МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №4 «АЛЁНУШКА»
КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ
Карасук 2019
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАШ ДЕВИЗ: «Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде!!!»
ЭМБЛЕМА МЕРОПРИЯТИЯ: дети на земном шаре, изображение символизирующее значение мяча и активных форм деятельности на планете Земля.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование мотивации на укрепление своего здоровья посредством упражнений с мячом.
ЗАДАЧИ: ПРОЕКТА:
1.Развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования мяча как предмета для игр и упражнений.
2. Развитие стремления к анализу и использованию опыта других и своего собственного; использование мяча в играх и физкультурных упражнениях.
3. Совершенствование двигательных умений детей в процессе упражнений и игр с мячом.
4. Формирование у детей познавательных умений:
ü Активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения;
ü Наблюдать, проводить опыты;
ü Сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждения на основе установления причинно-следственных связей;
ü Творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.
5. Углубление и систематизация знаний о видах, свойствах мяча и вариантах его использования.
МЕТОДЫ ПРОЕКТА: Игровые методы, поисковые, исследовательские
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
1. Методическое: Литература о создании мяча в историческом аспекте, книги, иллюстрации, картинный материал
2. Материально-техническое: Предметно-пространственная среда для подвижных игр, разнообразные виды мячей
3. Диагностико-дидактическое: Альбомы, открытки, иллюстрации на тему «Мяч»; разнообразные виды мячей, бумага белая и цветная, цветные карандаши, фломастеры, кисти и краски, атрибуты для игр; мячи из различного материала, воздушные шары, книги; опорные картинки для рассказывания.
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА: Развитие младших
дошкольников посредством игры в
мяч.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети разных возрастных групп, воспитатели, инструктор по физической культуре
ТИП ПРОЕКТА: спортивно-познавательный
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 3 месяца
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА: День игр «Мой друг весёлый мяч»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
I этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.
Проблема исследования:
1. Почему мы метаем набивной тяжёлый мяч, а отбиваем от пола резиновый.
2. Почему прыгаем на больших мячах, а садиться на маленькие резиновые мячи нельзя?
3. Почему с кожаным волейбольным мячом нельзя плавать?
4. Какие упражнения можно выполнять с разными видами мячей?
Гипотеза исследования:
1. Изучение истории появления и преобразования мяча, его разновидности способы использования в играх, спорте, медицине.
2. Исследование свойств мячей и их возможности.
3. Ознакомление с правилами безопасности в играх с мячом, научить их выполнять.
4. Освоение:
Упражнений с различными видами мячей;
Игровых упражнений с мячами;
Подвижных игр с мячом;
Элементов подвижных игр с мячом.
Результаты исследования:
Коллекция фотографий, рисунков, иллюстраций мячей;
Картотека игр, игровых упражнений, комплексов с мячом; Выставка рисунков детей «Мой весёлый звонкий мяч»; Сборник стихов, загадок, рассказов о мяче.
II этап. Организация исследования в рамках проекта.
1.Эксперементальная деятельность с постановкой проблем:
• Почему мяч круглый?
• Бывают ли мячи другой формы?
• Из чего делают мячи?
• Почему некоторые мячи полые внутри, а некоторые набиты разными материалами?
• Какие мячи тонут, а какие нет?
• Что происходит с нашим организмом (сердцем, лёгкими, мышцами, кожей) после бега за мячом, прыжков на мяче?
2. Сбор и систематизация информации о мяче: Чтение стихов, загадок, рассматривание иллюстраций о мяче;
• Сбор материала (стихи, загадки, песенки, рисунки) о мяче, оформление альбома;
• Фотосессия «Мы играем в мяч» (создание фотоальбома);
• Беседа «Лечебные свойства мяча» (массажные, музыкальные);
• Беседа «Где родился звонкий мяч?» (история появления и развития мяча).
3. Физкультурная деятельность детей (занятия, прогулки, игры):
• Физкультурные занятия:
• «В стране весёлых мячей»
• «Поиграйка»
• Упражнения с различными видами мячей.
• Разучивание подвижных и спортивных игр с мячом.
4. Творческая деятельность детей:
Придумывание загадок о мяче дома и в группе; Игры с разными видами мячей.
III этап. Презентация результатов исследовательской деятельности:
Оформление выставки «Такой разный мяч» в ДОУ: коллекция мячей, их фотографии, рисунки, иллюстрации; картотека игр, игровых упражнений, комплексов упражнений с мячом; выставка рисунков «Мой весёлый звонкий мяч».
День игр «Мой друг – весёлый мяч»
Презентация сборника «Всё о мяче» (с загадками, стихами, рисунками о мяче).
Развлечение «Знатоки мяча».
Приложение 1.
В.Берестов Т. Шотт
Бьют его,а он не злится. Мяч большой и толстобокий, Он поет и веселится. надувает мячик щёки.
