МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
433511, Ульяновская область, город Димитровград, III Интернационала, 146а
т.+7 (84235) 2-64-79, email: [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«МАТЕМАТИКА И КОНСТРУКТОР ЛЕГО»
Авторы проекта:
обучающиеся 5А класса
Уткина Ксения
Трошкина Дарья,
Руководитель:
учитель математики
Дресвянкина Т.П.
Город Димитровград
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………...4
1.1. История возникновения LEGO-конструктора…………………….3
1.2. Применение конструктора LEGO на уроках математики………..5
1.3. Влияние LEGO-конструктора на детей……………………………7
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………….7
2.1. Этап 1. Анкетирование………………………………………………..7
2.2. Этап 2. Исследование………………………………………………….7
2.3. Этап3. Итоговый продукт: викторина……………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….10
ВВЕДЕНИЕ
Мне очень понравилась игрушка LEGO – конструктор, которую мне подарили на день рождения.Я очень люблю играть с конструктором, потому что можно фантазировать, придумывать что-то необычное или усовершенствовать реальные модели. Меня это успокаивает, учит терпению.
Учитель математики Татьяна Петровна принесла конструктор LEGOна урок, и я была очень удивлена,что с помощью игрушки-конструктора можно изучать такой трудный предмет, как математика. Меня заинтересовал вопрос: кто и когда создал такую полезную игрушку и в какой стране? Мы с подругой решили найти информацию об истории возникновения конструктора LEGO, а также выяснить, где и как можно применять эту игрушку? Какое влияние оказывает занятие конструированием на детей?
Цель работы: доказать, что конструктор LEGO не только любимая игра многих детей, но и прекрасный помощник в изучении математики.
Задачи:
1. Выяснить историю возникновения LEGO-конструктора.
2. Узнать о развивающих возможностях LEGO-конструкторов. Как и на каких уроках можно его применять?
3. Провести анкетирование среди обучающихся нашего класса и обработать полученные данные.
Методы, используемые для решения поставленных задач:
× анализ источников информации;
× обобщение;
× наблюдение;
× анкетирование.
× исследования.
Объект исследования: конструктор LEGO.
Предмет исследования: история возникновения LEGO-конструктора и определение его влияния на развитие детей.
Гипотеза: LEGO-конструктор – это средство интеллектуального развития и обучения детей.
Новизна работы заключается в том, что подобные исследования никогда не проводились в нашей школе.
Практическая значимость: в случае подтверждения гипотезы, данная работа будет полезна для одноклассников, для учителей, для родителей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. История возникновения LEGO-конструктора
В 1932 году Оле КиркКристиансен, плотник из бедной датской семьи, открылфирму по производству стремянок, гладильных досок. Параллельно он занялся производством деревянных игровых кубиков, увидев, как его сын Готфрид с удовольствием мастерил кубики из обрезков досок. Эта идея помогла ему добиться финансового успеха.
Кампанию по производству игрушек Кристиансен назвал LEGO, соединив два слова – «leg» и «godt» - «хорошо играю». Торговая марка LEGO была зарегистрирована в 1934г. Позже Кристиансен узнал, что в переводе с латинского языка «lego» означает «я учусь» или «складываю вместе».
В компании Оле Кирка трудилось всего 7 человек, получающих удовольствие от создания игрушек. Над их рабочими местами находилась надпись – девиз фирмы – «Только лучшее является достойным», подчеркивающая заботу Кристиансена о качестве продукции.
Однако в 1942 г. фабрика полностью сгорела. Новое производство Кристиансен открыл в 1947 г. Теперь кубики стали делать из пластмассы, кроме того, появились специальные элементы для соединения их друг с другом. В 1949-м году LEGO начинает выпуск «Автоматически соединяющихся брусочков» с четырьмя или восемью выступами — в них уже можно узнать прообраз будущего знаменитого конструктора. В 1954-м такие кубики начинают называть «кубиками LEGO». Современная система крепления кубиков была запатентована позже в 1958-м году. В те же годы компания разрабатывает и свою «игровую систему» — определенный набор основных и дополнительных элементов конструктора, которая с каждым годом становилась все сложнее и сложнее. К кубикам позже прибавились транспортные фигурки, фигурки людей, потом животных, множество дополнительных элементов и еще много-много, очень много кубиков.
