Проект «Опыты и эксперименты с бумагой»
Тип: познавательно-исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта:
— Дети
— Воспитатель
— Музыкальный руководитель
— Родители Возраст детей: 5-6 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Дети среднего и старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира.
Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. Этот вид деятельности имеет принципиальное отличие от любого другого вида деятельности. И это отличие заключается в том, что цели, определяющие эту деятельность, характеризуются неустойчивостью, неопределенностью и результат исследования детям не известен. Но в процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт - это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Таким образом, основой опыта является непосредственная деятельность детей.
Основным видом детской деятельности является игра, в ходе которой ребёнок познаёт, знакомится, изучает окружающий его мир. А так же дети очень любят сказки, поэтому я в своей работе решила соединить сказку и игру, показывать опыты, знакомя детей с явлениями живой и неживой природы, рассказывая сказки.
Цель проекта: Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.
Задачи проекта:
— для детей:
• Формировать чувство бережного отношения к бумаге и бумажным предметам.
• Развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
• Развивать любознательность и пытливость детского ума.
— для педагогов:
• Продолжать учить воспитанников наблюдать и исследовать.
• Привлечь родителей к участию в проекте
• Способствовать развитию таких качеств, как наблюдательность, любознательность, коммуникабельность.
— для родителей:
• Разработать механизмы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
• Активизировать роль семьи, как основного субъекта в воспитании детей.
• Способствовать просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребёнка и его будущих перспектив.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с педагогами ДОУ
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
I. Предварительный этап
• Посещение музея, и научной лаборатории, чтение научной литературы, просмотр фильма про то как, делают бумагу.
• Посещение библиотеки Темы: «История возникновения бумаги», «Значение бумаги в жизни человека.
• Организация выставок: Виды бумаги, и выставка работ.
• Изготовление карточек: НАУКА, ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ЛАБОРАТОРИЯ.
II. Подготовительный этап
• Создание условий для проведения проекта
• Подбор методической литературы
• Составления плана
• Подготовка оборудования
— Демонстрационный материал:
1. Использование интерактивной доски. Слайдов.
2. 2 одинаковых коробки (в одной из них цветная бумага]
3. Зпрозрачныхконтейнера с водой, с орехами, с бумагой
4. Образец шершавой бумаги для педагога. Зажигалка, блюдце.
5. Доска, на которой можно писать. Фломастер.
6. Магнитофон с записью песенки сюрприза и релаксационной музыки
— Раздаточный материал:
1. Полоски белой бумаги, ножницы, чернила, пипетка, стаканчик с водой;
2. На столах для команд:
3. Ватман формат А-3-2шт
4. Гофрированная бумага синего, жёлтого, зелёного цветов.
5. Картинки образцы закат моря; небо и зелёная трава.
6. Предметные картинки: кораблик; бабочка и цветок на липучке
7. Вода в стаканчике кисточки, тряпочки,
8. Карточки схемы: мочить, прикладывать, снимать.
9. Жетоны -20 шт.
