Проект
«В мире удивительного космоса»
Тип проекта: групповой, познавательно-продуктивный
- обучающий
- исследовательский
- игровой
Продолжительность: краткосрочный (с 09-по 13 апреля)
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель:
Формирование нравственных ценностей.
Познакомить с историей возникновения праздника День космонавтики.
Дать первоначальные сведения о планетах, солнце.
Познакомить и показать в иллюстрациях (комету, орбитальную станцию, космический телескоп)
Задачи:
Дать элементарные знания о космосе. Расширить знания детей о звездном небе, кометах, планетах, орбитальной станции. Развивать речь детей, кругозор. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать чувство гордости за наш народ.
Разработка проекта
- создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты,
иллюстрации и фотографии о космосе, художественную литературу, игры по данной теме.
- подобрать материал для продуктивной деятельности детей;
- изготовление лэпбука
Работа с родителями
1. Информационная папка «Детям о космосе».
2. Беседа на тему «Расскажите детям о космосе».
3.Наблюдение с детьми за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.
Актуальность проекта:
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство” К. Циолковский.Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонаж дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Предполагаемый результат:
- знание детьми информации о празднике «День космонавтики», о героях космоса, о звездах и планетах;
- заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме,
рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;
организация выставки работ детей по аппликации,
лепке «Космическая ракета», коллективная работа «Солнечная система»
Выполнение проекта:
1) В начале и в конце проекта провести опрос детей: «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?»
2)Решение поставленных задач с детьми:
- Познавательная беседа» Космос» (Приложение 1)
- Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!».
- Просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты».
- Игра «Разрезанные картинки» (Приложение 2).
- Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет»(Приложение 3).
- Дидактическая игра «Что есть в космосе».
- Аппликация на тему «Ракета», самостоятельное художественное творчество.
- Познавательная беседа на тему» Белка и Стрелка» (Приложение 4).
- Подвижные игры «Ракета», «Космонавты».
- Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на
Земле» (Приложение 5).
- Рисование на тему: «Этот удивительный космос»
- Коллективная работа «Солнечная система»
- Организованная деятельность в образовательной
области «Познание» «Профессия — космонавт» (Приложение 6).
- Организованная деятельность в образовательной
области «Художественное творчество»: аппликация «Космическая ракета», рисование «Этот удивительный космос».
- Организованная деятельность в образовательной области : коллективная работа «Солнечная система»
- Самостоятельная деятельность в образовательной
области «Художественное творчество»: рисование раскрашивание раскрасок.
-Беседа – обобщение «Герои космоса!».
- Рассматривание альбома «Детям о космосе».
- Разгадывание загадок и чтение стихов о космосе.
3.Решение поставленных задач с родителями:
- Наблюдение вместе с детьми за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.
- рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах.
- Информационная папка для родителей «Детям о космосе»
Приложение №1
Познавательная беседа» Космос»
Цель:
сформировать у детей понятия «космос»;
Задачи:
выяснить, что есть в космосе;
ввести понятия «звезды»,» планеты»;
воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения
общей цели.
Оборудование и материалы:
лэпбук «Космос»;
изображение космических объектов;
цветная бумага, ножницы, клей;
Содержание беседы
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все
это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все
на свете», «Вселенная» — это все, что существует. Земля — часть
Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака
газа и пыли — это тоже Вселенная.
Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для
изучения космоса.
На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и
температуре. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие —
менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее
горячие — голубые, потом желтые и красные.
А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считается
самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий из
раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло,
без него не было бы жизни на Земле.
вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь,
называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам
поможет
«Астрономическая считалка»
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще
не найдена. В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планета подобное небесное тело, движущееся по
орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит
из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у
нее образуется светящийся хвост.
Метеоры - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли
мелких космических частиц, например, осколков комет или астероидов.
Метеоры еще называют падающими звездами.
Приложение №2
Игра «Разрезные картинки»
Цель: закреплять знания детей о космосе.
Разрезные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вверх.
Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их обратную сторону. Для составления картинки дети объединяются в группы по цвету выбранной картинки. Когда все картинки собраны, детям предоставляется возможность сделать вывод, что речь пойдет о космосе.
Приложение №3
Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет»
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди во
Приложение №4
Познавательная беседа на тему «Белка и Стрелка»
Цели:
расширить представления детей о космических полетах;
познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой.
Оборудование и материалы:
картинки с изображением Лайки, Белки и Стрелки
Ход беседы
А вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде проходили каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки —есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос (показать картинку с изображением Лайки).
А 9 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка (показать картинки с изображением Белки и Стрелки). Собаки прошли все виды испытаний. Они могли довольно длительно находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации.Животные не пугались звуков, сидели в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания. По телевидению показаликадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат, и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.
Приложение №5
Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле»
Цель:
познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;
Задачи:
воспитывать интерес к профессии космонавта;
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только
здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.