Потому что без битья Ты не лопни от обиды, Нет для мячика житья. что бока всё время биты.
Тренируется игрок, –
Н. Радченко подставляй небитый бок
Мой веселый мячик
Прыгает и скачет: Н. Родивилина
Прыг-скок - в уголок, Круглый я, как колобок. А потом обратно. У меня упругий бок. Вок как мы вечерок Весел очень и прыгуч, Провели приятно! Долететь могу до туч!
Жизнь, конечно, не легка -
Т. Прокушева Постоянно бьют бока,
Разноцветный мячик Но ударов не боюсь,
По дорожке скачет. В крепкой форме остаюсь
Прыгает, не бьётся, Не давайте мне лежать, В руки не даётся! Я могу и убежать,
Без движенья - хоть заплачь! Г. Кузнец Угадали? Это мяч!
Скачет мячик прыг да скок,
Скачет мячик на порог. О. Христолюбова
Скачет десять раз подряд Не стоит на месте Вовка:
От ладошки и назад. И вприпрыжку он,
И вскачь.
Е. Горбовская "У меня есть мячик ЛОВкий!"
Что такое, что за шум? "Как быть может - ловким - мяч?"
Скачет мячик: бум-бум-бум! "Высоко его бросаю,
Прыг-прыг-прыг и скок-скок-скок, - Бью с разбега - далеко,
Укатился под кусток. Всё равно его поймаю,
ЛОВкий - ЛОВится легко!"
И. Оленева
Мячик прыгает – резвится! Е. Эрато
Как ему остановиться? По дорожкам сада, вскачь,
Только руки опустил- Побежал упрямый мяч, И мой мячик загрустил! И весёлою гурьбой
Позвал ребят всех за собой. Н. Зубарева Сине-красные бока,
Мяч под кресло закатился К нему притронешься слегка,- И лежит там, затаился. Он земли коснётся, Как теперь в футбол играть? А в руки не даётся.
Чем голы мне забивать? Эй, довольно там валяться, Мне пора тренироваться! Вылезай-ка, хитрый мячик, Здесь тебя заждался мальчик! Я дружком тебя считал, Без тебя мне скучновато! Я бы сам тебя достал, Жаль, что ручки маловаты!
Сборник Е. Железновой:
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мячик - мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Мячик, мамочка, не прячь
Мне бросай обратно мяч Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Н. Эпатова Купили мячик Насте, Сказал он громко: «Здрасте!». Звонко шлепнулся об пол И скакать, скакать пошел. Вот чудесная игрушка Ни кольцо, ни погремушка. Его стукнешь лишь ладошкой, А он прыгает, как кошка. Купили мячик Насте,
Сказал он громко: «Здрасте!».
Я играю им впервые. Правда мячики живые?
Летит мой мяч, Летит к тебе, Смотри, не прозевай! Лови его, держи его
И снова мне бросай.
Друг весёлый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо мне с ним играть!
Круглый мячик без запинки
Скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко
От земли к руке так близко
Скок и скок и скок и скок Не скачи под потолок
Скок и скок и стук и стук Не уйдёшь от наших рук.
Кацо Мячик в луже, мячик в луже,
Никому-то он не нужен. Прыгал, прыгал целый день, Всякий бил, кому не лень.
И с помятыми боками,
Ссадинами, синяками
Он теперь в большой беде – Он один лежит в воде.
Мой славный мяч, Забавный мяч На месте не сидит! Возьму его, пущу его, И снова он летит!
С.Маршак Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал. Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад. А потом ты покатился И назад не воротился. Покатился в огород, Докатился до ворот,
Подкатился под ворота, Добежал до поворота.
Там попал под колесо. Лопнул, хлопнул вот и всё!
Н. Кечатова Подарили Дане мяч - Мяч к нему пустился вскачь.
Он весёлый и упругий :
Прыг да скок - и прямо в руки! Прыг да скок , прыг да скок - Замечательный дружок !
Что такое? - Даня плачет,
В уголке притихший мячик Даня, Данечка, не плачь !
Кто тебя обидел ? - Мя-а-ач! Я его об стенку - хлоп !
Отскочил и прямо в лоб
Просто шутит твой дружок - Прыг да скок, прыг да скок!
Зря не дуйся , милый Данька - Вон и мячик грустный , глянь-ка !
Приложение 2. Загадки про мяч |
В. Стручков
Резиновый Арбузик Скачет на пузе. (Мяч)
Круглый я как Шар земной Все гоняются за мной.
Лупят ногами, руками, А я убегаю - прыжками. (Мяч)
Звонкий, громкий и прыгучий
Улетает аж за тучи И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
У Непоседы - паренька.
Круглые бока. Ударишь - не плачет, А всё выше скачет. (Мяч)
Кто там скачет по дорожке Прыг, скок, кувырок И забился в уголок. (Мяч)
Резиновое пузо!