Название итогового мероприятия проекта: «Опыты и эксперименты с бумагой»
Краткое содержание проекта: «Опыты и эксперименты с бумагой»
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
1.Подготовительный |
Проверка готовности к занятию. Приветствие. |
|
Эмоциональное вхождение в занятие. |
Чтение стихотворения "Вот я вижу: куст растёт в саду, Воробьи играют в чехарду. Вижу пса смешного своего, А теперь не вижу ничего! Вот я вижу: пыль стоит столбом, Грузовик промчался за углом. Вижу, как шофёр ведёт его, И опять не вижу ничего. Вот я вижу: лёгкий мотылёк Раскачал высокий стебелёк. Вижу я, как шмель влетел в окно, И опять вокруг меня темно. Снова вижу: выбивают кресло, Вижу, как порхает стрекоза. До чего же это интересно — Открывать и закрывать глаза".(Овсей Дриз) |
Воспитанники переживают, момент заинтересованности внимательно слушают и смотрят слайды- картинки Сопровождающие текст. |
|
||
|
||
|
||
Вступительное слово |
Предлагаю, закрыть глаза и |
Воспитанники |
|
воспитателя |
представить, что вы |
расслабляются, и |
|
находитесь в научно- |
закрывают глаза |
|
исследовательской |
представляют |
|
лаборатории, (открываем глаза) |
воображаемую картинку. |
Организация Использования опорных знаний |
Вот мы с вами и попали в эту |
Ребята отвечают: |
лабораторию. Давайте |
Наука, исследования, |
|
разберёмся, из каких трёх существительных состоит это |
лаборатория. |
|
название - « научно - |
Ребята отвечают |
|
|
исследовательская |
(определения выведены |
|
лаборатория». |
на доску): |
|
Что такое наука? |
Наука это - сфера человеческой деятельности, направленная на получение знаний о мире. |
|
Что такое исследования? |
Исследования это- изучение проблемы путём сбора информации, за которойследует её |
|
|
|
обобщение. |
|
Что такое лаборатория? |
Лаборатория это- специальное помещение, проводящее научные, эксперименты или |
Сюрпризный момент. |
Вот и мы сейчас в нашем помещении будем собирать информацию. Обобщать её, совершая определённую деятельность. |
учебные занятия. |
Организация |
Внимание коробка - сюрприз. |
Воспитанник под музыку |
мотивационной |
Что можно рассказать о |
вносит в класс коробку |
ситуации с целью |
коробке? |
сюрприз. |
побуждения желания |
Какая она? Из чего она |
Ответы воспитанников: |
размышлять над |
сделана? |
|
проблемными |
Вы хотите узнать что внутри? |
|
вопросами. |
Вот вам задача. У меня есть вода, орехи, бумага ( показываю ) |
|
|
Исключите, чего не может быть в коробке? Давайте проверим: льём воду, она вытекает. Теперь, кладём орехи в коробку.трясём. Они гремят. Наша коробка не гремит,значит, орехи исключаем. |
-Воды |
|
|
Теперь мы точно знаем, что в коробке? Что? Показываю |
-Бумага |
II. Деятельностный |
|
|
Сообщение темы |
Сегодня объектом нашего исследования будет бумага. Это тема нашего занятия И я записываю её. |
|
Беседа с |
Дадим определение бумаги. |
|
воспитанниками |
|
|
опираясь на опорные |
Что такое бумага? |
Бумага - это материал |
знания |
|
для письма, печатания, рисования, упаковки, гигиенических нужд и т.п. |
|
Из чего её делают? |
Бумагу делают из целлюлозы, которую в свою очередь получают из растительного материала (деревьев, кустов) или вторсырья- макулатура). |
|
Где изобрели бумагу? |
Бумагу изобрели в Китае в 3 в до н.э. Её делали из |
|
|
|
размоченных волокон |
|
Где производят бумагу? |
На бумажной фабрике. |
Экспериментальная |
Потрогайте бумагу. |
|
деятельность. |
У меня бумага шершавая, а у |
Гладкая |
Обследовательские |
вас? |
|
действия. |
У меня бумага цветная, а у |
Белая |
|
вас? |
|
|
Коробка сделана из картона она толстая, а бумага у вас в руках какая? |
Тонкая |
|
Посмотрите на бумагу и ещё |
Ребята называют |
|
раз скажите, какая она? |
определения. |
|
Напишем два |
Педагог записывает. |
|
понравившихся |
|
|
определения бумаги. |
|
Обследовательские |
Давайте вспомним |
|
действия с бумагой |
некоторые свойства бумаги. |
|
|
Возьмите маленький листик |
|
|
бумаги и попробуйте его |
|
|
-разорвать |
Ребята рвут бумагу и |
|
Что происходит с бумагой? |
отвечают на вопрос. |
|
Как мы используем э то |
(она рвётся) |
|
свойство в жизни? |
(делаем аппликации) |
|
|
|
