Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 29»
Утверждено: ----------------- заведующий МБДОУ «Детский сад № 23»
М.В. Ябурова
Педагогический проект
«Мой Пермский край»
Разработали:
воспитатели
Миронова Г.А.
Плотникова Л.И.
пос. Яйва
2018г.
Актуальность темы
Сегодня, завтра и всегда ты процветай
Мой Пермский край!
Мой Пермский край-
Где начинается рассвет,
Мой Пермский край,
Пусть Бог хранит тебя от бед!
Мой Пермский край!
Мой Пермский край…
.
«Люби и знай свой край родной» - кому не известен этот завет жизни!? Полюбить же свой край можно лишь тогда когда знаешь ее тайны и богатства, открываешь в ней неведомое.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, приобретает все большее значение национально – региональный компонент. Национально – региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историческим, культурным, географическим, природно - экологическим своеобразием Пермского края.
Именно с любви к «малой Родине» начинается любовь ко всему миру.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Воспитание чувств патриотизма - любви к Родине традиционно решаются в ДОУ, но результаты мониторингов показывают, что необходимо углубить работу в данном направлении. Поэтому нами принято решение разработать и реализовать проект на тему «Мой Пермский край». Так как метод проектов позволяет детям дошкольного возраста успешно усвоить сложный историко-краеведческий материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей и самим педагогам повысить компетентность в данном вопросе.
Проблемы проекта:
· Низкий уровень знаний истории родного Пермского края. Недостаточный познавательный интерес у воспитанников.
· Недостаточный уровень компетентности родителей в данном вопросе.
Тип проекта:
· По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2018- апрель 2019 г.)
· По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский, информационный.
· По составу: групповой (подготовительная группа «Солнышко», дети, родители, воспитатели: Плотникова Л.И., Миронова Г.Ф. музыкальный руководитель Стрельченко С.Ю.)
· По характеру контактов: в рамках ДОУ, взаимодействие с социумом.
Цели проекта:
· Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного Пермского края, ее достопримечательностям, природе; воспитание любви и привязанности к малой родине, родному краю.
Задачи:
Для детей:
1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду и дома между взрослыми и детьми, где взаимоотношения построены на доброжелательности и взаимоуважении.
2. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
3. Формировать представления о Пермском крае, о Перми, как столице края; чувства привязанности к родному краю, своей малой родине – поселку Яйва на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Осуществлять ознакомление детей с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием Пермского края.
4. Прививать чувство глубокого уважения и почитания символов Пермского края и родного поселка.
5. Формировать палитру умений опосредующих интерес и самостоятельность в воспроизведении образцов народного искусства (в игровой, изобразительной, музыкальной, и других видах художественно-творческой деятельности).
6. Воспитывать любовь к дому, семье, детскому саду, малой родине; чувство гордости за родной Пермский край; эмоционально-ценностное отношение к своему краю; гордость за принадлежность к жителям Пермского края (пермякам).
Для педагогов:
1. Подобрать, проанализировать и изучить необходимую для реализации проекта литературу и методические разработки.
2. Создать информационную базу. Пополнить материальную и развивающую среду группы.
3.Составить консультации для родителей, познавательные газеты для детей и родителей по тематике проекта.
4. Создать библиотеку для детей и родителей.
5. Собрать коллекции детских работ по теме проекта.
6.Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Для родителей:
1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
2. Побуждать родителей к участию в подготовке и проведении мероприятий в рамках проекта.
3. Повышать компетентность родителей в данном вопросе.
Предполагаемый результат.
Дети:
- Воспитание чувства любви и привязанности к родному дому, семье, детскому саду, поселку, краю, стране.
- Закрепление знаний: о месте проживания (домашний адрес, поселок, район, край); о предприятиях родного поселка и их значимости; знакомство с символикой поселка, достопримечательностями, климатическими условиями.
- Уточнение знаний детей о месте работы родителей, значимости их труда; воспитание чувства гордости и уважения к труду взрослых. Выполнение посильных трудовых обязанностей дома, в детском саду; умение нести ответственность за их выполнение.
- Обогащение знаний о крупных городах, красивых уголках Прикамья ее культурных традициях, народных промыслах, флоре и фауне родного края.
- Закрепление знаний о столице Пермского края, ее истории, достопримечательностях; флаге, гербе, гимне родного края; о красивых уголках родного края; о своей нации; культуре; языке; традициях. Воспитание гордости за свой народ, за его достижения.
- Обогащение представлений о представителях других национальностей, населяющих наш край. Уважение к их культуре и традициям.
- Совершенствование умений в воспроизведении образцов народного творчества в игровой, изобразительной, музыкально-театрализованной и других видах художественно-творческой деятельности.
