Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе
(Из опыта работы)
Учитель начальных классов: Климова И.М.
Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
Для своего выступления я выбрала тему «Рефлексия на уроках в начальной школе».
Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.
В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии:
1. По цели:
-Рефлексия эмоционального состояния;
-Рефлексия деятельности;
-Рефлексия содержания учебного материала.
2. По содержанию:
- Устная;
- Письменная.
3. По способу проведения:
-Анкета;
- Опрос;
- Таблица;
- Рисунок.
4. По форме:
- Фронтальная;
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Коллективная.
5. По функциям: физическая ( успел- не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).
Более детально разберем первую классификацию рефлексии – по цели ее осуществления.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится с целью установления эмоционального контакта с классом. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.
В своей работе я пользуюсь приёмом:
« Солнышко и тучка». Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение крепите магнитики на солнышко, если не очень, то на тучку.
У моих учеников пользуется успехом «Смайлик», у которого не нарисовано лицо. Ребята сами выбирают (рисуют) те эмоции, что свойственны им сейчас: весёлого грустного, нейтрального лица.
1)я доволен своей работой
2)на уроке я работал неплохо
3)на уроке мне было трудно
«Букет»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».
«Художественная рефлексия»
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«Карта настроения»
Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
«Цветик – многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
Примеры рефлексивных приемов:
«Лестница успеха»
Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
«Дерево успеха»
Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала.
1)Нет ошибок 2)Ошибался 3) Сделал много ошибок
«Яблоня»
На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, жёлтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
По созреванию яблок:
Кр.- Урок очень интересный. Мне всё понравилось. Я выполнил все задания самостоятельно.
Жёлт.-урок мне понравился, но я не всё усвоил. Мне помогал учитель и ученики.
Зел.-Мне было скучно. Я ничего не выполнил.
«Волшебный карандаш»- этот приём «повседневный» т.е. я использую его практически каждый день. Очень прост и карандаши всегда под рукой.
Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – (что не понравилось, ошибки), зелёный – (сомнения, трудности) и жёлтый– (что понравилось, что получилось).
«Плюс – минус»
Учащиеся высказывают свое мнение, заполняя таблицу самоконтроля.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Рефлексия содержания учебного материала проводится в конце урока. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.
На уроках я пользуюсь приёмами :
«Синквейн»
«Выбор»
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
«Анкета»
Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным
|
«Кластер»
«Рефлексивный экран»
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Сначала он был с довольно большим выбором фраз, но т.к. порой не укладываемся во временные рамки, то «Рефлексивный экран» сократился.
«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству.
И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.