"Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7

"Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—3 кл
22.01.2018
"Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе"
«Рефлексия на уроках в начальной школе». Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия. Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач. В своей работе я описала разные приёмы проведения рефлексии на уроках с младшими школьниками.Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач. В своей работе я описала разные приёмы проведения рефлексии на уроках с младшими школьниками.
Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе.docx

                        Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе

                                                     (Из опыта работы)

                                 Учитель начальных классов: Климова И.М.

 

                                               

 

      Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

    Для своего  выступления я выбрала тему «Рефлексия на уроках в начальной школе».

         Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

     Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

    Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.

          В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии: 

1.     По цели:

-Рефлексия эмоционального состояния;

-Рефлексия деятельности;

-Рефлексия содержания учебного материала.

 

2.     По содержанию:

- Устная;

- Письменная.

 

    3. По способу проведения:

         -Анкета;

         - Опрос;

         - Таблица;

         - Рисунок.

 

4. По форме:

         - Фронтальная;

         - Индивидуальная;

         - Групповая;

         - Коллективная.

 

5. По функциям: физическая ( успел- не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

Более детально разберем первую классификацию рефлексии – по цели ее осуществления.

        Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится с целью  установления эмоционального контакта с классом.  Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.

 В своей работе я  пользуюсь приёмом:

 « Солнышко и тучка».  Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение крепите магнитики на солнышко, если не очень, то на тучку.

            sol           4296                                                                                                                                                     

У моих учеников пользуется успехом «Смайлик», у которого не нарисовано лицо. Ребята сами выбирают (рисуют) те эмоции, что свойственны им сейчас: весёлого грустного, нейтрального лица.

i-49 - копия        i-49 - копия - копия

1)я доволен своей работой

2)на уроке я работал неплохо

3)на уроке мне было трудно

«Букет» 

В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой». 

«Художественная рефлексия»

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 

  «Карта настроения» 

Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии. 

«Цветик – многоцветик»

 Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

     

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.

Примеры рефлексивных приемов:

 «Лестница успеха»

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

 «Дерево успеха»

Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала.

                           derevo-picture-color.png213    list10  list10 4556

1)Нет ошибок 2)Ошибался 3) Сделал много ошибок

«Яблоня» 

 На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, жёлтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

По созреванию яблок:

Кр.- Урок очень интересный. Мне всё понравилось. Я выполнил все задания самостоятельно.

Жёлт.-урок мне понравился, но я не всё усвоил. Мне помогал учитель и ученики.

Зел.-Мне было скучно. Я ничего не выполнил.

 

 «Волшебный карандаш»- этот приём «повседневный» т.е. я использую его практически каждый день. Очень прост и карандаши всегда под рукой.

Учащиеся  выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – (что не понравилось, ошибки), зелёный – (сомнения, трудности) и жёлтый– (что понравилось, что получилось). 

        «Плюс – минус» 

 Учащиеся высказывают свое мнение, заполняя таблицу самоконтроля.

      «Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Рефлексия содержания учебного материала проводится  в конце урока. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.

На  уроках я пользуюсь приёмами :

       «Синквейн»

       «Выбор»

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

       «Анкета»

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять,     дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

 

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

 

«Кластер»

     «Рефлексивный экран»

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Сначала он был с довольно большим выбором фраз, но т.к. порой не укладываемся во временные рамки, то «Рефлексивный экран» сократился.

«Острова» 

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 

 «Корзина идей» 

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 

«Звездочки» 

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д. 

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

 В нашей профессии нет предела совершенству.

И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

 Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя.


 

Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе (Из опыта работы)

Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе (Из опыта работы)

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится с целью установления эмоционального контакта с классом

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится с целью установления эмоционального контакта с классом

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения

Волшебный карандаш»- этот приём «повседневный» т

Волшебный карандаш»- этот приём «повседневный» т

На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3

На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3

Расскажу дома, что … Сначала он был с довольно большим выбором фраз, но т

Расскажу дома, что … Сначала он был с довольно большим выбором фраз, но т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018