Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Оценка 4.7

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
математика +2
1 кл—4 кл
08.06.2017
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
В соответствии с реализацией ФГОС одной их ключевых задач современного учителя является стимулирование активной, творческой индивидуально-личностной деятельности учащихся на всех этапах учебного процесса и создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия. Методическая разработка "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе" предназначена учителям начальной школы.В данной разработке представлены различные приёмы рефлексии.Методическая разработка "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"
рефлексия!!!.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Новоузенска Саратовской области» Методическая разработка для учителей начальных классов ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1 В соответствии с реализацией ФГОС одной их ключевых задач современного учителя является  стимулирование  активной,  творческой индивидуально­личностной деятельности учащихся на всех этапах учебного процесса  и  создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия.   Соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Учителю принадлежит  роль управляющего учебным процессом,  а для эффективного управления   необходима   постоянная   обратная   связь   с   учащимися.   В   структуре   урока, соответствующего   требованиями   ФГОС,     рефлексия     является     обязательным   этапом урока, на котором  соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности.      Задача учителя – инициировать рефлексию учащихся по поводу их   эмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Рефлексия    (от  лат. reflexio ­  обращение  назад)    – анализ  учащимися  собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.   Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.  Рефлексия   позволяет   приучить   ученика   к   самоконтролю,   самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.  Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,   осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.  В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.  2 Исходя из  целей,  рефлексию  классифицируют следующим образом: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2. Рефлексия деятельности;  3. Рефлексия содержания учебного материала. ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Проведение  рефлексии   эмоционального   состояния  необходимо   с   целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности.  В   случае  рефлексии   настроения   и   эмоционального   состояния  младшим школьникам, предлагается рефлексивный прием  «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией. «Смайлики».     Ученикам   раздаются   размноженные   листы   с   упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом,   или   же   тяжёлой   сумкой   в   руке),   что   будет   дополнять   общее   впечатление: 3 Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов и прикреплять их на доске. «Градусник».  Используя   такой   символ   можно   определить   состояние   эмоций, новизну материала, урока,  оригинальность и т.д.  «Ступени».  С   помощью   данного   символа   можно   определить,   на   каком   уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.  «Пик   взаимопонимания».  Настроение   изображено   в   виде   ступеньки   .Первая   ­ настроение крайне скверное. Вторая ­ плохое. Третья ­ хорошее. Четвертая ­ уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение. «Комплимент».  Для   того   чтобы   закончить   урок   на   положительной   ноте   можно воспользоваться   одним   из   вариантов   упражнении   «Комплимент»   (комплимент­похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.  «Букет настроения».  В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что –   то   новое,   то   прикрепите   к   вазе   красный   цветок,   а   если   не   понравилось,   то   ­ голубой». Можно   предложить   детям   более   широкий   спектр   цветов:   красный,   жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.  Эмоционально –художественная рефлексия. Учащимся предлагается две картины с   изображением   пейзажа.   Одна   картина   проникнута   грустным,   печальным   настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.  Шкала настроения.  У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.  «Цветик­многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит   к   цвету     настроения.  Затем   все   лепестки   собирают   в  общий   цветок.    Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение; красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета   –   это   беззащитность);   жёлтый   –   приятное,   спокойное   настроение;   фиолетовый   – беспокойное,   тревожное   настроение,   близкое   к   разочарованию;   серый   –   замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. 4 «Карта настроения». В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.  II. Рефлексия деятельности Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или   в конце урока.  Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.      «Солнышко».На   доске   прикреплён   круг   от   солнышка,   детям   раздаются   лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень   понравилось   занятие,  получили   много   интересной   информации;   голубого   цвета  – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.   «Яблоня».  На доске яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на   отлично,   у   меня   хорошее   настроение;   красные   –   не   справился   с   заданием,   у   меня грустное настроение.  «Дерево».  Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.  «Светофор».  Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по   вопросу   цвета.   Красный   –   нет   (что   не   понравилось,   ошибки),   желтый   –   не   совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).  «10 баллов». Оценить по 10­бальной шкале работу на занятии с позиции:  „Я“        0________10  5 „Мы“    0________10  „Дело“  0________10  «Для меня сегодняшний урок…»  Учащимся  дается  индивидуальная   карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.  Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.  «Рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В   каждом   из   секторов   записываются   параметры­   вопросы   рефлексии   состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка   деятельности   педагога,   оценка   своей   деятельности.   