Проект

  • docx
  • 29.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Смирновой Светланы.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Уренская средняя общеобразовательная школа №1»
Уренского муниципального округа
Нижегородской области

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Сложносочинённые предложения.

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Смирнова Светлана,
ученик 9  «А» класса

Руководитель:

Жижина Валентина Ивановна,
учитель русского языка

 

 

 

 

 

г. Урень
2025 год

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Анализ ошибок в сложносочиненных предложениях………………...............6

3.Заключение……………………………………………………………………....8

4.Список изученных источников………………………………….........................9

5.Приложения……………………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.

 Сложносочиненные предложения  делают рассказ более полным и детальным. Они часто придают тексту красочность и помогают раскрыть смысл.  Благодаря сложносочинённым  предложениям  можно передать  более точно чувства, мысли автора и героев текста. 

   Проблемная ситуация: При написании сочинений у нас возникают трудности с использованием сложносочиненных предложений.

Проблема: Недостаток знаний о сложносочиненных предложениях не позволяет нам грамотно использовать  их в сочинениях.

Цель работы: Изучить структуру, виды и правила использования сложносочиненных предложений и обобщить информацию в виде буклета-памятки.

Проектный продукт: Буклет-памятка «Сложносочиненные предложения»

План работы:

Этапы работы

Сроки выполнения

Ответственные

1.Изучить теоретическую информацию  о сложносочиненных предложениях  и их использовании.

6.02.23-11.02.23

Смирнова Светлана

2.Работа над исправлением ошибок в сложносочиненных предложениях.

13.02.23-28.03.23

Смирнова Светлана

3.Обобщить полученные результаты в виде буклета-памятки

1.04.23-13.04.23

 

Смирнова Светлана Жижина В.И.

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ ошибок в сложносочиненных  предложениях

Ошибки в построении сложного предложения чаще всего связаны с неточным употреблением союзных средств, с нарушением соотношения видовременных форм глаголов-сказуемых, а также с неправильном порядком слов в предложении.

Ошибки в построении сложносочиненных предложений:

1.     Употребление противительных союзов а, но вместо соединительного союза иТигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2.     Употребление соединительного союза и вместо противительных союзов а, ноУндина была огорчена изменой своего возлюбленного, и он ничего не понимал.

3.     Употребление лишнего союза, в том числе постановка рядом однозначных союзов: Всем предприятиям было предложено представить заявки на потребное сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали.

4.     Тавтологическое употребление сочинительных союзов: Искали его три дня, но все напрасно, но (лишний союз) потом нашли в степи без чувств.

5.     Неправильное употребление двойных повторяющихся разделительных союзов: То озеро становится черным, вздувается, но (должно быть то) вот оно тихое, ласковое, нежное.

6.     Объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических структур (простого и сложного предложения): Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывали представление о вольнодумстве (правильно: но и как вольнодумство).

Также речевые грамматические ошибки связаны с  использованием сочинительных союзов при однородных членах предложения.

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило

Примеры неправильного построения

Примеры правильного построения

В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

 

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления.

В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза.

Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на).

Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.

Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении.

Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

 

Ошибки при использовании двойных союзов

При однородных членах предложения часто используют двойные союзы — союзы, состоящие из двух частей:

·         не только..., но и...;

·         если не..., то...;

·         как..., так и....

Ошибка № 1.

Распространено ставить части союза не перед теми словами, перед которыми надо.

Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены предложения, то есть должны ставиться непосредственно перед ними, а не перед другими словами.

Ошибка № 2.

Многие заменяют части союзов другими словами, смешивая разные союзы.

Но эти части постоянны, они должны использоваться именно в таких сочетаниях, какие перечислены выше.

-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     3.Заключение

Таким образом,

1.ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;

2.Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;

3.С помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;

4.Использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список изученных источников

 

1.     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0

2.     http://old148.uralschool.ru

3.     https://domashke.net

4.     https://www.proza.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Приложения

Буклет-памятка «Сложносочиненные предложения»

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru