Проект Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан на 2016 – 2020 годы
Оценка 4.8

Проект Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан на 2016 – 2020 годы

Оценка 4.8
pdf
25.02.2020
Проект Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан на 2016 – 2020 годы
proekt.pdf

 

Проект Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан на 2016 – 2020 годы

 

 

В проекте документа обозначен  ряд проблем, связанных с преобразованиями в общественной жизни и  в области образования и требующих концептуального решения:

распространенность негативных стереотипов в отношении к изучению

родных языков  в связи с глобализацией национальных культур;  сохраняют актуальность проблемы, связанные с языковым нигилизмом, с недостаточным уровнем владения  родителями родными и государственными языками;  отсутствует система непрерывного языкового образования в системе

дошкольного, общего, профессионального образования; слабо развита сфера применения башкирского языка в информационных

технологиях; недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения,  изучению истории и традиций народов республики, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты Отечества; недостаточный уровень подготовки специалистов для дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного

образования; недостаточный уровень взаимодействия с общеобразовательными организациями Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края и Республики Татарстан и др.

 

В системе дошкольного образования 13% из общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан изучают и обучаются на родном языке.

В современных условиях подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Ослабляются, разрываются связи с родителями, с семьей, родом, народной культурой.  Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей.

Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения. Этим объясняется организация воспитательной работы в дошкольной образовательной организации в основном на русском языке. 

Отсутствуют примерные образовательные программы  для национальных дошкольных образовательных организаций и региональные  вариативные  программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

С позиции ФГОС дошкольного образования требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материальнотехническим и финансовым условиям образовательной программы ДОО, а также к развивающей предметно-пространственной среде. 

Необходимо обновление всех условий реализации программы дошкольного национального образования,  включая систематическое повышение квалификации педагогов ДОО в соответствии должностями, совершенствование психолого-педагогических, материально-технических условий,  обеспечение содержательной насыщенности предметнопространственной среды.

В системе общего образования 64,36 % обучающихся нерусской национальности изучают родной язык или обучаются на родном языке.

Исключение из федерального государственного образовательного стандарта  регионального (национально-региональный) компонента привело  к несбалансированной реализации образовательных программ. Изменения, внесенные в образовательные стандарты, с одной стороны, призваны обеспечить единство федерального образовательного пространства, с другой стороны, исключили механизм развития национальных, региональных  образовательных традиций,  не предлагая другого варианта решения проблемы.

Расширение  полномочий всех участников образовательного процесса:

учащихся, педагогов, родителей зачастую используется не в пользу сохранения национально-регионального содержания образования. 

Обучение на родном языке возможно при достаточно развитой системе статуса родного языка.

Недостаточная развитая система статуса родного языка в республике не позволяет организовать качественное обучение на этих языках. В этой ситуации изучение  родного языка в школе как учебного предмета становится единственным способом их сохранения и развития. 

Одной из основных проблем национального образования, требующей особого внимания, является билингвальное обучение, под которым зачастую подразумевается  постепенный переход учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения на русский (неродной) язык обучения.

 Необходимо разработать модель обучения на билингвальной основе с учетом организации образовательного процесса одновременно на двух языках (родном и русском). Именно такое билингвальное обучение может формировать функциональное двуязычие.

В Республике Башкортостан, несмотря на опыт преподавания родного и русского языков в национальных школах, до сих пор не сложилась система сбалансированного обучения языкам. Разобщенное обучение разным языкам  формирует смешанный билингвизм. Учащиеся школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения изучают еще и третий (некоторые и четвертый) язык – язык международного общения по выбору.  Между тем механизм формирования многоязычия, качество владения несколькими языками не стали еще предметом широкого обсуждения научной и педагогической общественности республики.

Коммуникативное развитие личности, в том числе полиязыковая компетенция школьника, должно стать особой педагогической проблемой.

Требует  обновления  концепция и методологические основы учебников башкирского языка как родного и как государственного с комплексной реализацией практических, образовательных и воспитательных задач.

Требует совершенствования система  методологии преподавания родного языка и родной литературы. 

В системе дополнительного образования  не разработаны  образовательные  программы нового поколения с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей Республики Башкортостан;  

Не на должном уровне организована работа по повышению уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров, обеспечивающих реализацию образовательных программ с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей Республики Башкортостан 

 Средними профессиональными образовательными организациями Республики Башкортостан  готовятся специалисты по специальности «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области башкирского языка и литературы», также  в области русского языка и литературы,  татарского языка и литературы,  чувашского языка и литературы,  «Воспитатель  детей дошкольного возраста, воспитатель  национального (башкирская группа) ДОУ», «Воспитатель  детей дошкольного возраста, воспитатель  национального (татарская группа) ДОУ»,  «Воспитатель  детей дошкольного возраста, воспитатель  национального (чувашская группа) ДОУ»,  «Воспитатель  детей дошкольного возраста, воспитатель  национального (мордовская группа) ДОУ».   

На сегодняшний день новые стандарты СПО по оставшимся педагогическим специальностям не предусматривают подготовку специалистов по родным языкам. Возможно использование части времени вариативных часов, предусмотренных стандартами, на обучение самих студентов владению родным языком с тем, чтобы будущий специалист мог грамотно общаться с детьми и родителями в пределах своих должностных обязанностей (воспитатель, учитель начальных классов). 

