МБДОУ «Детский сад № 92»
Проект «Берестяная Русь»
Автор проекта Углова Е.П.
Март 2022 год
Тип проекта: групповой.
Вид проекта: игровой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
По срокам реализации: долгосрочный
Цель проекта: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
Заинтересовать детей берестой как уникальным природным материалом для художественного ручного труда, имеющим уникальную культурологическую и этнографическую значимость.
Формировать исследовательский и познавательный интерес детей.
Задачи проекта: Систематизировать представления детей о народных традициях применении бересты.
Сформировать у детей представления об особенностях применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте.
Познакомить детей со свойствами бересты как природного материала, основными инструментами и приемами для ее обработки.
Научить детей элементарным приемам конструктивной деятельности в работе с берестой.
Способствовать развитию художественных, творческих и коммуникативных способов формирования личностных качеств детей: терпимость, сила воли, аккуратность, внимание.
Формировать желание быть носителем культуры своего народа.
Обогащать словарь детей, терминами, необходимыми для понимания ими процесса трудовой деятельности с берестой.
Актуальность проекта: В настоящее время большое внимание уделяется восстановлению старинных народных промыслов. Они возрождаются, прежде всего, там, где жива любовь к своему краю, к истории родного народа, где уделяется самое пристальное внимание развитию собственных национальных традиций.
В деле сохранения народного искусства большая роль отводится нам, взрослым. Приобщая детей дошкольного возраста к народному, мы обеспечим познание культуры своего народа, усвоение которой способствует патриотическому воспитанию подрастающего человека.
Проблема: Незнание народных традиций, народного промысла. Слабое развитие мелкой моторики рук.
Форма реализации проекта:
· беседы;
· конкурсы;
· чтение художественной литературы;
· практические занятия;
· организация выставок детских работ.
Ожидаемый результат:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательной активности.
2. Обогащение представлений детей и взрослых о пользе бересты.
3. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры.
Этапы работы над проектом
1 этап: Подготовительный
Подбор информации по теме, объявление для родителей, сбор природного материала для практической работу .
Цель: Развитие познавательного интереса к особенностям применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте. Развитие эмоционально-ценностного восприятия изделий из бересты как предметом русского народно-прикладного искусства. Формирование коммуникативных умений, навыков взаимодействия со сверстниками.
2 этап: Практический
Беседы, чтение художественной литературы, конкурс чтецов, выставка рисунков, непосредственная работа с берестой.
Цель: Познакомить детей со свойствами бересты как природного материала, основными приемами ее обработки. Научить детей основным приемам флористики в аппликации и простейшим приемам конструктивной деятельности при работе с берестой. Воспитание эстетических чувств. Развитие речи, памяти, мышления.
Вид деятельности |
Тема |
Цель |
Игровая деятельность:
|
1.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «У бабушки в гостях», «Прогулка в лес» 2. Подвижные игры: «: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», , «Горелки», «Ручеек»
3. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «С кем дружит береза?», «Назови ласково», Подбери пару», «Что с начало, что потом?»
4. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». |
Учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.
|
Художественно-речевая деятельность.
|
1.Беседа «Березка» 2.Беседа «Живое - не живое» 3. Беседа «Что такое береста и как ее используют?» 4. Работа с презентацией «Правила поведения в лесу», «Удивительные деревья мира». 5. Разучивание пословиц, поговорок о березе. 6.Конкурс «Сочиню я сказку про березку нашу» 7.Конкурс чтецов «Люблю березу русскую» 7 Чтение Л. Толстой «Как ходят деревья», «От чего в мороз трещат деревья» 8.Работа с презентацией «О деревьях в стихах» 9. Занятие по экологическому воспитанию «Деревья не только Земли украшение» 10. Занятие по формированию целостной картины мира «Путешествие в прошлое бумаги» 11. Литературная гостиная «По страницам сказок»
|
Расширить представление о самом почитаемом из деревьев в России берёзе, о хозяйственном значении её в жизни человека. Развивать у детей познавательную активность. Активизировать и обогатить их словарь. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней. Развивать речь, память, воображение, мышление у детей Показать значимость деревьев в жизни человека: деревья идут на нужды человека - строительство, изготовление бытовых предметов, сувениров, украшений. Деревья – это чистый воздух. Закреплять умение правильно вести себя в природе.
Расширить представления детей о видах сказочного жанра. Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;- Развивать способности творческого самовыражения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, симпатию. |
Исследовательская деятельность |
1.Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. 2.Исследование бересты под лупой.
|
Развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира
|
Художественно-эстетическая деятельность.
|
1.Конструирование из бересты «Кораблик» «Птичка на веточке 2.Аппликация из бересты «Бабочка- красавица» «Ваза с цветами» 3 Рисование по бересте: «Валентинка- тем кого люблю» 4. Изготовление из бересты солнышка (к Масленице) 4. Фотовыставка «Природа моего края» 5Выставка рисунков «В любое время года березка хороша!» |
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе проекта. Развивать мелкую моторику рук.
|
Образовательная область «Труд» |
1.
Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев |
Развивать трудовые навыки: силу, выносливость. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе |
Работа с родителями. |
1.Папка передвижка: «Русская красавица» «Березовое царство - лучшее лекарство» 2.Консультации: «Прогулка с ребенком» 3. Изготовление совместно с детьми работ из бересты на выставку «Берестяное чудо» 4. Совместное мероприятие «Масленица» |
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. Развитие творческих способностей детей и родителей. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом. |
|
|
|
3 этап: Заключительный
Организация выставки работ из бересты «Берестяная Русь»
Цель: Воспитание эстетических чувств. Поддержание мотивации участников проекта. Определение победителей и обобщение результатов проекта
Вывод: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1.Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2.Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3.Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Берестяная Русь».
4.Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали березу в разное время года, отметили ее хозяйственное значение для жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива, целебна.
А изделия из березы пользуются большой популярностью.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Воспитатели нашей группы и дальше планируют проводить проекты экологической направленности.
Литература:
1. Плетение из лозы и других материалов Издательство Проф-Пресс, 2000 г.
2. Трапезников Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты Издательство: Нива России.
3.Анов Н. В. Живая старина. (Очерки Великого Устюга) / / Советское краеведение. 1936. №9.
4. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. Стр. 65-68. Вологда.
5. Бакущинский А.В. Роспись по дереву , бересте и папье-маше.Москва 1933 г.
6. Барадулин В.А. Уральская береста. Сборник трудов НИИХП, Москва 1967 г
7. Барадулин В.А.Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу.Свердловск 1982
8. БарадулинВ.А.Сельскому учителю о народных промыслах.М.,«Просвещение»,1979 г
9. Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.