Проект Берестяная Русь
Оценка 4.8

Проект Берестяная Русь

Оценка 4.8
doc
09.04.2022
Проект Берестяная Русь
проект берестяная Русь.doc

МБДОУ «Детский сад № 92»

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Берестяная Русь»

 

 

 

Автор проекта  Углова Е.П.

 

 

 

 

 

 Март  2022 год

 

 

 

 

 

Тип проекта: групповой.

Вид проектаигровой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

По срокам реализации:  долгосрочный

Цель проекта: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края. 

           Заинтересовать детей берестой как уникальным природным материалом для художественного ручного труда, имеющим уникальную культурологическую и этнографическую значимость.

           Формировать исследовательский и познавательный интерес детей.

 

Задачи проекта: Систематизировать представления детей о народных традициях  применении бересты.

         Сформировать у детей представления об особенностях применения бересты в русском  народном искусстве и традиционном быте.

         Познакомить детей со свойствами бересты как природного материала, основными инструментами  и приемами для ее обработки.

         Научить детей элементарным приемам  конструктивной деятельности в работе с берестой.

          Способствовать развитию художественных, творческих и коммуникативных способов формирования личностных качеств детей: терпимость, сила воли, аккуратность, внимание.

          Формировать желание быть носителем культуры своего народа.

          Обогащать словарь детей, терминами, необходимыми для понимания ими процесса трудовой деятельности с берестой.

 

Актуальность проекта: В настоящее время большое внимание уделяется восстановлению старинных народных промыслов. Они возрождаются, прежде всего, там, где жива любовь к своему краю, к истории родного народа, где уделяется самое пристальное внимание развитию собственных национальных традиций.

В деле сохранения народного искусства большая роль отводится нам, взрослым. Приобщая детей дошкольного возраста к народному, мы обеспечим познание культуры своего народа,  усвоение которой способствует патриотическому воспитанию подрастающего человека.

 

     Проблема:  Незнание народных традиций, народного   промысла.  Слабое развитие мелкой моторики рук.

 

     Форма реализации проекта:

·        беседы;

·        конкурсы;

·       чтение художественной литературы;

·       практические занятия;

·       организация выставок детских работ.

 

 

 

Ожидаемый результат:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательной активности.

2. Обогащение представлений детей и взрослых о пользе бересты.

3. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры.

                                       Этапы работы над проектом

1 этап:  Подготовительный

Подбор информации по теме, объявление для родителей, сбор природного материала для практической  работу .

         Цель:  Развитие познавательного интереса к особенностям применения бересты в русском народном искусстве и традиционном быте. Развитие эмоционально-ценностного восприятия изделий из бересты как предметом русского народно-прикладного искусства.  Формирование коммуникативных умений, навыков взаимодействия со сверстниками.

2 этап:  Практический

Беседы, чтение художественной литературы, конкурс чтецов, выставка рисунков, непосредственная работа с берестой.

          Цель:  Познакомить детей со свойствами бересты как природного материала, основными приемами ее обработки. Научить детей основным приемам флористики  в аппликации и простейшим приемам конструктивной деятельности при работе с берестой.  Воспитание эстетических чувств. Развитие речи, памяти, мышления.

 

Вид деятельности

Тема

Цель

Игровая деятельность:

 

1.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «У бабушки в гостях», «Прогулка в лес»

2. Подвижные игры: «: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», , «Горелки», «Ручеек»

 

3. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу»,  «С кем дружит береза?»,  «Назови ласково»,  Подбери пару», «Что с начало, что потом?»

 

4. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

Учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-речевая деятельность.

 

1.Беседа «Березка»

2.Беседа «Живое - не живое»

3. Беседа «Что такое береста и как ее используют?»

4. Работа с презентацией «Правила поведения в лесу», «Удивительные деревья мира».

5. Разучивание пословиц, поговорок о березе.

