Проект "Экспериментирование" 2 младшая группа
Оценка 4.6

Проект "Экспериментирование" 2 младшая группа

Оценка 4.6
docx
27.05.2022
Проект "Экспериментирование" 2 младшая группа
проект сент - дек Эксперементирование 2 мл.docx

                                                

Муниципальная автономная дошкольная образовательная учреждение

«Детский сад № 42»

 

 

 

 

 

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

на тему «Волшебная вода»

для детей второй младшей группы «Пчёлка»

 

Мы экспериментируем. Раскраска — скачать и распечатать. Научная  лаборатория. «МААМ—картинки». Воспитателям детских садов, школьным учителям  и педагогам - Маам.ру

 

 

 

Разработали воспитатели:

Григорьева С.Ю.

Загородных Е.А.

 

 

 

Верхняя Пышма, 2021

 

Пояснительная записка

 

Тема: «Волшебная вода»

Вид проекта: среднесрочный (4 месяца)

Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой

Участники: дети, родители, воспитатель.

Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально  организованное  обучение, совместная  деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Педагогическая целесообразность состоит в том, что полученные результаты обеспечивают обоснованными выводами и рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Основная цельразвитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

1.       Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.

2.       Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.

3.       Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.

4.       Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.

5.       Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий:

·        учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

·        сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями;

·        учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок;

·        формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования;

·        использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями, бумагой. В экспериментах используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,  величины, степени прозрачности.

Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок. В каждую образовательную деятельность включаю поисковую деятельность детей, создаю игровую проблемную ситуацию.

Проект рассчитан на детей второй младшей группы.

Срок реализации проекта 4 месяца.

Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня.

Длительность проведения занятий четко не регламентируется.  Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Ожидаемые результаты:

1.       Расширятся представления детей о физических свойствах окружающего мира.

2.       Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

3.       Приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез,  выборе методов; в развитии доказательной стороны речи; в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.

4.       Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).

5.       Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).

Способы определения результативности: специально организованные занятия, комплексные прогулки с элементами экспериментирования,  организованные по желанию ребенка занятия-опыты, беседы, подтвержденные показами опытов, наблюдения, чтение художественной литературы, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

 

 

 

 

 

 


Содержательная часть

                                                                                                                          

Этапы реализации:

I.             Этап проектирования

Научно-исследовательский этап (теоретический).

Цель: уточнение знаний педагога по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

ü Изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.

ü Организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.

ü Систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).

ü Подборка опытов с описанием проведения.

ü Разработка перспективного планирования с учётом возрастных

особенностей детей по играм экспериментам.

 

II.          Проектные мероприятия:

Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

ü Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

ü Специально организованные занятия.

ü Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

ü Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.

ü Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.

ü Беседы, подтвержденные показами опытов.

ü Наблюдения.

ü Чтение художественной литературы.

 

 


III. Результаты проекта:

Информационно-диагностический этап (аналитический).

Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

ü Презентация проекта

ü Создание папки «Экспериментальная работа в ходе реализации проекта»

ü ООД

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей

Месяц

Название мероприятия (Опыта, эксперимента)

Задачи

Сентябрь

1 неделя. «Какой формы вода?»

Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода, какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно переливают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и принесите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, пролилась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась).

Вода – жидкость ее можно пролить.

1.                 Учить детей манипуляциям с водой.

2.             Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.

 

2 неделя. «Окрашивание воды»

Предлагается для рассматривания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной?

У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покрасить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной.

1.                 Учить детей манипуляциям с водой.

2.                 Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

3 неделя. «Надувание мыльных пузырей»

Предлагается приготовить мыльную пену. Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по разме­ру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).

1.                Развить у детей представление о мыльной пене.

2.                Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.

 

4 неделя. «Как вытолкнуть воду?»

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

 

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

 

Октябрь

1 неделя. «Чем пахнет вода?»

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

 

2 неделя. «Тонет или нет»

На столе много игрушек, давайте положим их в воду и помоем. Получается? Все предметы утонули? (нет, не утонули предметы из дерева и надутые) Почему не утонули деревянные предметы? (дерево легкое, оно не тонет). А почему не утонули надутые предметы? (там воздух).

Воздух легкий, наполненные воздухом (надутые) предметы не тонут.

 

 

 

 

1.                Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

2.                Дать представление о том, что воздух легче воды.

3.                Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

3 неделя. «Есть ли у воды вкус и запах?»

Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды запах и вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют и нюхают) У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали) У воды нет запаха. Как определили? (понюхали). Добавьте в воду сахар или соль. Как вы думаете, вкус изменился? А запах? Проверяем.

Вода – это жидкость без вкуса и запаха.

1.                Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

2.                Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

3.                Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

4 неделя. «Вода и пар»

Горячую воду налить в прозрачный стакан, накрыть крышкой, затем показать как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

1.                Выявить процесс испарения воды.

2.                Познакомить с процессом конден-сации.

 

Ноябрь

1 неделя. «Где вода?»

Вспомните свойства песка и глины, (сыпучие, сухие).

Налейте в стаканчики с песком и глиной одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Что произошло? (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду). Вспомните, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.

   Глина плохо пропускает воду, потому что у глины частички ближе друг к другу,  слипаются.

 Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не слипаются между собой.

Выявить процесс испарения воды.

Познакомить с процессом конден-сации.

 

2 неделя. «Вода – растворитель»

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

 

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

3 неделя. «Как вода меняет цвет»

В баночки с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети добавляют в баночки синей краски белую. В одну баночку чуть-чуть, в другую чуть побольше, в третью еще больше. Смешивают воду из трех баночек. Что происходит? При соединении к синей краски белой краски в разных количествах, вода в банках стала разных оттенков: одна - светлого цвета, другая – потемнее, третья еще темнее. Получился светлотный ряд.

 

1.                Продолжать знакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании);

2.                Развитие представлений о светлотных оттенках цветов при использовании белой краски, составление ряда по светлоте.

4 неделя. «Вода – помощница»

 

Предложить детям посмотреть на куклу с грязными руками. Обыгрывание ситуации (наблюдение детей за мытьѐм рук куклы из крана  водой над раковиной, вытирание).

Наводящие вопросы к детям, выслушивание ответов детей, поощрение, подсказывание нужных слов, затем совместное обобщение сказанного. Подведение детей к пониманию свойства воды: вода смывает грязь.

Развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.

Декабрь

1 неделя. «Снег. Какой он?»

Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы.

В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».

Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассып-чатый, плохо лепится).



 

2 неделя. «Почему снежки надо лепить в варежках?»,

«Почему снеговика нельзя забрать домой?».

Предложить детям поиграть в снежки. Сперва надо слепить много комков. Снимите вареж-ки, так будет удобнее. Наберите полные ладошки снега и скатаем шарики. Что случилось, вам холодно, руки мерзнут? Почему? (снег холодный).

Предложите детям слепить снеговика (небольшого). Снего-вик получился очень красивый, давайте заберем его в группу и поиграем с ним вечером. Принесите снеговика в группо-вое помещение и оставьте в тазу на столе. Спустя какое-то время обратите внимание детей на то, что с ним случилось (снеговик тает/весь растаял). Почему так случилось? (в комнате тепло, снег согрелся и начал таять)

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

3 неделя. «Может ли вода быть твердой?»

Опыт проводится в два этапа

Рассмотрите воду в миске, вспомните, какими свойствами обладает вода. Может ли вода быть твердой? Проверим – нальем воду в формы и вынесем на мороз.

Давайте посмотрим, что случилось с водой на холоде? (Она замерзла, стала твердой) Рассмотрите кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли пролить лед как воду? Почему нельзя? (Он твердый). Мы можем сказать, какой формы лед? (Да, он твердый, у него есть форма)

Положите лед в миску с водой, что вы видите? (Лед плавает) Что еще происходит со льдом? (Он начал таять, он превращается в воду)

Лед – это замерзшая вода, он твердый, плавает, тает. В тепле лед снова превращается в воду.

Познакомить со свойствами льда (прозрачный,  хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

 

 

4 неделя. «Почему нельзя есть снег?»
Рассмотрите воду, появившуюся в ванне. Обратите внимание детей на грязь на дне ванны. Помогите детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Познакомить со свойствами снега (белый, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы

(организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

Месяц

Организованная образовательная деятельность

 

Работа  с родителями

Работа  с воспитателями

Сентябрь

«Волшебная Капелька»

Знакомство родителей с планами работы в

области экспериментирования, с алгоритмами

простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

Знакомство с

передовым педагогическим опытом. Разработка брошюр «Экспериментирование в ДОУ»

«Волшебный снег»

 

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследова-тельской активности ребенка».

Октябрь

«Волшебница вода»

 

 

 

 

Выступление «Приобщение детей к опытно-эксперимен-тальной деятельности».

 

 

Ноябрь

«Нам водичка – добрый друг»

Консультация «Игры с водой».

Консультация  на сайте ДОУ  https://duimovohka.ekb.prosadiki.ru/ «Проведение

экспериментально – поисковой деятельности в детском саду».

Декабрь

«Ах, снег – снежок»

 

 

Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом».

Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

«Удивительные превращения воды»

Открытый показ ООД «Удивительные превращения воды».

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

3.   Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).

4.   Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.

5.   Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.

6.   Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

7.   Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011.

8.   Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальная автономная дошкольная образовательная учреждение «Детский сад № 42»

Муниципальная автономная дошкольная образовательная учреждение «Детский сад № 42»

Пояснительная записка Тема : «Волшебная вода»

Пояснительная записка Тема : «Волшебная вода»

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий : · учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; · сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями;…

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий : · учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; · сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями;…

Срок реализации проекта 4 месяца

Срок реализации проекта 4 месяца

Содержательная часть

Содержательная часть

Наблюдения. ü Чтение художественной литературы

Наблюдения. ü Чтение художественной литературы

Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску

Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску

Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце?

Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце?

Почему снежки надо лепить в варежках?», «Почему снеговика нельзя забрать домой?»

Почему снежки надо лепить в варежках?», «Почему снеговика нельзя забрать домой?»

Перспективный план работы (организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

Перспективный план работы (организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

Декабрь «Ах, снег – снежок»

Декабрь «Ах, снег – снежок»

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2022