Пузо арбуза.
Бьют его не плачет.
День - деньскою скачет.
(Мяч)
Сделан из резины.
Купили в магазине Скачет звонко В руках ребёнка! (Мяч)
Узнаёте Циркача!
Он умчался топоча. Прыгал звонко у ребят - Закатился в палисад.
И теперь из палисада Доставать беднягу надо. (Мяч)
С. Мельников
Люди бьют его руками,
Головою и ногами,
Клюшкой по траве катают,
В сетку и кольцо кидают,
Вверх взлетает птицей вольной И ему совсем не больно.
В лоб ударит, ты не плачь. Называется он… (Мяч! )
Приложение 3.
Картотека игр, игровых упражнений, комплексов с мячом в семье
Цель игры: учить ребенка действовать с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать, ловить.
Для этой игры вам понадобятся любые предметы шарообразной формы (диаметром 3-8 см), которые вы найдете у себя в квартире: различные мячи – для большого тенниса, резиновые, пластмассовые; шарики для настольного тенниса, шарики от сломанных погремушек, шарики из скомканной бумаги и т.п.; гладильная доска, закрепив один конец которой на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для скатывания и ловли.
Содержание. В игре одновременно участвуют либо мама с ребенком, либо возможно объединение двух детей. Первый ребенок встает у приподнятого над полом конца горки. Рядом с ним в коробочке 3–4 шарика или небольших мячика. Второй ребенок стоит в 2–3 шагах от опущенного на пол конца горки. У него в руках пустая коробочка. Первый ребенок берет по одному шарику из коробочки и одной рукой скатывает их с горки. А второй ребенок в это время ловит скатывающиеся шарики и складывает их в пустую коробочку. Собрав шарики, он вместе с этой коробочкой идет на место первого ребенка скатывать шарики, а первый ребенок – на его место, т.е. дети меняются местами.
Советы маме. При объяснении игры попросите папу или другого члена семьи помочь вам. Например, мама будет скатывать шарики, а папа их ловить и складывать в коробочку.
Все действия мама сопровождает стихотворением:
Шарик с горки покатился (Мама достает шарик из своей коробочки и скатывает его с горки одной рукой)
И в коробке очутился. (Папа ловит скатившийся шарик и кладет его в свою коробочку.) Мы с тобой его возьмем
И на горку принесем. (Коробочка с пойманными шариками приносится к началу горки.)
Постарайтесь объяснить малышу, что если мячик или шарик просто класть на доску или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца. При ловле скатывающихся шариков ребенок сначала, будет ловить их двумя руками – так ему на первых порах удобнее. Но напоминайте малышу, чтобы он старался ловить шарики одной рукой (правой и левой).
Цель игры: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч вдаль.
Эту игру лучше проводить в зимнее время, т.к. желательно, чтобы ребенок смог предварительно потренироваться в лепке снежков на улице.
Для этой игры вам придется сделать несколько мягких поролоновых мячей (например, из поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие).
Содержание. Дома покажите малышу мячики и предложите слепить из них "снежки": "Ванюшка, давай мы с тобой сейчас слепим снежные комочки". Мама, сжимая мячик между ладонями, показывает, как лепить "снежок": "Смотри, Ванюшка, комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!" Ребенок повторяет за мамой движения. "Ну, покажи, какой "снежок" у тебя получился. Какой хороший у тебя "снежок"! Молодец! Давай еще слепим" – мама дает возможность малышу слепить еще 3 комочка. "А теперь бросай "снежки" мне, я буду их ловить!" Ребенок бросает мячи-комочки одной рукой маме. Мама делает вид, что ловит "снежки", но поймать или удержать их не может: "Как много "снежков". Я их и поймать не смогла! Давай соберем "снежки" и снова поиграем". Мама с малышом собирают мячи и игра повторяется.
Советы маме. В игре ребенок лепит всего 4 снежных комочка: 2 – для бросания правой
рукой, 2 – для бросания левой рукой. Напоминайте малышу, чтобы он с усилием нажимал на мяч во время лепки "снежка" и чтобы у него сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки. Предложите просто помять мяч пальцами рук. При бросании "снежков" малыш будет стремиться подойти к вам поближе, поэтому старайтесь держаться от него на два– три шага.
Цель игры: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.
Для этой игры вам понадобятся любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги. В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться.
Поставьте корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее по кругу разложите 4–5 цветных кружочков или выложите круг из длинного шнура. Встав у обозначенного места (цветной кружок, шнур), мама показывает малышу, как можно забросить мячи в корзину: "Посмотри, как я умею! Хочешь тоже поиграть?"
Ребенок становится на круг или в любом месте около шнура. Мама кладет перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с другой стороны корзины, чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает словами:
Мяч одной рукой возьмем Наклоняются и берут по одному мячу.