Для педагогов:
- Повышение профессионально-творческого уровня
- Пополнение знаний по теме проекта
- Расширение культурных связей детского сада в социуме
- Пополнение информационной базы и развивающей среды
- Укрепление связи в цепочке педагоги-родители-дети
- Углубление работы с краеведческим музеем, дворцом культуры «Энергетик» и библиотеками поселка Яйва по теме проекта.
Для родителей:
- Информированность родителей в данном вопросе
- Проявление интереса к поисковой и творческой деятельности по теме проекта совместно с детьми
- Укрепление связей в цепочке воспитатели-родители-дети.
Этапы проекта:
· Сбор и систематизация информации:
- Организация предметно-развивающей среды: оформление группового помещения по тематике проекта (дидактические игры, пособия, атрибуты, костюмы и др.)
- Подбор необходимой литературы, иллюстраций, картин, предметов народных промыслов Прикамья, детской литературы.
- Подготовка информационного пространства для родителей
- Рассказы педагогов о своем детстве, любимых литературных и фольклорных произведениях, народных промыслах, красивых уголках Пермского края и др.
- Разнообразные беседы по тематике проекта
- Пополнение фонотеки, видеотеки, уголка России и др.
· Творческая деятельность детей:
- Участие в мероприятиях проводимых в ДОУ и социуме
- Изготовление керамических изделий по мотивам народных промыслов родного края.
- Создание творческих работ на тематику проекта.
- Прослушивание и разучивание песен, стихов, потешек, закличек и др.
- Самостоятельная игровая деятельность с использованием накопленного опыта по теме проекта.
· Взаимодействие с родителями:
- Проведение собрания, бесед, консультаций;
- Оформление групповой и приемной комнаты по тематикам проекта;
- Совместная деятельность детей и родителей, участие в разнообразных мероприятиях
- Выставки сотворчества (родители, дети)- Содействие родителей в обогащении развивающей среды группы.
Взаимодействие с социумом:
- укрепление связей с дворцом культуры «Энергетик», краеведческим музеем, библиотеками п. Яйва, школой № 3 по теме проекта. Встречи с интересными людьми.
Система непосредственно образовательной деятельности содержит:
- серию бесед по тематике проекта: «Моя семья», «Лучше нет родного края», «Наш язык русский», «Прикамская сторона», «Многоцветная Парма», «Красивые уголки родного края» и др.;
- презентации по теме (с использованием ноутбука);
-организация виртуальных путешествий по просторам родного края
- интегрированные занятия: «Край в котором мы живем», «Кунгурские глиняных дел мастера », «Умельцы земли прикамской», «Имена героев на карте Пермского края», «Заповедник «Бассеги» », «Сказки народов Прикамья» и др.;
- занятия: «Рассматривание картин Онькова по былинам», «Рисование по сказкам народов Прикамья», лепка и роспись (прикамские мотивы), и др.
- музыкальные и физкультурные занятия, с использованием народного фольклора: « Частушечные посиделки» (с бабушками), музыкально – спортивный квест «Отправляемся в поход» и др..
- кульминация проекта - веселый праздник, с участием родителей воспитанников группы, «Прикамские наигрыши».
Был выбран следующий цикл тематических блоков в организации образовательной деятельности:
- «Моя малая родина-поселок Яйва»
- «Пермский край - мой родной край»
- «Флора и фауна Пермского края»
- «Народные промыслы Прикамья»
- «Символы Пермского края и родного поселка»
- «Знаменитые люди родного края»
- «Имена героев на карте Пермского края»
- «Художественно-творческая деятельность»
В ходе проекта востребованы следующие виды деятельности детей:
Физкультурная деятельность:
- утренняя гимнастика с использованием художественного слова и фольклора малых форм;
- цикл экскурсий в березовую рощу и в ближайшее природное окружение;
- прогулки, целевые прогулки по улицам родного поселка;
- народные подвижные и сюжетно-подвижные игры;
- разучивание фольклорных считалок;
- игровые упражнения по мотивам темы проекта ;
Творческая деятельность:
- прослушивание аудиозаписей и разучивание песенного репертуара (по тематике проекта);
- участие детей и родителей в праздниках: «Мамочка моя солнышко мое», «В гости осень к нам пришла», «Частушечные посиделки», «Новогодние приключения», «Есть такая профессия – Родину защищать» «Весеннее настроение». «Прикамье празднует Победу», «Прикамские наигрыши»;
- создание рисунков и поделок. Выставки детских работ (в том числе совместных работ дети – родители);
- участие в групповых развлечениях и конкурсах;
- создание коллективных работ по тематикам проекта и др. с использованием разных техник исполнения и материалов;
- пополнение уголка России (воспитатели, родители, дети);
- участие в творческих конкурсах разного уровня;
- самостоятельная творческая деятельность детей;
- создание фотогалереи «Мы так весело живем».
Музыка:
- музыкальные развлечения и праздники: «Осень в гости к нам пришла», Частушечные посиделки», музыкально – спортивный квест «Отправляемся в поход», «Мамочка моя солнышко мое», «Новогодние приключения», «Еть такая профессия – Родину защищать», «Весеннее настроение», «Прикамье празднует Победу», «Прикамские наигрыши» и др..
