Проблемы подрасткового возраста

  • docx
  • 14.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проблемы подрасткового возраста.docx

Беседа с родителями

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Цель: ознакомить родителей с проблемами, которые могут возникнуть в подростковом возрасте; выделить пути их преодоления.

В жизни каждого родителя существует период, который вызывает у него, в лучшем случае, настороженность и некоторое беспокойство, а в худшем – постоянную головную боль и разочарование от того, что когда-то решил стать родителем. Этот период – время взросления ребенка.

В психологии этот период называют подростковым кризисом или кризисом ранней юности – сложный переход от детства к взрослению. Его возникновение обусловлено появлением основных психических новообразований, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и появлением другой. Весь этот революционный переход сопровождается негативизмом, непокорностью еще вчера послушных детей.

Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости, - требует своего достойного решения. Именно поэтому ребенок начинает вести себя так, как это часто делают взрослые (начинает пить, курить, свободно проводить свое время и т.д.).

Но старая истина твердит, что любые трудности возникают потому, что их ожидают и боятся. Конечно, не все дети взрослеют конфликтно, и больший процент из них демонстрируют девиантное поведение. Но именно этот процент заставляет родителей перестраховаться, что приводит к усилению строгости воспитательных средств.

Удовлетворение потребностям подростка нередко приводит к противоречию в его поведении. И именно это создает истоки конфликтов.

·         Необходимость в признании.

Каждый человек какого-либо возраста имеет потребность в том, чтобы ее оценили надлежащим образом. Для подростка слишком мало осознавать, что он в чем-то является особенным, ему необходимо, чтобы это замечали окружающие. Добиваясь признания, подросток готов демонстрировать такое поведение или такие качества, которые, с его точки зрения, выгодно подчеркивают его особенность. Причем знак оценки (позитивная или негативная) для него часто не является важным.

·         Необходимость в принятии.

Вопрос об одиночестве подростков не является новым для современной молодежи, и желание иметь друга (или друзей), который бы принимал тебя таким, какой ты есть, - почти классическая тема любых отношений. Конечно, иногда возникает желание побыть наедине, однако, когда такое единение является вынужденным, оно превращается на изоляцию. Ведь для каждого из нас естественно делиться с кем-то своими новыми переживаниями и впечатлениями. В подростковом возрасте количество переживаний и впечатлений заметно увеличивается и поэтому возникает желание этим поделиться с кем-то и избежать при этом критики или пренебрежения.

·         Необходимость в принадлежности.

Для подростка важно принадлежать к какой-нибудь группе, начиная с дружеской компании и заканчивая академической группой (например, класс в школе). Принадлежность к группировке является настолько сильной потребностью, что оказавшись в продолжительной изоляции, подростки достаточно тяжело это переживают и нередко озабочены мыслями о самоубийстве.

·         Необходимость в любви.

Именно в этом возрасте возникает необходимость, чтобы тебя любили не только родные люди (мама, папа), но и кто-то другой. Подростки, особенно девочки, часто оценивают первую влюбленность, как начало взросления. Ради любви некоторые из них даже способны разорвать семейные отношения. Именно на этом пути подростки узнают первые разочарования, но необходимость остается.

·         Необходимость в независимости.

Это именно та необходимость, которая наиболее беспокоит старшее поколение, хотя ее актуализация в подростковом возрасте – естественное явление.

·         Необходимость в определенности.

Сама по себе эта необходимость не приводит к междоусобным конфликтам, поскольку любой человек, попадая в ситуацию неопределенности, теряется.

Подросток из-за своей юности еще не может вносить ясность в спорные вопросы на основе своего личного опыта. Ему четко и ясно необходимо знать, как к нему относятся окружающие люди (хотя часть такое желание скрывается), он не выдерживает двоякости, а из-за любой фальши – сильно переживает ( именно отсюда и выходит подростковый максимализм).

·         Необходимость в достижении успеха.

Каждый ребенок достаточно рано открывает для себя, что если он что-то выполнит успешно, то его за это похвалят, а за проступок могут и наказать. Это открытие быстро закрепляется в поведении и сознании. А поскольку подростковый возраст – это порог перед взрослой жизнью, то естественно, каждый подросток планирует или хотя бы представляет в мечтах эту взрослую жизнь. Понятно, что о неудачах, как правило, в норме, никто не мечтает.

Какие же атрибуты взрослости быстрее перенимают дети?

Чаще всего те, которые касаются «взрослой» манеры поведения, разговора, одеяния. Обобщенным поверхностным атрибутом взрослой жизни для подростка является независимость как право не отвечать ни перед кем за право проводить свое свободное время и самостоятельно выбирать, чем заниматься, с кем общаться, куда и как надолго ходить (причем это право в каком-либо возрасте люди отстаивают достаточно активно, а иногда – даже агрессивно).

Существуют и углубленные или существенные атрибуты взрослости, такие как ответственность, осознанное и серьезное отношение к жизни, самостоятельность как умение рассчитывать лишь на свои силы. Однако то, что находится «на поверхности», перенять легче, поэтому не удивительно, что дети сначала наследуют что-то в поведении взрослых, а только потом осознают содержание того, что переняли. То есть ребенок, который взрослеет, становится «слепком» существующей модели взрослости, он не может ничего добавить к ней от себя.

Почему же так происходит?

Подросток, встречаясь с равнодушием окружающих друг к другу, быстро делает вывод, что каждый живет своими проблемами и мало кого интересуют чужие. Если поведению подростка не свойственны социально принятые характеристики (вежливость, послушание, уважение к взрослым, успехи в обучении и т.д.), то он автоматически вызывает к себе вежливое равнодушие, в лучше случае. Эта ситуация усиливается еще и тем, что взрослое окружение оставляет за собой право воспитывать подростков. А это, в совокупности с равнодушием или пренебрежением, вызывает в последних только негативные реакции.

Кроме того, наибольшее влияние на взросление ребенка создает, конечно, семья. От которой каждый ребенок ожидает понимания, любви и принятия.


 

Посмотрите также