И к плечу поднимем. Поднимают руку с мячом вверх к плечу.
На корзину поглядим. Смотрят на корзину.
Мяч в корзину кинем. Бросают мяч в корзину одной рукой.
Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем мама с малышом собирают брошенные мячи в свои коробочки, и игра повторяется.
Советы маме. Чтобы мячик не выскакивал из корзины (тазика, коробки), положите на его дно сложенное детское одеяло, толстую фланелевую пеленку или небольшую подушку.
На начальном этапе обучения бросанию предмета в корзину расстояние до цели не должно превышать 60 см, так как дети в этом возрасте не бросают, а кладут предметы в цель. С течением времени расстояние до цели увеличивается.
Сначала малыш будет спешить побыстрее забросить все мячи в корзину ведущей рукой. Объясните ему, что торопиться не надо. Пусть он выполняет каждый бросок под слова стихотворения. Напоминайте ему, что бросать мячи в корзину надо сначала правой, потом левой рукой.
При метании в цель большинство детей этого возраста бросают предметы одной рукой от плеча, как рассмотрено выше. Покажите малышу и способ метания одной рукой снизу, так как, используя этот способ, ему будет легче попасть точно в цель.
Для сохранения интереса малыша вы можете менять высоту "цели", ставя тазик на предметы разной высоты. А летом в хорошую солнечную погоду бросайте мячи в тазик с водой.
Варианты игры. Чтобы сохранить интерес ребенка к игре используйте для метания: кубики, маленькие мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или
коробку; разноцветные мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100
граммов.
Такие мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.
Цель игры: учить ребенка метанию вдаль разными руками.
На одной стороне комнаты мама кладет на пол цветные кружочки (шнур, приклеивает полоску пластыря) – это "берег". В 2–3 метрах от берега расстилает простынь (большую пеленку, покрывало или какую-нибудь ткань), желательно голубоватого оттенка – это "речка". Для метания лучше использовать бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи) – это "камушки".
Содержание. Мама кладет в коробочку 4–6 бумажных шаров, ставит их у обозначенного места (кружок, шнур, полоска пластыря) и предлагает малышу, стоя на "берегу", бросать "камушки" в "речку". Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами:
К бережку мы подойдем Подходят к "берегу"
В руки камушки возьмем, Наклоняются и берут каждой рукой по шарику
Руку правую поднимем, Поднимают правую руку вверх
Камушек мы в речку кинем. Бросают шарик в "речку" правой рукой
Ручку левую поднимем, Поднимают левую руку вверх
Тоже камушек мы кинем. Бросают шарик в "речку" левой рукой
В зависимости от того, сколько бумажных шариков вы положили в коробочку, наклоняться за ними вам придется 2 или 3 раза. Затем мама предлагает достать "камушки" из "речки". Пусть ребенок залезет в "речку" и побарахтается в ней: лежа на животе или на спине подрыгает руками и ногами, изображая купание, перекатывается с боку на бок и т.п. Собрав "камушки" и вернувшись на "берег", вы сможете повторить игру.
Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается.
Для разнообразия вы также можете использовать мешочки, наполненные крупой (см.
"Мячи в корзине").
Цель игры: учить ребенка метанию вдаль одной рукой (правой и левой).
Содержание. См. игру "Брось в речку". Но "речка" располагается на расстоянии 1,5-2 м от "берега", чтобы ребенок смог перекинуть через нее "камушек". Через "речку" перекидывается "мостик" - доска. Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами:
К бережку мы подойдем Подходят к "берегу".
В руки камушки возьмем, Наклоняются и берут каждой рукой по шарику.
Ручку правую поднимем, Поднимают правую руку вверх.
Через речку перекинем. Бросают шарик через "речку" правой рукой.
Ручку левую поднимем, Поднимают левую руку вверх.
Тоже камень перекинем! Бросают шарик через "речку" левой рукой.
"Какие мы с тобой молодцы! - говорит мама – Все камушки на другой берег перебросили. Давай теперь по мостику пройдем, камушки соберем и обратно принесем". Ребенок идет по доске, собирает "камушки" и возвращается тем же путем обратно.
Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль, расстояние от ребенка до речки увеличивается.
Для разнообразия вы также можете использовать мешочки, наполненные крупой (см.
"Мячи в корзине").
ДОГОНИ МЯЧ.
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мячи» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.
Мячей должно быть столько, сколько детей, чтобы каждый ребёнок мог догнать мяч и положить его в корзину.
Вариант игры. Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзины, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики…. Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры педагог называет, кто какой шар принес: красный, желтый и т. д.
С шарами из пластмассы игру можно проводить и на участке, и на полянке; с деревянными полированными шарами лучше играть в помещении, на ковре, чтобы не портить их.
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке, (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Первое время игра проводится с небольшой группкой детей, постепенно количество играющих увеличивается.