- прослушивание и разучивание песен и танцевальных композиций на данную тему;
- ознакомление с песенным фольклором и народными хороводными играми «Ручеек» («Шорок»), «Ленок», «Гори – гори ясно», « Масленица» и др.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности:
- дидактические игры: «Бабушкин сундук», «Прикамские узоры», «Из какой это сказки», «Растения родного края», «Узнай наш флаг», «Сложи герб родного края из фрагментов», «Символика России и Пермского края» и др.
- сюжетно-ролевые игры: «В гостях у бабушки – хозяюшки», «Приглашаем в гости к нам» (с использованием народного фольклора), «Народные умельцы России и Пермского края» (по мотивам народных промыслов); «Семья», «Путешествие по просторам родного края», «Космонавты», «Защитники Родины», «А у нас концерт» (с использованием народного фольклора, песен и стихов).
- подвижные и хороводные игры: «Горелки», «Заря – Заряница», «Гуси – лебеди», «Жмурки», «Ленок», «Золотые ворота», «Передай знамя» и др.
С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта реализуются следующие формы взаимодействия с семьей:
- консультации для родителей по тематике проекта;
«Красивые уголки Прикамья», «Творчество наших земляков»;
- размещение информационных материалов в родительском уголке;
- совместная деятельность детей и родителей по подбору художественной литературы по тематике проекта. Семейное чтение (стихи и рассказы о Родине и о родном крае, сказки народов Прикамья, произведения пермских авторов…)
- помощь родителей в подборе информационного и наглядного материалов о нашем крае и в пополнении уголка России и фонотеки по тематике проекта;
- участие в организации и проведении праздников и развлечений (изготовление атрибутов, костюмов);
- участие родителей в выставках (родители-дети);
- оформление фото-выставок и выставок работ детей в рамках проекта;
- участи в организации и проведении цикла экскурсий «Работа моих родителей».
Что дает реализация данного проекта детям, родителям, воспитателям:
- создание благоприятных условий для эффективного осуществления педагогической работы по нравственно – патриотическому воспитанию через приобщение к истокам семейной и народной культуры, обогащение знаний о малой родине, о родном крае и о стране-России.
- обогащение развивающей среды и материальной базы группы.
- формирование и совершенствование системы знаний по теме проекта;
- обмен впечатлениями по теме;
-воспитание любви к Родине – России, к родному Пермскому к малой родине
п. Яйва, детскому саду, семье.
-развитие творческих способностей, оказание помощи самому педагогу развиваться как творческой личности.
-формирование тесного взаимодействия всех участников проекта, развитие и укрепление навыков участия в проекте. Укрепление взаимосвязей в цепочке: педагоги – дети – родители – ДОУ - социум.
· Презентационный этап:
- выставки совместных творческих работ детей и родителей на темы: «Моя семья», «Любимый уголок природы», «Герб нашей семьи», «Города Прикамья», «В нашей семье есть герой).
- выставка групповых, коллективных работ: по мотивам народных промыслов Прикамья; «Любимые места родного поселка Яйва», «Пермский край-мой родной край», «Пермь – столица Пермского края».
- альбомы: «Посмотрите - это мы», «Наш любимый поселок-Яйва», «Красивые уголки Прикамья», «Город Пермь».
- фото галереи: «Мы так весело живем», «В нашей семье есть герой»
- Праздничные программы и развлечения: «Осень в гости к нам пришла», «Мамочка моя - солнышко мое», «Частушечные посиделки», «Новогодние приключения», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Весеннее настроение», «Прикамье празднует Победу», «Прикамские наигрыши».
- фото-презентация проекта;
- презентация проекта для педагогов ДОУ;- публикация в СМИ.
Заключение
Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в ДОУ, побуждает повышать профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса, подталкивает к активному взаимодействию педагогов, родителей, воспитанников, организации социума. Способствует: формированию у детей основ нравственно-патриотического чувства; развитию познавательной и творческой активности; воспитанию любви к народной культуре, малой Родине, родному Пермскому краю, стране-России.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) Москва, 2011.
2. Зеленин А.С. Пермь и Пермский край, Пермь: Пушка, 2015.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение детей к истокам народной культуры», Изд.: С - Пет, Д-Пресс, 2000.
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Метод. Пособие. Москва, 2009.
5. Шаньшурова Г. Многоцветная Парма Изд.: Екатеринбург, 2014 .
6. Жолобова С. Пермский период; Изд.: ООО Труд - Прикамье, 2013 .
7. Интернет-ресурсы.
Приложение:
1. Сценарий праздника «Прикамские наигрыши»
2. творческие работы детей:
- индивидуальные и, коллективные работы;
-поделки (фотографии)
3. Фотоотчет.
4. Консультации для родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.