6.Конкурс «Сочиню я сказку про березку нашу»

7.Конкурс чтецов «Люблю березу русскую»

7 Чтение Л. Толстой «Как ходят деревья», «От чего в мороз трещат деревья»

8.Работа с презентацией «О деревьях в стихах»

9. Занятие по экологическому воспитанию «Деревья не только Земли украшение»

10. Занятие по формированию целостной картины мира «Путешествие в прошлое бумаги»

11. Литературная гостиная «По страницам сказок»

 

Расширить представление о самом почитаемом из деревьев в России берёзе, о хозяйственном  значении её в жизни человека. Развивать у детей познавательную активность. Активизировать и обогатить их словарь.

Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.  Развивать речь, память, воображение, мышление у детей

Показать значимость деревьев в жизни человека: деревья идут на нужды человека - строительство, изготовление бытовых предметов, сувениров, украшений. Деревья – это чистый воздух. Закреплять умение правильно вести себя в природе.

 

Расширить представления детей о видах  сказочного жанра. Продолжать учить детей  давать оценку поступкам персонажей сказок;- Развивать  способности творческого самовыражения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, симпатию.

Исследовательская деятельность

1.Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. 2.Исследование бересты под лупой.

 

Развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира

 

 

 

Художественно-эстетическая деятельность.

 

1.Конструирование из бересты «Кораблик»

«Птичка на веточке

 2.Аппликация из бересты

«Бабочка- красавица»

«Ваза с цветами»

3 Рисование по бересте: «Валентинка- тем кого люблю»

4. Изготовление из бересты солнышка (к Масленице)

4. Фотовыставка «Природа моего края»

5Выставка рисунков «В любое время года березка хороша!»

Развивать познавательные  и творческие способности детей в процессе проекта. Развивать мелкую моторику рук.

 

Образовательная область «Труд»

1. Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев
2. Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега

Развивать трудовые навыки: силу, выносливость. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Работа с родителями.

1.Папка передвижка: «Русская красавица»

«Березовое царство - лучшее лекарство»

2.Консультации: «Прогулка с ребенком»

3. Изготовление совместно с детьми работ из бересты на выставку «Берестяное чудо»

4. Совместное мероприятие «Масленица»

Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.    Развитие творческих способностей детей и родителей.

Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

 

 

 

 

 

           3 этап:  Заключительный

Организация выставки работ из бересты  «Берестяная Русь»

Цель:  Воспитание эстетических чувств.  Поддержание мотивации участников проекта. Определение победителей и обобщение результатов проекта

 

Вывод:     В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

            По итогам работы было отмечено:

1.Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.   

2.Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3.Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Берестяная Русь».

4.Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

 

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали  березу в разное время года, отметили ее  хозяйственное значение для  жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива,  целебна.

 А изделия из березы пользуются большой популярностью.

 

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Воспитатели нашей группы  и дальше планируют  проводить проекты экологической направленности.

 

Литература:

1. Плетение из лозы и других материалов  Издательство Проф-Пресс, 2000 г.

2. Трапезников Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты   Издательство: Нива России.

3.Анов Н. В. Живая старина. (Очерки Великого Устюга) / / Советское краеведение. 1936. №9.

4. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. Стр. 65-68. Вологда.

5. Бакущинский А.В. Роспись по дереву , бересте и папье-маше.Москва 1933 г.

6. Барадулин В.А. Уральская береста. Сборник трудов НИИХП, Москва 1967 г

7. Барадулин В.А.Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу.Свердловск 1982 

8. БарадулинВ.А.Сельскому учителю о народных промыслах.М.,«Просвещение»,1979 г

9. Интернет ресурсы.




Скачано с www.znanio.ru

МБДОУ «Детский сад № 92»

МБДОУ «Детский сад № 92»

Тип проекта: групповой. Вид проекта : игровой, исследовательский, творческий

Тип проекта: групповой. Вид проекта : игровой, исследовательский, творческий

Ожидаемый результат: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательной активности

Ожидаемый результат: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательной активности

Художественно-речевая деятельность

Художественно-речевая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Заключение: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы

Заключение: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2022