Приложение 4.
Оздоровительная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие веселых мячей»
Программное содержание: Развивать общую физическую активность детей; развивать мышечную выносливость детей для укрепления опорно-двигательного аппарата. Совершенствовать навык выполнения корригирующих движений. Формировать правильный свод стопы. Обеспечить индивидуально-максимальную нагрузку на каждого ребенка.
Оборудование: Дорожка из пластмассовых крышек, плетенная дорожка, мешочки с камешками, коврики массажные.
– Ой, тут мячики заскучали давайте их мы в руки возьмем
- Ходьба обычная с мячом в руках
* «Погреем на солнышке» - ходьба на носках, (поднять мяч вверх) с поднятыми руками.
* «Мяч за голову» - ходьба на пятках с опущенным за голову мячом.
* Бег в медленном темпе с мячом в руках.
* Ходьба с высоким подниманием коленей с мячом в вытянутых вперед руках. (Зашагали ножки дальше по дорожке) * Бег в среднем темпе.
* Обычная ходьба с остановкой по сигналу.
1) «Подними мяч»
И-п: стоя, ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. В: поднять мяч над головой, посмотреть на него и опустить, вернутся в и-п. (4-5 раз)
2) «Покажи соседу»
И-п: стоя, ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу. В: повороты туловища в стороны с отведением рук. (4-5 раз)
3) «Вышел мячик погулять»
И-п: сидя на коленях, мяч на коленях. В: прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево, помогая руками. (4-5 раз вышел мячик погулять, прокатился вокруг домика, вокруг себя)
4) «Мячик на горку закатился и домой возвратился»
И-п: сидя на полу, ноги прямые, мячик в согнутых руках у груди. В: прокатывание мяча по прямым ногам, сидя на полу. (4-5 раз)
5) «Прыгаем как мячики»
И-п: ноги слегка расставлены, мяч в обеих руках перед собой.
Ходьба в колонне по одному с мячом в руках. (6-8 прыжков 2 раза)
Дыхательное упражнение
«Рисуем мячик» (Сделать глубокий вдох, на выдохе- нарисовать мяч в воздухе)
Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»
Развеселились мячи, наигрались. Теперь пора и отдохнуть. А мячи пусть наберутся сил для следующей встречи (1 раз)
Приложение 5.
Задачи: Закрепить комплекс упражнения с мячом; совершенствовать навыки прыжков на двух ногах; развивать мелкую моторику, воспитывать желание заниматься физической культурой.
Оборудование: комплект мячей (по одному на каждого ребенка, один мяч большого диаметра.
Ход деятельности Вводная часть
Упражнение “Большие ноги – маленькие ножки”.
1. Ходьба по кругу друг за другом широким шагом – Большие ноги шли по дороге.
2. Бег по кругу друг за другом – Маленькие ножки бежали по дорожке 1 круг. Задания повторить 3 раза.
Напомнить детям, какие мячики “живут” в корзине – веселые, прыгучие, непослушные. А чтобы они никуда не убегали, мячики надо крепко-крепко держать (раздвинуть пальцы и прижать их к мячику).
Раздать мячи, построение произвольное, дети стоят лицом к педагогу.
ОРУ с мячом
Любят мячик малыши.
Мяч бери, играть спеши!
Вот какой красивый мяч!
Ой, он покатился вскачь.
Раздать мячи, построение произвольное, дети стоят лицом к педагогу. 1. Мячик мы поднимем вправо, А теперь опустим вниз. Мячик мы поднимем влево, И его опустим вниз.
И. п – ноги вместе, руки с мячами внизу .
Выполнение: 1-2 поднять в сторону правую руку с мячом, 3-4 опустить правую руку вниз, 5-6 поднять в сторону левую руку с мячом, 7-8 и. п. (повторить 4 раза)
2. Мячики по очереди
Вверх мы поднимаем, А потом по очереди Вниз их опускаем.
И. п. – ноги слегка расставлены, руки с мячами внизу.
Выполнение: 1-2- поднять вперед- вверх правую руку с мячом, 3-4 опустить правую руку с мячом, 5-6 – поднять вперед- вверх левую руку с мячом, 7-8- опустить левую руку с мячом. (Повторить по 2 раза каждой рукой.) 3. Быстро, быстро мы присядем, А потом мы быстро встанем.
И. п. - ноги слегка расставлены, руки с малыми мячами внизу.
Выполнение: 1-2-присесть, дотронуться до пола малыми мячами, 3-4- встать, вытянуть руки с малыми мячами вперед. 5-6 – и. п. (Повторить 4 раза)
ОВД
1. Прыжки на двух ногах возле мяча «прыгаем как мячик»
2. Игра – упражнение Девочки и мальчики,
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают как мячики, Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
3. Подвижная игра “Мой веселый звонкий мяч” - Мяч смотрел на нас и тоже захотел поиграть. Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой.