В 1963 г. кубики стали производить из специальной, нетоксичной и безопасной для детей, ABS-пластмассы, которую используют до сих пор.
В 1973-м году появляется логотип LEGO, который мы знаем сейчас, до этого продукция выпускалась под несколькими логотипами, но активный выход компании на международный рынок привел к созданию единого знака, узнаваемого во всех странах. В 1998-м была создана новая, более сжатая версия логотипа [4].
LEGO выпускает продукцию для детей самых разных возрастов, да и взрослые с удовольствием занимаются складыванием не таких уж и примитивных кубиков. Самая знаменитая серия LEGO так и называется «Lego» или «Legosystem» она представлена множеством серий: «Город», «Замок», «Космос», «Пираты», серии, посвященные «Звездным войнам» и «Гарри Поттеру» и т.д. Выпускается серия для маленьких детей — «DUPLO» и для самых маленьких — «Primo».
Есть у LEGO также малоизвестная серия «Znap» — в ней нет классических кубиков, больше всего эта серия подходит для строительства мостов, ажурных перекрытий. Серия «Technic» оснащена более сложными деталями и подходит для любителей роботов. Серия «Mindstorms» предлагает создать не просто своего собственного робота, но и, используя компьютерный модуль, запрограммировать его по своему усмотрению.
Сегодня игрушки Lego – это множество линеек, предназначенных для детей разных возрастных групп: Lego- Дупло, Lego- Город, Звездные войны, Замок и другие.
1.2. Применение конструктораLEGO на уроках математики
Математика — это очень серьезная и замысловатая наука, для многих детей порой непонятная. Всегда возникает вопрос, как объяснить детям сложные вещи? Я попробую объяснить с помощью кубиков ЛЕГО, чтобы это было видно наглядно.
Для того чтобы выбрать темы, при изучении и объяснении которых можно применить кирпичики ЛЕГО, я проанализировала учебники математики и выбрала следующие темы:
× знаки сравнения (больше и меньше, равенства);
× сложение и вычитание;
× часть и целое, обыкновенные дроби;
× сложение, вычитание и сравнение дробей;
× умножение;
× периметр;
× площадь и объем;
× параллелепипед;
× симметрия;
× диаграммы.
Нахождение периметра и площади четырехугольника
Понятия периметра и площади важные при решении практических задач. Обучающиеся часто ошибаются в единицах измерения. Поэтому при помощи стандартных деталей LEGO выкладываем четырехугольник со сторонами 4 и 4. Используем то, что кубик с 4 шипами равняется 1 кв. см. После этого закладываем наш квадрат кубиками с 4 шипами, сколько кубиков затратили тому и равна площадь. Также площадь можно определить по количеству рядов, в которые выстроены кубики (длину умножить на ширину или 4х4). В данном случае 16 кв. см.
Для нахождения периметра прямоугольника составляем его контур. После этого выкладываем все стороны прямоугольника в один ряд, линейкой измеряем длину получившейся линии. Сколько см получится это и будет периметром нашего прямоугольника, в данном случае 16 см
Периметр – это сумма всех сторон прямоугольника, периметр можно получить, обходя вокруг фигуры - её контур.
Площадь — это произведение длины и ширины прямоугольника, площадь находится путем пересчета всех «кирпичиков». Еще показываем важное понятие - полупериметр.
Вывод: школьники получают наглядное понятие периметра и площади, их единиц измерения. Они всегда смогут объяснить, чем отличается периметр от площади.
А учитель математики рассказала, что и на геометрии, и на алгебре в 7 классе тоже будем применять этот конструктор при изучении теоремы Пифагора и выводе формул.
И это, я думаю, далеко не весь перечень тем математики, в которых можно применять эту умную игрушку.
1.3. Влияние LEGO-конструктора на детей
Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.
Конструирование имеет и большое воспитательное значение. Оно способствует формированию самостоятельности, настойчивости, развивает творческое воображение.
Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики.
Собирая, конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию.
Красочный, конструктор, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.
И все же дети играют с LEGO не потому, что это полезно, а потому, что это очень интересно. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово!
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Этап 1. Анкетирование
С целью выявления популярности LEGO-конструктора среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование по следующим вопросам:
1. У тебя есть LEGO –конструктор?
2. Знаешь ли ты историю возникновения LEGO?
Результаты анкетирования
В анкетировании приняло участие 25 учащихся 5А класса, из них 12 мальчиков и 13 девочек. Анализируя полученные данные, я выяснила следующее:
LEGO –конструктор имеют дома 22 у моих одноклассников и только 3 человека никогда в него не играли.
На вопрос хотел бы ты узнать историю создание этой умной игрушки?
22 человека ответила- да
На вопрос «Чему ты научился, играя в ЛЕГО?», отвечали так:понимать, что такое дробь, как их складывать, сравнивать, сокращать,быть внимательным и терпеливым,конструировать интересные поделки,интересно провожу свое свободное время.
2.2. Этап 2. Исследование
1. Из кубиков Лего сделали две одинаковые фигуры потом сосчитали из сколькихкубиков сделана каждая фигура. Получилось равное количество.
ВЫВОД: равные фигуры имеют равный объем и равную площадь.
2. Положили 5 кубиков справа и 3 кубика слева. Затем поменяли их местами. Количество кубиков от этой перестановки не изменилось. Проделали этот же эксперимент с другими кубиками и получили тот же результат.
ВЫВОД: доказали правило математики, что от перемены мест, слагаемых сумма не меняется.
2.3. Этап 3. Итоговый продукт проекта «Математика и LEGO»:
Викторина для учащихся.
1.Кто создатель конструктора LEGO?
(Оле КиркКристиансен)
2. В каком году и в какой стране появился конструктор LEGO?
(В1932 году в Дании)
3. Как переводится слово «LEGO».
(хорошая игра)
4.Можно ли конструктор LEGO применять на уроке математики, если да, то как?
(да. Например, при изучении дробей)
5.Как показать теорему Пифагора с помощью конструктора.
(составить квадраты на каждой стороне треугольника)
6. Какая модель, составленная из деталей LEGO. внесена в Книгу Рекордов Гиннеса?
(железная дорога длинной 545 метров)
7. Какую высоту имеет самая высокая башня, составленная из деталей LEGO и сколько кубиков ушло на ее построение?
(31 метр и 550 тысяч кубиков)
8. Какая модель, составленная из LEGO, побывала в космосе?
(Робот Джиттер)
9. Как с помощью LEGO решить задачу: «У Сократа есть 6 братьев и у каждого брата по одной сестре. Сколько всего братьев и сестер?»
(по кругу поставить 7 кубиков – братьев и в середку 1 кубик –сестру, всего 8 человек.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы я узнал историю возникновения LEGO-конструктора. А также выяснил, какое влияние оказывают конструкторы LEGO на развитие детей.
Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиены, эстетики, прочности и долговечности. Среди развивающих игрушек этот конструктор занимает особое место. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения. Играя в LEGO, дети:
1. развивают мелкую моторику рук, стимулируя развитие речи и умственные способности;
2. учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
3. получают математические знания о счёте, форме, пропорции, симметрии;
4. расширяют свои представления об окружающем мире (об архитектуре, транспорте, ландшафте);
5. развивают внимание, память, мышление;
6. учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
7. овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
8. учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Таким образом, развивающие возможности детского конструктора LEGO безграничны: можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие.
Итак, моя гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литвиненко В.М. Лего мастер.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005г.
3. Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх ЛЕГО-конструктором - М.: Владос, 2003.
4. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. Вопросы психологии. 1996г. №3.
5. http://kubik18.ru/lego-history (история LEGO)
6. https://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/4471-razvitie-konstruktivno-modelnykh-dejstvij-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html?start=1
7. http://lego.ucoz.ru/publ/lego_konstruirovanie
8. www.lego.com
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.