1.Название проекта: «Хозяйка золотой борозды». Моя прабабушка Д. Гармаш.
2. Актуальность проекта:
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос формирования у школьников устойчивого интереса к изучению истории родного края периода Великой Отечественной войны. Историю страны им преподают на уроках истории. А историю своей малой Родины они не знают. Это показал опрос учащихся: на вопрос «Что вы знаете о Д.М.Гармаш? 23% опрошенных ответили, что это прабабушка ученицы нашей школы, и что она прославилась в годы Великой Отечественной войны. Более подробнее о ней рассказать никто не смог.
3.Цель и задачи проекта:
Цель: Узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесла Д.М.Гармаш - труженица тыла, приближая Великую Победу.
Задачи проекта:
1.Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;
2.Узнать, какой вклад внесли женщины- труженицы тыла, приближая
Великую Победу.
3.Донести ребятам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, которые легли на их прадедушек и прабабушек.
4.Содействовать проявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
5.Развивать исследовательские навыки учащихся.
6.Воспитывать у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине.
4.сроки реализации проекта;
Май –август 2018-научно-исследовательская работа, презентация.
Май- ноябрь 2019 г- фильм к 100-летию со дня рождения.
5.план реализации проекта:
1. проанализировать материал Интернет –ресурсов, дающие сведения о жизни Д.М.Гармаш в военные годы;
2.Расспросить сына Д.М.Гармаш А.А,Киселева и внучку Киселеву И.А. с целью изучения фактов жизни матери и бабушки (ф 15)
3. Изучить публикации о Д.М.Гармаш, документы из архива семьи Киселевых.
4.Посетить Музей обороны и тыла им. Д.М.Гармаш и организовать совместную работу (ф 9-12).
6.содержание проекта:
6.1.Создание проблемной ситуации:
Война… Она стала великим испытанием для всего человечества. Как много в этом слове хранится горьких воспоминаний. Грозное дыхание войны затронуло каждую советскую семью и, конечно же, не обошла и семью ученицы 9 класса Киселевой Саши. Она – правнучка легендарной Дарьи Гармаш, чья слава гремела в военные годы. (ф1) В декабре 2019 года ей исполнилось 100 лет со дня рождения. И мы решили на примере Д.М. Гармаш показать ребятам, как их близкие защищали нашу страну. Рассказ ведется от лица Саши, правнучки Дарьи Матвеевны (ф1а)
6.2.Результаты исследовательской работы:
Рассматривая награды прабабушки, старые военные фотографии, листая документы, мне захотелось больше узнать о прабабушке, которую я помню по фотографиям. Оказалось, что моя прабабушка сыграла немалую роль в истории нашей страны, ее вклад в дело Великой Победы неоценим. Я без стеснения могу назвать свою прабабушку Героиней с большой буквы, «Хозяйкой золотой борозды». Какой ценой доставался тогда хлеб! Он был мощью государства, символом счастья страны. Врага отбросили от Москвы, но он еще был силен и исход войны не был ясен. В рязанских деревнях остались дети, старики да бабы и, как всегда в лихую годину, на женские плечи легла забота о том, чтобы накормить воюющую армию.
Есть имена, которые не подлежат забвению. Дарья Матвеевна Гармаш — именно такое имя. Она - человек своей эпохи, оставившем яркий след не только в жизни баграмовцев, но и всей страны. Она - моя прабабушка!
Женская тракторная бригада Дарьи Матвеевны Гармаш за 4 военных года выполнила 20 годовых норм и была признана лучшей женской тракторной бригадой в стране (ф4)
Когда сейчас смотришь на старые фотографии этих девчат (ф5а), думаешь о том, какими красавицами были бы они, нарядившись в крепдешиновые платья, накрутив кудри на голове, как могли бы закружиться в вальсе... Им ведь всего этого хотелось, но они запрещали себе даже думать об этом. Иначе бы таких нагрузок просто не выдержали.
«Доверили нам трактора с железным сиденьем (ф5), без кабины. Пахать приходилось и в дождь, утопали колеса, тягали лошадьми. Трактора были без фар, ночами приходилось светить самим себе фонарем и тот лопался. Пахали при свете луны, глядя на стерню, от чего к утру воспалялись глаза. Терпели. Все терпели: и голод, и холод, победили все-таки. Порою, вспоминая те годы, на глаза наворачиваются слезы» – вспоминала моя прабабушка.