(Дети прыгают на двух ногах, затем убегают от катящегося мяча – 3 раза.)
Игра на дыхание “Надуем шарик” – соединить пальцы рук, дуть в отверстие.
Приложение 6.
Цели: Совершенствовать через игру движения с мячом: подбрасывать и ловить его, прокатывать. Поощрять детей в использование своего двигательного опыта в разнообразных игровых ситуациях. Воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, узнавать больше подвижных игр.
Ход деятельности:
- Ребята, мы сегодня с вами будем играть в интересные игры, и у нас сегодня будет помощник, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку! Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет.
Дети: Мяч.
- Да, конечно же это мяч. А как вы думаете - для чего еще нужны мячи?
- Играть, катать, бросать, делать упражнения.
- Конечно же мячи помогают нам выполнять очень интересные упражнения:
Чтобы крепла мускулатура
И болезни нипочем,
Вы, ребята, выполняйте Упражнения с мячом.
На зевай и не ленись, На разминку становись!
(комплекс упражнений с мячом нужно брать тот который дети хорошо знают.)
- Разминку мы сделали, а сейчас поиграем!
1. «Прокатим мяч по дорожке».
(Чертится мелом, выкладываются шишками, ленточками, кубиками или ставятся ориентиры определяющие дорожку.)
- Нужно прокатить мяч по узенькой дорожке не выходя за пределы дорожки.
2. «Кто дальше бросит мяч».
(определяется место расположения детей)
- По сигналу дети бросают мячи, определяется - кто дальше бросил?
3. «Кто быстрей найдет свой домик? ».
На игровой площадке находятся домики по цвету мячей (например: четыре домика.
- Дети с мячами бегают врассыпную по игровой площадке, по сигналу они должны найти домик.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч! »
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился в скач, Красный, желтый, голубой Не угнаться за тобой.
- По окончанию слов дети догонают мяч, кто первый догонит, тот несет его ведущему.
- Правило: Друг у друга не забираем. Следующий раз поймаешь сам!
4. «Собери мячи».
- Посмотрите, наши мячи раскатились далеко по всей площадке. Давайте мы их соберем. А собирать будем в 2 корзины. В одну собирают девочки, а в другую мальчики. И мы посмотрим, кто быстрее соберет мячи?
Игра малой подвижности «Найди мяч».
-
- Молодцы, вы выполнили все задания.
Раз-два, раз-два - зашагала детвора,
Раз-два, раз-два - вот и кончилась игра.
-Послушайте, нам мячи что-то говорят: «Приходите, ребята, к нам еще мы вас научим играть в другие игры»
- Дружно скажем мячами - До свидания! И пообещаем придти снова поиграть!
Приложение
7.
Ведущий: Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну. Где мы будем играть и соревноваться. А всё это время рядом с вами будут ваши старые знакомые, а кто они отгадайте.
Любого ударишь – Он злится и плачет. А этого стукнешь – |
Я красивый и большой Я прозрачный и цветной Чтоб со мной играть меня надувают. |
От радости скачет. А иногда полетать отпускают.
(Мяч) (Воздушные шары)
Ведущий: Для того чтобы туда попасть нужно встать вкруг взяться за руки, закрыть глаза, и ветер нас унесёт в страну весёлых мячей. Я рада приветствовать вас в стране весёлых мячей. Все жители этой страны любят играть, прыгать, скакать, кататься и кувыркаться. Раз мы сюда попали, предлагаю вам поиграть и посоревноваться. Разделитесь на команды и поприветствуйте своих соперников.
Команда «Мячи»: Мой весёлый звонкий мяч (Хлопают в ладоши)
Ты куда помчался в скучь (Прыгают на месте)
Красный, синий, голубой (Поочерёдно поднимают ноги) Не угнаться за тобой. (Бегут на месте)
Команда «Шары»: Мы шарики воздушные (Поочерёдно поднимают руки вверх)
Очень, очень шустрые, (Поочерёдно прыгают на месте)
Отпустили мы летим (Поднимают руки вверх, встают на носочки)
А поймали мы сидим (Приседают)
1,2,3,4,5 (Маршируют на месте)
Будем с вами мы играть (Прыгают ноги вместе, в стороны)
Ведущий: Перед соревнованиями сделаем разминку. (Звучит аудиозапись ритмичной музыки.
Дети выполняют комплексы упражнений ритмической гимнастики с мячами и шарами.) Ведущий. 1,2,3,4,5 начинаем мы играть. Оценивать результаты игр и соревнований будут весёлые мячи – малыши. За каждую победу команда получит один мяч.
Эстафета «Ловкий мяч» Команды встают в колонны. Каждый участник должен пробежать дистанцию: оббегая стойки, прокатывая большой мяч до финиша, вернуть к месту старта по прямой и передать мяч следующему игроку. Выигрывает команда участники которой прошли дистанцию не сбив ни одной стойки.