Отрываем, тот кусочек бумаги, который нам нужен без ножниц. |
Диалог педагога с воспитанниками |
Прошу воспитанников дальше |
|
|
-смять, -разрезать, -свернуть, - капнуть на бумагу чернил -окунуть в воду -сложить |
Ребята действуют с бумагой и отвечают на вопрос: «Что происходит с бумагой? « Как мы используем это свойство в жизни» |
|
Благодаря этому свойству можно делать из бумаги великолепные поделки. Давайте на них посмотрим. (Презентация работ воспитанника) |
|
|
Давайте вспомним, что происходит с бумагой в ходе наших исследований? Давайте запишем три понравившихся глагола. Что происходит с бумагой? |
Мнётся, |
|
|
|
1. Смочить лист 2. Приложить цветные полоски к основному листу 3. Снять полоски с основного листа. Как результат лист бумаги окрашивается. |
|
Экспериментальная |
Приступаем к заданию |
Ребята рисуют под |
деятельность |
|
музыку. |
воспитанников |
|
На готовый фон помещают цветок, бабочку, кораблик. После завершения творческой работы ребята возвращаются на свои места |
|
Рассматриваем работы. Уточняем, благодаря какому свойству получились эти рисунки. |
Ответы воспитанников |
III. Завершающий |
|
|
Игра ТРИЗ: «Хорошо |
В конце занятия я предлагаю |
|
и плохо» |
вам поиграть в игру «Хорошо |
|
|
и плохо» мы опять делимся на две команды и выходим ко мне. 1 команда это люди пессимисты 2 команда это люди оптимисты |
|
|
1 ком.должна нам будет |
Участник высказывается |
|
доказать,что бумага это плохо |
и получает жетон |
|
2ком.должна доказать, что |
В конце игры |
|
бумага это хорошо. |
воспитанники |
|
Привожу пример: Бумага это |
подсчитывают жетоны и |
|
плохо, потому что она мнётся |
выясняют, кто выиграл. |
|
Бумага это хорошо, потому что она мягкая ... |
И садятся на места. |
|
Заключительная |
На самом деле бумага хорошо |
|
беседа. |
это или плохо решать вам. Вы можете, представит свою жизнь без бумаги?Как вы думаете можно заменить бумагу? Даже из наших исследований можно сделать вывод, что бумага это ценный материал для человека ведь человек повседневно сталкивается с бумагой и изделиями из неё. Это, если можно так сказать, общение с бумагой начинается в раннем детстве, Бумага широко используется в различных отраслях промышленности и в быту. Из неё делают массу различных товаров бытового назначения. В детском саду, детском доме, интернате, школе в институте невозможно обучение без учебников и тетрадей. Для всего этого нужно очень много бумаги! Что же надо делать, чтобы она не закончилась? Ответ прост: экономнее её использовать и беречь леса. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Что делали? На этом занятие наше закончено. Вам понравилось занятие? |
|
|
Презентация продуктов проекта и рефлексия - подведение итогов. опенка, самооценка. размышления над новым знанием или опытом, темой другого проекта.
Список литературы
1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
З.Зайцев Ю.В., Энциклопедия для детей «История древнего мира», ЗАО «Издательство «ЭКСМО - Пресс»», 2000 г., 144 стр.
4.Мусиенко С., Бутылкина Г. «Оригами в детском саду».
Б.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».
6. Нищева Н.В. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников есте-ственно-научных представлений в разных возрастных группах».
7. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Учебник «Мир вокруг нас» 4 кл.(Часть вторая) Москва: Издательство «Просвещение», 2003 г. - 208 стр.
8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки».
Э.Черныш И.В. «Забавные поделки».
Ю.Энциклопедия для детей «Всемирная история» т. 1, Москва АОЗТ издатель-ство «Аванта+» 1994 г., 702 стр.
И.Энциклопедия для детей «Страны. Народы. Цивилизации» т. 13, Москва ЗАО «Дом Книги «Аванта+»» 1999 г., 702 стр.
9. ешаков А.А., Крючкова Е.А., Учебник «Мир вокруг нас» 4 кл.(Часть вторая) Москва: Издательство «Просвещение», 2003 г. - 208 стр.
10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки».
Э.Черныш И.В. «Забавные поделки».
Ю.Энциклопедия для детей «Всемирная история» т. 1, Москва АОЗТ издатель-ство «Аванта+» 1994 г., 702 стр.
И.Энциклопедия для детей «Страны. Народы. Цивилизации» т. 13, Москва ЗАО «Дом Книги «Аванта+»» 1999 г., 702 стр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.