Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
математика +2
1 кл—4 кл
08.06.2017
В соответствии с реализацией ФГОС одной их ключевых задач современного учителя является стимулирование активной, творческой индивидуально-личностной деятельности учащихся на всех этапах учебного процесса и создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия. Методическая разработка "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе" предназначена учителям начальной школы.В данной разработке представлены различные приёмы рефлексии.Методическая разработка "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"
рефлексия!!!.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1 г.Новоузенска Саратовской
области»
Методическая разработка
для учителей начальных классов
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1 В соответствии с реализацией ФГОС одной их ключевых задач современного учителя
является стимулирование активной, творческой индивидуальноличностной деятельности
учащихся на всех этапах учебного процесса и создание условий для развития рефлексии
— способности осознавать и оценивать свои мысли и действия. Соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Учителю принадлежит роль управляющего учебным процессом, а для эффективного
управления необходима постоянная обратная связь с учащимися. В структуре урока,
соответствующего требованиями ФГОС, рефлексия является обязательным этапом
урока, на котором соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится
самоанализ и самооценка собственной деятельности.
Задача учителя – инициировать рефлексию учащихся по поводу их эмоционального
состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) – анализ учащимися собственного
состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.
Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что
приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю,
самооценке,
саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного
отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её
результатов.
2 Исходя из
целей,
рефлексию
классифицируют следующим образом:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2. Рефлексия деятельности;
3. Рефлексия содержания учебного материала.
ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ
I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии эмоционального состояния необходимо с целью
установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для
закрепления его благоприятного исхода деятельности.
В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим
школьникам, предлагается рефлексивный прием
«Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.
«Смайлики».
Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым
изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что
свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром,
букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление:
3 Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?
Можно использовать набор готовых цветных смайликов и прикреплять их на доске.
«Градусник». Используя такой символ можно определить состояние эмоций,
новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
«Ступени». С помощью данного символа можно определить, на каком уровне
ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
«Пик взаимопонимания». Настроение изображено в виде ступеньки .Первая
настроение крайне скверное. Вторая плохое. Третья хорошее. Четвертая уверен в
силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у
него настроение.
«Комплимент». Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно
воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (комплиментпохвала,
комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают
вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
«Букет настроения». В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и
красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что
– то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то
голубой». Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый,
синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.
Эмоционально –художественная рефлексия. Учащимся предлагается две картины
с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением,
другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их
настроению.
Шкала настроения. У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10
баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать
общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока,
вторая – в конце.
«Цветикмногоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее
подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. Чтобы
определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение;
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий –
грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности
цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый –
беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость,
огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность,
беспокойство и неуверенность.
4 «Карта настроения». В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального
состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку,
вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
II. Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики они сами
участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет
оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний
или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность
оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
«Солнышко».На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики
жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне
очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета –
занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня». На доске яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов –
красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё
на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня
грустное настроение.
«Дерево». Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев
дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на
плакате.
«Светофор». Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый
или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение
по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем
(сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
«10 баллов». Оценить по 10бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
5 „Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
«Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в
которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем
направлениям.
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.
«Рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора.
В каждом из секторов записываются параметры вопросы рефлексии состоявшейся
деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока,
оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в
сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к
десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
«Дерево творчества». По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве
листья, цветы, плоды: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок довольно
неплохо; листики – не совсем удовлетворён днём.
III. Рефлексия содержания учебного материала
Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в
финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята
должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний,
увлекательность урока, коллективную работу. Оптимальный для этого вид рефлексии –
рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как
осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы,
основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания
содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:
«Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить
старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся
предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это
пятистрочная строфа.
1я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;
2я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное
понятие;
6 3я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
«Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед
глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
7 как вариант – рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания
типа Я не знал… Теперь я знаю…);
Метод пяти пальцев тоже не требует специального оборудования. Ребенку
достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди,
следующие моменты:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему
поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал
для своего здоровья?
“ Пятерочка 1 “. Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый
палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
“ Пятерочка 2“. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей
работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» не ответил.
Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе
рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом
этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по
количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте
цветограмму урока по данной схеме».
«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все
листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются
мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: каша в голове
ни в зуб ногой
светлая голова
«Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они
провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько
вопросов:
Я съел бы еще этого…
Больше всего мне понравилось…
Я почти переварил…
Я переел…
Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и прикрепляют на доску, комментируя.
«Химс». Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по
следующим вопросам:
• Хорошо…
• Интересно…
• Мешало…
• С собой возьму…
«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
№ Вид задания
1..
Отметка
Итоговая оценка
«Лист самооценки» (Расставьте стрелочки)
Фамилия, имя ученика_____________________________
Узнал что-то
Расстроился
Удивился
Я
Научился
Получил
Ничего не
«Экспертная комиссия».
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся,
справившиеся с творческой работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют
деятельность учащихся (ряда, группы). В конце урока эксперты анализируют деятельность
своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
Работа с сигнальными карточками. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком.
Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в
нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места,
выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка.
Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К
ответу на уроке я был не готов.
«Для меня сегодняшний урок…». Учащимся дается индивидуальная карточка, в
которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем
направлениям.
Урок
интересно
скучно
безразлично
Итог
понял материал
узнал больше, чем знал
не понял
Я на уроке
работал
отдыхал
помогал другим
«Плюс – минус – интересно».Рефлексию можно провести устно у доски, где
выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам
на «+», «», «?» или индивидуально письменно.
«+»
«–»
«?»
В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу «–»
обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу
«интересно» (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им
интересно.
Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили
тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе
правил.
«Чемодан, мясорубка, корзина».
На доске вывешиваются рисунки чемодана,
мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка –
информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как
они поступят с информацией, полученной на уроке.
Метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После
обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа – факты, полезная информация; жёлтая позитивное мышление,
достоинства (изюминка мероприятия); черная – проблема, недостатки («прошляпили»);
красная – чувства, эмоции; зеленая творчество (получили новые идеи); синяя –
философия (общие выводы, пожелания, обобщение ответов групп).
«Кластеры». Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление.
Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со
звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру
можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть
тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве
результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.
Список литературы:
1. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности /
В.Г. Богин // Современная дидактика: теория практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К.
Журавлева. М., 1993.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научнопрактическое
пособие. — Издательство «Учитель», РостовнаДону, 2004г.
3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам
в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование
Культура», 2002г.
4. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе:
варианты решения. Рекомендации для опытьноэкспериментальной работы
школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров.
Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.