Женская бригада Дарьи Гармаш была не единственной в стране. Но именно нашим рязанским девчатам выпало стать инициаторами Всесоюзного соревнования таких бригад. Они побеждали, завоевывали переходящие красные знамена. Одно из них хранится в Музее современной истории России, который назывался когда-то Музеем революции.
Но это внешняя сторона трудового подвига. А что чувствовали эти молодые женщины в те годы, когда плакали по ночам от усталости, когда уставали их руки, когда гудели ноги... Как они вообще работали на этих маленьких, таких примитивных тракторах? Это известно только им.
«Большой души человек» - так можно охарактеризовать мою прабабушку. Она была первой трактористкой села Баграмово, проработав пять лет на тракторе «Универсал 2». Моя прабабушка не боялась препятствий, уготовленных судьбой. Прабабушка все время излучала тепло и свет. Как я поняла, в ее окружении были всегда только хорошие люди, мне кажется, они притягивались к ней как к магниту. Она всегда могла дать дельный совет. Ее ценили и любили не только члены нашей семьи, но и все односельчане.
За
темою тему, за темою тему,
Дает нам народ изумительный наш.
Мне так написать бы хотелось поэму
О славной колхознице Дарье Гармаш...
Писал поэт Демьян Бедный о моей прабабушке.
До 1951 года прабабушка продолжала работать бригадиром женской тракторной бригады. В 1951 году была назначена на должность директора Рыбновской МТС. К ее приходу МТС занимала 67 место в соревновании по ремонту тракторов. За короткое время она сумела укрепить трудовую дисциплину и поднять производительность труда. И уже в феврале МТС перешла на 3 место в стране. Предприятие меняет название: МТС – РТС – РТП – Рыбновское отделение «Сельхозтехника».
Заслуги прабабушки высоко оценены. Она удостоена звания «Героя социалистического труда», награждена многими медалями и орденами. Ей присвоено звание лауреата Государственной премии СССР, «Заслуженный механизатор РСФСР». Она – заслуженный механизатор РСФСР, депутат нескольких съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР нескольких созывов.
Подвиг женщин в тылу был сродни ратному подвигу. Этот подвиг увековечен в памятнике. Обелиск установлен в 1972 году где на полях во время войны трудилась Бригада Д. М. Гармаш.
Я горжусь прабабушкой и хочу, чтобы историю ее жизни знали и другие. Нам есть чему учиться у людей старшего поколения, есть и на кого равняться. Историю делают не только полководцы, но и простые люди, такие как моя прабабушка. В июле собирается вся наша родня и мы чтим память своих предков, идем на кладбище, убираем и чистим их могилы, сохраняем дом, построенный моей прабабушкой.
7.Ресурсное обеспечение проекта;
7.1Нормативно-правовые ресурсы:
- Раздел программы развития МБОУ РСШ№2 - программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2015-2020 годы»
- План школьного музея по подготовки и проведения мероприятий к 75-летию Победы советского народа над немецко-фашистской Германией 1941-1945г.
- Программа дополнительного образования «Активисты школьного музея»
7.2.Информационные ресурсы: Поддержка проекта в СМИ:
Сайты – группы, на которых возможно размещение методических материалов, результатов реализации разработанных проектов:
- СШ2в контакте (https://vk.com/id479135349);
-Реальное Рыбное в контакте (https://vk.com/public188799273);
- Сайт в Одноклассниках (https://ok.ru/profile/520452130955/statuses) (Гришина Раиса Николаевна. Рыбное)
7.3.Материально – технические ресурсы:
- Личный архив семьи Киселевых;
- архивы музея Обороны и тыла им Д.М.Гармаш
8.Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта:
Практическое значение проекта велико: его можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением истории своей семьи.
Данный проект будет реализован на классных часах, в рамках недели истории, подготовки и проведения мероприятий, посвящённых празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Участие в подобном проекте обогащает детей, прививает ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний, расширяет кругозор, развивает мышление. Информация, предоставленная в данном проекте станет достоянием молодёжи.
Этот проект является частью работы по развитию познавательного интереса школьников – одного из самых значимых мотивов учения. Кроме того, он часть моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.