Оборудование и материалы:
Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой;
Ход беседы
12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическоепространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые
в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики. После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова (показывается портрет). Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград. Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле:
Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда.
А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть
к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.
Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом).Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).
Приложение №6
Конспект НОД «Профессия – космонавт»
Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией космонавта.
2. Развивать связную речь.
Материал и оборудование: фотографии космонавтов; фотография планеты
Земля из космоса; макет ракеты; демонстрационный материал.
Предварительная работа: Чтение книг о космосе; просмотр мультфильмов на космическую тему: "Тайна третьей планеты" и другие; загадывание детям загадок на космическую тему;
В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии романтические. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.
Профессия эта относительно «молодая». Она появилась во второй половине двадцатого века, практически одновременно с зарождением космической отрасли. Еще в 1959 году в нашей стране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 года уже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт». Хотя в Соединенных Штатах Америки людей этой профессии продолжают называть астронавтами. Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года. К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос — это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» — невесомость. При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими.Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются
и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях. Если в первые годы космической эры космонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то в наши дни в эту профессию приходят и инженеры и ученые и врачи. На космической орбите проводятся различные научные эксперименты, осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты и даже налаживается производство различных материалов, которые можно изготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга. Профессия космонавт – это профессия не только дня сегодняшнего, но и профессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И уже строятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательные аппараты в космос запускают не только государственные организации, нои частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Пока это очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой из нас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты с высоты космической орбиты. Планеты нашей солнечной системы. Помните, мы с вами учили стихотворение, давайте хором его вспомним.
По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
два – Венера,
три – Земля,
четыре – Марс!
пять – Меркурий,
шесть – Сатурн,
семь – Уран,
восьмой – Нептун.
И девятая планета — под названием Плутон!
Приложение №7
Подвижные игры «Космонавты»
.Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра «Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу,свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Приложение №8
Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»
Задачи:
• Закрепить у детей представление о Вселенной, звёздах, кометах, планетах солнечной системы.
• Развивать у детей воображение, умение обосновывать своё желание, высказывать свои предположения и догадки, доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу.
• Воспитывать уважение к мнению других детей, умение слушать.
Ход беседы:
Воспитатель показывает детям плакат с изображением солнечной системы.
Как вы думаете что это? (солнечная галактика, космос, вселенная) Почему вы так решили? (тут есть звёзды, планеты, кометы) Это макет Солнечной системы, та часть Вселенной, где находится наша планета Земля. А что такое космос? (это вселенная) Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом или Вселенной. Как вы думаете, у космоса есть начало и конец? (ответы детей) Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная заполнена бесчисленным количеством звёзд. Комет, планет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. Но чего в космосе нет? (воздуха) Как вы думаете, планеты, звезды, неподвижны? (ответы детей)Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся с огромной скоростью по своему пути. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй». А вы хотели бы полететь в космос? (да) Что именно вы хотели бы увидеть в космосе, где побывать и почему именно там? (ответы детей) Какая из планет вас привлекает и почему? (ответы детей) В космосе тихо, одиноко, холодно. А как вы думаете, есть ли ещё в космосе планеты, на которых живут люди? (ответы детей) Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по космическим просторам.
Физминутка
«Путешествие на Луну».
Если очень постараться, (ноги на ширине плеч, наклоны вправо),
Если очень захотеть,( влево)
Можно на небо подняться (ноги слегка расставлены, руки на поясе),
И до солнца долететь.( Подняться на носках верх-вниз);
И всерьёз, не понарошку и. п(. тоже, повороты влево-вправо)
Познакомиться с Луной,
Погулять на ней немножко( ходьба на месте).
И вернуться вновь домой.
Итак, занимайте места в
нашей космической ракете у иллюминаторов. Взлетаем. Держим курс на
Луну. (воспитатель включает слайд-программу «Луна»)
Что такое Луна?
Луна – не звезда и не планета.
Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли.
Луна – самое близкое к Земле небесное тело. На её поверхности можно увидеть светлые пятно – это лунные моря, на самом деле в них нет ни капли воды.
На Луне нет воздуха.
Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем космической пыли. Луна светит потому, что её освещает Солнце. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц. Как вы думаете на Луне можно жить?
Почему? (ответы детей) Облетаем Луну и видим летящую комету. Что такое комета? Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «Грязными снежками».
Они «живут» очень далеко от Солнца, дальше самых дальних планет.
Многие только раз появляются вблизи Солнца и навсегда исчезают в глубинах космоса. Когда комета приближается к Солнцу, её можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у неё появляется светящийся хвост. Солнце нагревает комету, замёрзшие газы и лёд начинают испаряться и тянутся за кометой как хвост. Но вот полёт подошёл к концу, заканчивается топливо и мы возвращаемся назад. Какое интересное путешествие у нас получилось
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.