Итак, наша шкатулка открывается. Что же там лежит?

Крепкая дружба, лучший друг, сделать своими руками, исключительное взаимопонимание, чу­десная картина, от нашего рукопожатия, птичье пение.

Работа над словосочетаниями: определение главного и зависимого слова.

- Найдите словосочетания, зависимым словом в которых являются притяжательные прилагательные.

- Докажите, что они притяжательные.

Птичье (чьё?)

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность.

- Найдите слова, отвечающие на такие же вопросы.

Своими (чьими?), нашего (чьего?).

- Почему их нельзя назвать прилагательным?  

Не обозначают признака, только указывают на  него.

- Как вы думаете, к какой части речи они принадлежат?

К местоимению.

- На что указывают эти местоимения?

На принадлежность предмета лицу.

- Как будет называться этот разряд местоимений?

Притяжательные.

Запишите тему нашего урока: «Притяжательные местоимения».

Запись темы урока в тетрадь.

- Так почему местоимения  называются притяжательными?

Указывают на принадлежность, отвечают на вопрос чей?

- Посмотрим, что же ещё лежит в нашем сундуке?

                              Я                МЫ

- Какие это местоимения?

Личные местоимения.

- Какое из этих местоимений вам нравится больше? Почему?

Ответ детей.

- Представьте, что слово МЫ – магнит. Какие слова оно притянет к себе?

Единство, сила, дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, товарищество, преданность, верность, помощь, умение прощать, забота, доверие.

- Молодцы, эти слова приведут нас к следующей драгоценности

Выразительное чтение вслух учеником.

Задание слушания: определить тип и стиль речи.

                                          Притча.

Два друга много дней  шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал.

Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

- Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.

- Определите стиль и тип речи

Художественный, повествование.

 - Выпишите слова с пропусками и скобками, графически обозначьте орфограмму.

- Какие известные вам разряды местоимений встретились?

Личные, возвратное, неопределённые, отрицательные.

- Выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемым существительным, определите морфологические признаки и синтаксическую роль.

Мой, свой, вашу.

- Прочитаем теоретический материал в учебнике.

- Ребята! Сделайте, пожалуйста, вывод из прочитанного.

Вывод.

Притяжательные местоимения отвечают на вопрос чей? (чья? чьё? чьи?), указывают на лицо, которому принадлежит предмет. Притяжательные местоимения изменяются, как имена прилагательные: по падежам, по числам, по родам. В предложении притяжательные местоимения являются определениями.

- Какие местоимения мы еще не выписали?

Твой, наш, его, её, их.

- Есть ли среди них личное в значении притяжательного?

Его, ее, их.

- Задание. Определите разряд использованных в предложениях местоимений, обосновывая свои утверждения.

Образец. Я не бегаю к врачу – я сама его лечу. (С. Михалков) В этом предложении использовано личное местоимение он в форме винительного падежа: лечу (кого?) его. Местоимение указывает на предмет (лицо), о котором идёт речь.

1. Бежит, бежит тропиночка, и путь её далёк. (С. Михалков)

2. И под утро снегом поле забелело, точно пеленою всё его одело. (И. Суриков)

3. Летали кукушки да галки над самой его головой. (С. Михалков)

4. Не пекут заводы сказок, не завозят их в буфет. (Ю. Мориц)

5. Долго раздавался смех их над рекой… (А. Плещеев)

6. Бежали ноги по траве. Сперва их было только две. (Ю. Мориц)

 

- Итак, назовите, пожалуйста, особенности местоимений её, его, их.

Вывод.

Притяжательные местоимения её, его, их образованы от личных местоимений 3-го лица, поставленных в форму родительного падежа, и не изменяются. Подчеркнём необходимость различать эти грамматические омонимы: формы родительного падежа личных местоимений и образованные от них притяжательные местоимения, и предложим следующее задание.

3. Работа над текстом.

– Вернемся к тому рассказу, который мы читали ранее. В чем особенность текста?

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

- Как называется краткий поучительный рассказ?

- Перед нами притча.

 - Чему учит?

 - С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему?

-  Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста.

- Сформулируйте основную мысль текста

Действующие лица не названы по именам. Напоминает басню, содержит мораль. Неопределённые местоимения позволяют сделать вывод, что автор обращается к любому лицу, как в пословицах.

- Работа с лексическим значением слова.

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ (Ожегов).

Нравоучение, поучение (Даль).

Основная мысль: когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке (ведь очень важно уметь прощать обиды, тем более  лучшему другу) и высекать радости на камне. И пусть тебе будет легко и светло...

-  Да, настоящий друг всегда поможет, выручит из беды.

- Я предлагаю вам поразмышлять на эту тему. Итак, творческое задание.

- Напишите сочинение-миниатюру  с использованием местоимений по личным впечатлениям «Легко ли быть другом?»

Выполнение творческого задания.

Проверка. Зачитываются несколько вариантов.

4. Подведение итогов урока.

- Итак, урок подошел к завершению. Подведем итог.

- Какие местоимения называются притяжательными?

- Как изменяются притяжательные местоимения?

- Какова их синтаксическая роль?

Местоимения, которые обозначают принадлежность.

Изменяются по родам, числам, падежам.

В предложении являются определением.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Параграф 62, упр.