Образовательными организациями  высшего образования, находящимися на территории Республики Башкортостан, продолжается подготовка специалистов  по направлениям  «Филология (башкирский язык)», «Филология (русский язык)», «Филология (татарский язык)», «Филология (чувашский язык)», «Филология (марийский язык)».

В системе высшего образования, начиная с 2013 года, происходят изменения в структуре приема: за счет сокращения бюджетных мест по гуманитарным направлениям увеличено число бюджетных мест по медицинским и техническим специальностям. 

Проектом Концепции предлагаются механизмы развития национального образования в Республике Башкортостан. 

1.                 разработка методических рекомендаций по использованию основных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего образования, дополнительного образования с учетом их  уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан);

2.                 разработка учебно-методических комплектов для обеспечения права  получения дошкольного, начального общего, основного общего образования на родном языке, изучения родного языка;

3.                 обеспечение повышения квалификации педагогов  для подготовки их к проектированию педагогического процесса  с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей;

4.                 сохранение классов, групп, учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования - сети образовательных организаций с изучением родного языка, культуры;

5.                 разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия организаций различного уровня, реализующих программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей;

6.                 поддержка профессионального сообщества и объединений педагогов, реализующих программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей;

7.                 формирование     экспертного         сообщества          для    сопровождения

инновационного развития национального образования;

8.                 модернизация содержания образования, технологий, методик преподавания, развитие у обучающихся мотивации к изучению родного языка, литературы, региональной истории, историко-культурного наследия народов  Башкортостана

В проекте концепции предполагаются следующие результаты развития национального образования в Республике Башкортостан в  системе  дошкольного образования 

сохранение  контингента воспитанников, обучающихся на родных

языках,  до 18% от численности воспитанников, посещающих ДОО; создание механизмов и инструментария мониторинговой оценки эффективности         развития          национального    образования,       создание соответствующей    предметно-пространственной        среды         в        дошкольных образовательных организациях  Республики Башкортостан на 80- 100%; разработка и издание программно-методического обеспечения  с учетом

требований ФГОС дошкольного образования до 25 – 100%;  создание системы непрерывного и эффективного национального

образования на всех уровнях образования, обеспечение преемственности;  обеспечение конкурентности уровня ресурсного, информационного, учебно-методического, воспитательного, развивающего потенциала ДОО  в системе национального образования (организация и проведение конкурсов).

в системе общего образования 

сохранение сети образовательных  организаций с изучением родного

языка, с обучением на родном языке; создание механизмов и инструментария мониторинговой оценки

качества обучения родным и государственным языкам РБ; увеличение доли мероприятий, направленных на сохранение культурных традиций народов Башкортостана (количество участников, до 1000 обучающихся ежегодно); сохранение количества обучающихся, изучающих языки народов Республики Башкортостан (более 60% обучающихся нерусской национальности); разработка и создание учебников, учебно-наглядных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, в соответствии с федеральными

государственными образовательными стандартами; оказание содействия сохранению сети образовательных учреждений с изучением родного башкирского языка в субъектах Российской Федерации с компактным проживанием башкирского населения; В системе дополнительного образования повышение роли организаций дополнительного образования детей и организаций детского отдыха, учреждений всех типов и видов в воспитании патриота своей малой и большой Родины,  в формировании полилингвальной личности; охват наибольшего количества воспитанников дополнительными образовательными услугами с учетом национальных, этнокультурных и региональных особенностей Республики Башкортостан средствами художественно-эстетической, естественно - научной, технической,

туристско-краеведческой,           физкультурно-спортивной,           социально-

педагогической деятельности; в системе профессионального образования

подготовка конкурентоспособных специалистов, способных работать в многокультурной среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных общаться на разных языках, владеющих культурно-языковыми нормами.

На этапе профессионального образования выделяется задача формирования этнокультурной  компетентности будущего специалиста в связи с  его деятельностью в различных сферах социальных отношений и способности  к пониманию и взаимодействию с представителями иных этнокультурных групп.

 

 

 

 

Проект Концепции развития национального образования в

Проект Концепции развития национального образования в

Отсутствуют примерные образовательные программы для национальных дошкольных образовательных организаций и региональные вариативные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования

Отсутствуют примерные образовательные программы для национальных дошкольных образовательных организаций и региональные вариативные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования

Необходимо разработать модель обучения на билингвальной основе с учетом организации образовательного процесса одновременно на двух языках (родном и русском)

Необходимо разработать модель обучения на билингвальной основе с учетом организации образовательного процесса одновременно на двух языках (родном и русском)

На сегодняшний день новые стандарты

На сегодняшний день новые стандарты

Башкортостана В проекте концепции предполагаются следующие результаты развития национального образования в

Башкортостана В проекте концепции предполагаются следующие результаты развития национального образования в

Родины, в формировании полилингвальной личности; охват наибольшего количества воспитанников дополнительными образовательными услугами с учетом национальных, этнокультурных и региональных особенностей

Родины, в формировании полилингвальной личности; охват наибольшего количества воспитанников дополнительными образовательными услугами с учетом национальных, этнокультурных и региональных особенностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020