По мере овладения
языком у ребенка могут
выявляться нарушения речевого
развития. Почти все они (кроме
дефектов произношения звуков)
дают знать о себе уже в раннем
возрасте (до трех лет), причем
желательно заметить признаки
этих нарушений как можно
раньше.
Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный
признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка
есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть
снижен).
Признаки
неправильного развития детской речи
По мере овладения
языком у ребенка могут
выявляться нарушения речевого
развития. Почти все они (кроме
дефектов произношения звуков)
дают знать о себе уже в раннем
возрасте (до трех лет), причем
желательно заметить признаки
этих нарушений как можно
раньше.
Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие
гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный
признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка
есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть
снижен).
Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это
свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и
отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые
слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени
ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном
нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В
этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок
вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше
развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.
Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения.
В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может
появиться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье
соответствующей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно
срочно
показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как
заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения.
Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только
речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежденормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения,
становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он
может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы
его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на
аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога.
У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у
такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное
слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица,
повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех
двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет
формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может
обучиться нормативному произношению звуков изза неспособности
управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи
речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в
мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога
и логопеда.
Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным
давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа желательно показать
врачуостеопату.
Когда ребенок отстает в речевом развитии, и вы замечаете, что он
недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его
необходимо
проконсультировать у специалистадефектолога, чтобы выяснить, нет ли у
него задержки умственного развития.
Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален,
поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило,
не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко
выраженные патологии).