Анализ методов управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС.
«Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС».
Методы управления образовательной организацией |
Цель |
Содержание |
Формы |
Социально-психологические |
Формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи |
Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают: воздействие руководителя на межколлективные отношения; изучение зависимости деятельности коллектива от его структуры; изучение условия включения в коллектив новых членов; изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда; учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива; влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива; влияние отдельной личности в коллективе; психологические основы авторитета личности. |
• метод научно-технических и исследовательских конференций; • социальное исследование в виде анкетирования, опроса; •интервьюирование и личное наблюдение; •социальный эксперимент, тренинги общения; •социальное стимулирование, различные виды эмоциально-словесного поощрения. |
К административным методам управления относятся: · организационное проектирование; · регламентирование; · нормирование. |
Установление правил, обязательных для выполнения и определение содержания и порядка организационной деятельности (типовое положение, устав ОУ, локальные акты и т.д.) |
Административные методы управления - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно направить коллектив на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. К организационным методам управления относятся: подбор, расстановка и работа с кадрами; организационное регламентирование (нормирование); организационное планирование; организационное распорядительство; организационный инструктаж; организационный контроль; организационный анализ; организационное проектирование; обобщение организационного опыта. |
Использование следующих механизмов: •Административные: приказ, распоряжение, указание. •Нормативные: закон, положение, инструкция, муниципальное задание, спущенное сверху и обязательное для выполнения. •Экономические: процент выплачиваемой премии, стоимость оказываемых образовательной организацией платных услуг, зарплата. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития ОУ и мероприятий по его реализации. |
Экономические |
Воздействие на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и взыскание, зарплата) |
В качестве основных методов управления выступает система заработной платы и стимулирующих выплат, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности работника общеобразовательной организации. Оплату труда целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности образовательной организации. Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через их непосредственные интересы. Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования размера фонда заработной платы с учетом выполнения показателей. Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1) свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2) выполнение договорных обязательств. |
Методы материальной мотивации, реализующиеся в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных взысканий за недолжное его выполнение |
Выводы:
1. Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Всё их многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и т.д.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в конкретной управленческой ситуации, представляющей комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных).
2. Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.
3. Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.