Участники команд разбиваются на пары. Каждая пара, зажав мяч между головами, должны оббежать стойки змейкой и вернуться к месту старта по прямой. Выигрывает команда, участники которой прошли дистанцию, не уронив мяч.
Каждый участник переступая по кочкам (плоским кругам), должен добраться до обруча с мячами, взять мяч, вернуться к месту старта и опустить его в корзину. Выигрывает команда, участники которой первыми закончили эстафету.
Каждый участник проходит дистанцию взяв мяч, перепрыгивает из обруча в обруч, боком пролезает под дугой. Затем забросив мяч в корзину, возвращается к месту старта. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Команды выстраиваются в колонну. Перед каждой командой встаёт один из участников, бросает мяч ребёнку, стоящему первым. Ребёнок поймав мяч, бросает его обратно и встаёт в конец колонны и т.д. Выигрывает команда, участники которой быстрее закончили эстафету и не уронили мяч.
Участники встают вокруг обручей в которых лежат мячи. (В каждом обруче мячи определённого цвета). Звучит музыка. Дети берут по одному мячу и произвольно ходят по залу. По окончании музыки кладут мячи на пол. Звучит снова музыка, все бегают между мячами. По окончании музыки каждый участник должен взять мяч своего цвета и встать рядом с обручем, в котором лежит такой же мяч. Выигрывает команда, члены которой быстрее собрались вокруг своего обруча.
По залу рассыпаны мячи. По сигналу все члены команд начинают собирать мячи, каждая в свой обруч. Побеждает команда, набравшая больше мячей.
По залу разложены картинки с символическим изображением разных видов спорта. Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети произвольно бегают по залу. Ведущий поднимает над головой мяч (теннисный, футбольный, волейбольный, баскетбольный). По окончании музыки игроки встают вокруг картинки, на которой изображён символ того вида спорта, в котором используется мяч.
Участники образуют большой круг. Дети через одного держат в руках обручи. Дети передают по кругу мячи, пропуская их через обруч сверху вниз. При смене мелодии дети меняются – одни держат обручи , другие передают мячи.
Ведущий Как же вы славно сегодня играли:
Ловко метали и в цель попадали.
Рад я, что вы с физкультурой дружны.
Спортивные навыки в школе нужны.
Подсчитываются мячи, полученные командами, называется победитель и вручаются всем участникам воздушные шары.
Звучит запись весёлой музыки. Дети танцуют с шарами, затем прощаются со странной весёлых мячей возвращаются к себе в группу.
Приложение 8.
Задачи.
1. Учить выполнять новый комплекс ОРУ
2. Упражнять в прокатывании мяча в воротики, в кружении на месте в одну и другую стороны.
Оборудование. Мячи – диаметр 10см., воротики.
Ход занятия.
– Ребята, кто пел песню «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел»?
Правильно, Колобок. Хотите поиграть с колобком? Тогда отправляемся к нему в гости, а по дороге вспомним всех героев сказки.
Дед и баба идут обычная ходьба
И Мишку косолапого за собой ведут ходьба вперевалочку
Крадётся Лиса тихонько ходьба на носках
Серый Волк бежит легонько бег
А за ними скачет Зайчик прыжки
Как весёлый звонкий мячик
- Вот мы и пришли. Ой, посмотрите ребята, да здесь не один колобок, а целая корзина. Возьмём по одному колобку и встанем в круг.
(Дети берут мячи и встают в круг)
- Мы с вами вспомнили всех героев сказки: и Бабу с Дедом, и Медведя с Лисой, и Волка с Зайцем.
- А теперь покажем, как колобок появился.
ОРУ с мячом.
1. Бабка тесто замесила - сжимать мяч руками
Колобок она слепила - катать мяч в руках 2. Его в печку - мяч в руках внизу, положила - наклон, руки вытянуть вперед.
Недолго бабка колобок выпекла, а потом его показала.
3. Солнышко, посмотри, - мяч в руках внизу, встать на носочки какой колобок - поднять руки вверх, потянуться 4. Дед, посмотри, - руки с мячом вытянуты вперед, какой у него румяный бок - повороты в сторону А веселый колобок из рук Бабкиных прыг – скок.
5. Давай прыгать и скакать - прыжки на двух ногах, громко песни распевать – на левой и правой ноге в сочетании с ходьбой
ОВД
– Расшалились колобки Как бы в лес не укатились.
Давайте мы их соберем
Деду с бабкою вернем. Прокатывание мячей в воротики.
– Теперь с ними беды не случится
Можно и покружиться. Кружение на месте в разные стороны с остановкой.
- Ребята хотите поиграть?
Посмотрим, смогут ли Колобки от лисы убежать?