Участник   ставит   метки   в сектора   соответственно   оценке   результата:   чем   ближе   к   центру   мишени,   тем   ближе   к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ. «Дерево творчества». По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:   плоды – дело прошло   полезно, плодотворно; цветок ­    довольно неплохо; листики – не совсем удовлетворён днём. III. Рефлексия содержания учебного материала Учителю   важно   не   только   узнать   и   понять   эмоциональное   состояние   ученика   в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.  Оптимальный для этого   вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание   содержания   материала.   В   этом   случае   используются   самые   разные   приёмы, основанные   на   слиянии   имеющихся   знаний   с  новыми,  на   анализе   субъективного   опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы: «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить   старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается   написать   синквейн   на   основе   изученного   материала.   Синквейн   –   это пятистрочная строфа. 1­я строка – 1 – 2  ключевых слова, определяющее содержание синквейна; 2­я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие; 6 3­я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы; 4­я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней; 5­я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.  «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что … 7 как вариант – рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа Я не знал… ­ Теперь я знаю…);    Метод   пяти   пальцев  тоже   не   требует   специального   оборудования.   Ребенку достаточно   знать   значения   каждого   пальца   и   перечислить,   загибая   их   по   очереди, следующие моменты:  М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б    (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? У (указательный)   –  услуга,  помощь.   Чем   я   сегодня   помог,   чем   порадовал   или   чему поспособствовал? Б (большой) –  бодрость,  здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?  “ Пятерочка ­ 1 “. Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый  палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно;  Указательный палец ­ мне было трудно ( не понравилось );  Средний – для меня было недостаточно;  Безымянный палец – мое настроение;  Мизинец – мои предложения.   “ Пятерочка ­ 2“. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей  работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:  «V» ­ ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный  «W» ­ ответил по просьбе учителя, ответ правильный  «| » ­ ответил по своей инициативе, но ответ не правильный  «+» ­ ответил по своей инициативе, ответ правильный  «0» ­ не ответил.   Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе  рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом  этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по  количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте  цветограмму урока по данной схеме».   «Корзина идей».  Учащиеся   записывают   на  листочках   свое   мнение   об   уроке,  все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.   Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: ­ каша в голове  ­ ни в зуб ногой  ­ светлая голова   «Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они  провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько  вопросов:  ­ Я съел бы еще этого…  ­ Больше всего мне понравилось…  ­ Я почти переварил…  ­ Я переел…  ­ Пожалуйста, добавьте…  Участники пишут свои ответы на карточки и прикрепляют на доску, комментируя.   «Химс».   Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по  следующим вопросам:  • Хорошо…  • Интересно…  • Мешало…  • С собой возьму…   «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика_____________________________ № Вид задания 1.. Отметка Итоговая оценка «Лист самооценки» (Расставьте стрелочки) Фамилия, имя ученика_____________________________ Узнал что-то Расстроился Удивился   Я Научился Получил Ничего не «Экспертная   комиссия».  В   начале   урока   выбираются   эксперты   (учащиеся, справившиеся   с   творческой   работой   отлично).   Они   в   течение   всего   урока   фиксируют деятельность учащихся (ряда,  группы). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.  Работа с сигнальными карточками. Зеленая карточка.  Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем  участие.  Урок   был  в  определенной  степени   полезен   для  меня.  Я  отвечал   с  места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.  Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. «Для меня сегодняшний урок…».  Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок интересно скучно безразлично Итог понял материал узнал больше, чем знал не понял Я на уроке работал отдыхал помогал другим «Плюс   –   минус   –   интересно».Рефлексию   можно   провести   устно   у   доски,   где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на  «+», «­»,  «?» или индивидуально письменно. «+»   «–»   «?»   В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.  В графу «–» обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу «интересно» (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.  «Чемодан,   мясорубка,   корзина».  На   доске   вывешиваются   рисунки   чемодана, мясорубки,   корзины.   Чемодан   –   всё,   что   пригодится   в   дальнейшем.   Мясорубка   – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.  Белая   шляпа  –   факты,   полезная   информация;    жёлтая  ­   позитивное   мышление, достоинства  (изюминка   мероприятия);  черная  –  проблема,   недостатки   («прошляпили»); красная  –   чувства,   эмоции;    зеленая  ­     творчество   (получили   новые   идеи);    синяя  – философия (общие выводы, пожелания, обобщение ответов групп).  «Кластеры».  Выделение   смысловых   единиц   текста   и   графическое   оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда ­ это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы.   По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель   на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи. Список литературы: 1. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория ­ практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. ­ М., 1993. 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно­практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов­на­Дону, 2004г.  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование­ Культура», 2002г.  4. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты   решения.   Рекомендации   для   опытьно­экспериментальной   работы школы./под   ред.А.Г.Каспржак   и   др.   –   Национальный   фонд   подготовки   кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017