Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
«Уренская средняя общеобразовательная школа №1»
Уренского муниципального округа
Нижегородской области
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Сложносочинённые предложения.
Работу выполнила:
Смирнова Светлана,
ученик 9 «А» класса
Руководитель:
Жижина Валентина Ивановна,
учитель русского языка
г. Урень
2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Анализ ошибок в сложносочиненных предложениях………………...............6
3.Заключение……………………………………………………………………....8
4.Список изученных источников………………………………….........................9
5.Приложения……………………………………………………………………….10
1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Сложносочиненные предложения делают рассказ более полным и детальным. Они часто придают тексту красочность и помогают раскрыть смысл. Благодаря сложносочинённым предложениям можно передать более точно чувства, мысли автора и героев текста.
Проблемная ситуация: При написании сочинений у нас возникают трудности с использованием сложносочиненных предложений.
Проблема: Недостаток знаний о сложносочиненных предложениях не позволяет нам грамотно использовать их в сочинениях.
Цель работы: Изучить структуру, виды и правила использования сложносочиненных предложений и обобщить информацию в виде буклета-памятки.
Проектный продукт: Буклет-памятка «Сложносочиненные предложения»
План работы:
Этапы работы |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1.Изучить теоретическую информацию о сложносочиненных предложениях и их использовании. |
6.02.23-11.02.23 |
Смирнова Светлана |
2.Работа над исправлением ошибок в сложносочиненных предложениях. |
13.02.23-28.03.23 |
Смирнова Светлана |
3.Обобщить полученные результаты в виде буклета-памятки |
1.04.23-13.04.23 |
Смирнова Светлана Жижина В.И.
|
Ошибки в построении сложного предложения чаще всего связаны с неточным употреблением союзных средств, с нарушением соотношения видовременных форм глаголов-сказуемых, а также с неправильном порядком слов в предложении.
Ошибки в построении сложносочиненных предложений:
1. Употребление противительных союзов а, но вместо соединительного союза и: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.
2. Употребление соединительного союза и вместо противительных союзов а, но: Ундина была огорчена изменой своего возлюбленного, и он ничего не понимал.
3. Употребление лишнего союза, в том числе постановка рядом однозначных союзов: Всем предприятиям было предложено представить заявки на потребное сырье, но однако некоторые из них своевременно этого не сделали.
4. Тавтологическое употребление сочинительных союзов: Искали его три дня, но все напрасно, но (лишний союз) потом нашли в степи без чувств.
5. Неправильное употребление двойных повторяющихся разделительных союзов: То озеро становится черным, вздувается, но (должно быть то) вот оно тихое, ласковое, нежное.
6. Объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических структур (простого и сложного предложения): Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывали представление о вольнодумстве (правильно: но и как вольнодумство).
Также речевые грамматические ошибки связаны с использованием сочинительных союзов при однородных членах предложения.
Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.
Правило |
Примеры неправильного построения |
Примеры правильного построения |
В однородный ряд нельзя объединять: 1) именные и глагольные сказуемые; 2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений; 3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия; 4) инфинитив (глагол) и существительное; 5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие); 6) разные видо-временные формы глаголов; 7) существительные в разных падежных формах. |
Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое). Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие). Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения) |
Он купил яблоки, орехи, другие продукты. Недостроенное здание было старое и обветшалое. Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.
|
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. |
В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением). Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением). |
В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему. Она услышала вопрос и ответила на него. |
Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. |
Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом). Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей). |
Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных). Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов. |
Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения. Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения. |
На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки). Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.) |
На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот. Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой. |
Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить. Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой. |
Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). |
Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре. Рассказ о мужчинах, женщинах. |
Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. |
Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. |
Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. |
Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.
Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.
Ошибки при использовании двойных союзов
При однородных членах предложения часто используют двойные союзы — союзы, состоящие из двух частей:
· не только..., но и...;
· если не..., то...;
· как..., так и.... ⠀
Ошибка № 1.
Распространено ставить части союза не перед теми словами, перед которыми надо.
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены предложения, то есть должны ставиться непосредственно перед ними, а не перед другими словами.
Ошибка № 2.
Многие заменяют части союзов другими словами, смешивая разные союзы.
Но эти части постоянны, они должны использоваться именно в таких сочетаниях, какие перечислены выше.
3.Заключение
Таким образом,
1.ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;
2.Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;
3.С помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;
4.Использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.
4.Список изученных источников
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0
2. http://old148.uralschool.ru
3. https://domashke.net
4. https://www.proza.ru
5. Приложения
Буклет-памятка «Сложносочиненные предложения»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.