ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Оценка 4.7
Документация
ppt
классное руководство
5 кл—6 кл
29.05.2017
Требования к культурному развитию учащихся,отмечается в Государственном образовательном стандарте ,определяет и содержательный компонент, и требования к уровню подготовки на каждой ступени обучения. В основной школе стандарт «Нравственность( мораль)» предусматривает:
Формирование культуры нравственного поведения школьников;
Выработку нравственных основ мировоззрения;
Усвоение нравственных норм, правил и требований,лежащих в основе общения и деятельности людей;
Выработку основных понятий нравственного сознания школьников.
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которым встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.
Но необходимо учитывать, что часто основные культурные ценности учителя и ученика не совпадают в силу принадлежности к разным поколениям. Поэтому учитель, и, прежде всего классный руководитель, должен учитывать этот аспект. Общими ценностями учителей и учащихся продолжают выступать здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе, надёжность, образование. Однако дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям: карьере, собственности, общительности, тогда как для педагога карьера и собственность малозначимы.
Для учителей более значимы ценности гуманистической направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость. Наименее популярными оказались христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм.
Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств:
- классные часы,
- праздники,
- экскурсии.
Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, но важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей: встречи в «Семейной гостиной», совместные экскурсии, праздники. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
Нравственному просвещению способствует чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов по произведениям художественной литературы, конкретные дела и личный пример окружающих людей. Это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей. Особо следует обратить внимание на достижение этих целей на уроках литературы. Формировать у школьников чувство патриотизма, прививать любовь к Родине, знакомить с общечеловеческими ценностями и культурой на примере конкретных исторических сведений, жизни ярких исторических личностей способствуют дифференцированные уроки литературы и истории, экскурсии в музей, библиотеку.
Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников: тематический КВН, ведение экрана настроения, заочные экскурсии.
Классный руководитель постоянно и всесторонне изучает учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В пятых-шестых классах обычно проводятся беседы на морально-нравственные, духовные, этические темы, о воспитании трудолюбия, бережливости, товарищества, дружбы, справедливости, доброты и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности. Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Школьники активно участвуют в подготовке тематических классных часов. Классные часы могут быть так же и познавательные. Например, об истории родного города, символики государства, различных знаменательных событиях. В воспитательной деятельности классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, его эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к себе.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует от классного руководителя большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более свободными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика. Значима подготовка и участие в более серьёзных постановках, посвященных Великой Отечественной войне, православию, соблюдению правил дорожного движения. Посещение театров, выставок, музеев обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус.
Работа учителя и классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы.
Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.Духовно- нравственное воспитание школьников -презентация
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_uch-sya.ppt
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не
Как она ветрена! Как не думает ни о чем, кроме
пожалеть ее!
удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина –
неправильное воспитание, дающее молодым людям
неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Игнатий Брянчанинов
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Привело к тому, что
• Рост преступности среди подростков
• Ухудшение физического здоровья
• Распространение алкоголизма и
наркомании среди подростков
• Низкая гражданская активность
• Неготовность к трудовой деятельности
• Не сформировано чувство
ответственности
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Проблемы
• Равнение на западную культуру
• Разрушены нравственные
представления о браке и семье
• Антидуховная пропаганда СМИ (культ
насилия, жестокости, праздности)
• Низкий уровень духовнонравственной
культуры родителей
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
№
1
Направления
«Будущее нации – в здоровых руках» Здоровьесберегающее
Модули
2
3
4
5
6
7
«В будущее с духовными
ценностями»
Духовно – нравственное
Мы будущее Росси»
Патриотическое
«Интеллект будущего»
Интеллектуально –
познавательное
«Сохраняя, думаем о будущем»
Экологическое
«Моя будущая профессия»
«Строим будущее»
Трудовое и
профориентационное
Гражданско – правовое,
социальное
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Духовнонравственное
воспитание
• Нравственные чувства (совесть, долг,
вера, ответственность, патриотизм)
• Нравственная позиция (способность
различать зло и добро, проявление
самоотверженности, любви, готовность
преодолевать жизненные испытания)
• Нравственное поведение (готовность
служить людям, Отечеству, проявление
доброй воли, послушания)
• Приобщение к духовности
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Цель духовно нравственного
развития и воспитания
• Формирование духовнонравственной
личности.
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Задачи
• формировать нравственное отношение к
окружающим людям, воспитывать нравственную
культуру, основанную на самовоспитании и
самосовершенствовании;
воспитывать толерантность, развивать волевые
качества, способности к критическому осмыслению
своих слабых и сильных сторон;
•
• формировать систему семейных ценностей,
воспитывать у школьников чувство чести рода,
фамилии, заботу о сохранении и умножении
семейных традиций, чувство любви к матери, дому.
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Содержание
развития и воспитания
духовнонравственного
Основным содержанием духовно
нравственного развития и воспитания
являются
национальные
ценности,
социально
в
исторических, культурных, семейных
традициях народа, передаваемые от
поколения к поколению.
базовые
хранимые
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Воспитательные факторы
духовной нравственности
• Семейный уклад
• Образование
• Язык
• Литература
• История, искусство
• Армия
• Национальная территория
• Труд
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Главные институты воспитания:
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Система мероприятий по духовно –
нравственному развитию
• Система классных часов, направленных
на этическое и духовно нравственное
воспитание.
• Этика «добрых» дел, направленных на
помощь конкретным людям.
• Благотворительность.
• Работа с родителями.
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Система классных часов, направленных на
этическое и духовно нравственное
воспитание
КЛАСС
МЕРОПРИЯТИЕ
ФОРМА
5
6
«Добро. Добродетель.
Милосердие»
«Правдивый ли ты?»
«Законы дружбы»
«Культура общения»
« Золотое правило
нравственности»
«Нравственные идеалы»
«Твори добро».
«Православные обряды и
праздники»
Час общения
Аутотренинг
Практикум
Час общения
Игра
Диспут
Практикум
Час общения
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Класс
7
8
Мероприятие
«Научи себя учиться»
«Мораль и нравственность».
«Поговорим о толерантности»
«Раз в крещенский вечерок…». Игра
«Самооценка своих
нравственных качеств».
«Мир духовности».
«И снова о толерантности»
«Русь святая, храни веру
православную».
«Путешествие по святым
местам Тамбовщины»
«Самооценка своих
нравственных качеств
Форма
Деловая игра
Круглый стол
Диспут
Тестирование
Практикум
Круглый стол
Деловая игра
Заочная экскурсия
Самоанализ
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Этика «добрых» дел, направленных на
помощь конкретным людям
Волонтёрская работа
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Благотворительность
• Ярмарка «Дорога к Храму»
• Акция «Подари игрушку детям»
(гуманитарная помощь детям –
сиротам)
• Акция «Оказание гуманитарной помощи
беженцам из Украины»
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
Работа с родителями
Тематика родительских собраний
• Стили семейного воспитания
• Родительский авторитет и его характеристика
• Нравственность – это разум сердца
• Роль родителей в нравственном воспитании
• Физическое и духовное развитие ребенка
• Традиции и обычаи семьи в воспитании
нравственности
• Жизненные ценности подростков
• Пути самоутверждения подростка
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
• Только объединив наши усилия, мы сможем
возродить утраченные духовно нравственные
ценности, что позволит решить социально
экономические проблемы развития страны,
подготовить детей к будущей жизни.
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
«При образовании чрезвычайно
вредно
только
рассудок и ум, оставляя без
внимания сердце и душу…»
развивать
(св. Иоанн
Кронштадский)
ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ 5-6 КЛАССОВ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.