П/и «Колобок и лиса»
Лиса на одном конце поляны, колобки на другой. Колобки идут к лисе и произносят слова: Я веселый колобок
Я от дедушки и бабушки ушел
Укатился от медведя и волчонка И от быстрого проворного зайчонка
А от тебя лиса и подавно уйду
После последних слов Колобки убегают. Лиса их догоняет
(игра проводится 2 раза)
- Погостили, пора и домой. А с веселым Колобком мы еще встретимся.
Приложение 9.
Задачи: разучить комплекс упражнения с мячом; совершенствовать навыки прыжков на двух ногах; развивать мелкую моторику, воспитывать желание заниматься физической культурой.
Физкультурный инвентарь: комплект мячей (по одному на каждого ребенка), один мяч большого диаметра.
Упражнение “Большие ноги – маленькие ножки”. Ходьба по кругу друг за другом широким шагом – Большие ноги шли по дороге.
1/2 круга.
Бег по кругу друг за другом – Маленькие ножки бежали по дорожке 1 круг. Задания повторить 3 раза.
Напомнить детям, какие мячики “живут” в корзине – веселые, прыгучие, непослушные. А чтобы они никуда не убегали, мячики надо крепко-крепко держать (раздвинуть пальцы и прижать их к мячику)
Раздать мячи, построение произвольное, дети стоят лицом к инструктору.
ОРУ с мячом
1. “Спрячем мячик”.
И.п. широкая стойка, мяч перед грудью в прямых руках; 1 – спрятать мяч за голову, 2 – и.п. – “вот” – 4 раза.
2. “Неваляшка”.
И.п. широкая стойка, мяч положить на голову и крепко его удерживать; 1 – повернуться вправо, 2 – и.п., 3 – повернуться влево, 4 – и.п. – 4 раза.
3. “Часики”.
И.п. широкая стойка, мяч прижат к груди, локти разведены в стороны; 1 – наклон в сторону “тик”, 2 – и.п. “так” – 4 раза.
4. “Покатаем”.
И.п. сидя на коленях, мяч на полу перед собой; прокатить один раз вокруг себя в одну сторону, затем в другую – 2 раза.
5. “Карусель”.
И.п. сидя на полу, мяч зажат коленями, руки в упоре сбоку; удерживая мяч коленями и отталкиваясь руками сделать полный оборот вокруг себя в одну, затем в другую сторону.
ОВД:
1. Прыжки на двух ногах возле мяча “прыгаем как мячик”
2. Игра – упражнение “Волчок” – вращение мяча сидя на полу правой рукой.
Подвижная игра “Мой веселый звонкий мяч”
Внести большой резиновый мяч, желательно яркой расцветки.
- Мяч смотрел на нас и тоже захотел поиграть.
Мой весёлый звонкий мяч, Жёлтый, красный, голубой, Ты куда пустился вскачь? Не угнаться за тобой.
Дети прыгают на двух ногах, затем убегают от катящегося мяча – 3 раза.
Игра на дыхание “Надуем шарик” – соединить пальцы рук, дуть в отверстие, затем взять “шарик” за ниточку и унести в группу.
На первый взгляд кажется, что упражнения сложные и малыши с ними не справятся. Но есть игровая мотивация, определенные навыки, детям очень нравится играть с мячом.
В последующих занятиях можно попробовать дать детям мяч в водной части: малыши могут бегать с мячом стайкой или по кругу. Бегать с остановкой (с окончанием музыки прятать мяч, ложась на него животом): ходить на носках, поднять мяч вверх – “Великаны”, ходить на пятках, убрав мяч за голову.
Приложение 10. Шьём футбольный мяч
Этот самодельный тканевый мячик футбольный в том смысле,
что сшит из пятиугольников. Если чередовать черные и белые пятиугольники мяч получится совсем футбольным, но малышу можно сшить такой мячик из цветных пятиугольников и вшить в него погремушку.
На основе выкройки вырезается 12 разноцветных ( или же черных и белых) пятиугольников. Если у ткани не осыпаются края, то припуска на швы, включенного в выкройку достаточно. В противном случае, припуски лучше сделать побольше.
Пятиугольники сшиваются между собой наизнанку как показано на схеме. Чтобы получился футбольный мячик нужно стороны с одинаковыми буквами сшить между собой. Т.е сторона помеченная буквой а сшивается с другой стороной помеченной буквой а,сторона помеченная буквой b сшивается с другой стороной помеченной буквой b и т.д.
Хотя бы две стороны нужно оставить незашитыми, чтобы футбольный мяч можно было вывернуть на лицевую сторону.
Выворачиваем мячик, вставляем погремушку, набиваем мячик мягким наполнителем и зашиваем незашитые стороны вручную.
Погремушку можно сделать положив бубенцы в небольшую пластиковую емкость.
Такой звенящий футбольный мячик будет для малыша чудесной и безопасной игрушкой.
Приложение 12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.