Проект
на тему: «Народное творчество. Культура и традиции»
в старшей группе №13 «Васильки»

Подготовили и провели:
Воспитатели Касьяненко О.А.
Котова В.С.
Город-курорт
Ессентуки, 2025 г.
Проект на тему: «Народное творчество. Культура и традиции»
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Срок реализации: (с 8.09.2025 г. по 26.11.2025 г.)
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители.
Актуальность проекта: В современном мире дети часто отдаляются от своих корней, забывают о богатой культуре и традициях своего народа. Данный проект призван познакомить детей с народным творчеством, привить интерес к истории и культуре России, воспитать чувство патриотизма и уважения к традициям предков.
Цель проекта - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном творчестве, культуре и традициях русского народа, развитие творческих способностей и интереса к изучению истории своей страны.
Задачи проекта:
• Образовательные:
1. Познакомить детей с различными видами русского народного творчества: фольклором (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки), народными промыслами (роспись, резьба по дереву, плетение, вышивка), народными костюмами и традициями.
2. Расширить словарный запас детей, обогатить речь новыми словами и выражениями, связанными с народной культурой.
3. Формировать представления о народных праздниках и обрядах.
• Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к истории и культуре России.
2. Развивать творческие способности детей в различных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании, музыкальной и театральной деятельности.
3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
• Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к традициям своего народа.
2. Формировать интерес к народному творчеству, бережное отношение к предметам народного быта.
3. Воспитывать чувство гордости за достижения русского народа.
Предполагаемые результаты:
• Дети имеют представления о различных видах русского народного творчества.
• Дети знают названия народных промыслов, умеют различать их особенности.
• Дети знакомы с народными праздниками и обрядами.
• Дети проявляют интерес к изучению истории и культуры России.
• Дети умеют выражать свои впечатления от народного творчества в различных видах деятельности.
• У детей сформировано чувство патриотизма и уважения к традициям своего народа.
Этапы реализации проекта:
I этап: Подготовительный
• Определение темы проекта и формирование целей и задач.
• Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, аудио- и видеоматериалов по теме проекта.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе: оформление книжного уголка, организация выставки народных промыслов (с помощью родителей).
• Разработка плана мероприятий проекта.
• Анкетирование родителей с целью выявления их интересов и возможностей участия в проекте.
II этап: Основной
• Образовательная деятельность:
* Беседы: "Что такое народное творчество?", "Русские народные сказки", "Русские народные праздники", "Народные промыслы России".
* НОД (Непосредственно образовательная деятельность):
* Рисование "Русская матрешка", "Хохломская роспись", "Гжель".
* Лепка "Дымковская игрушка", "Сказочный герой".
* Аппликация "Русский сарафан".
* Конструирование "Русская изба".
* Чтение художественной литературы: Русские народные сказки ("Репка", "Колобок", "Три медведя", "Маша и медведь" и др.), пословицы, поговорки, загадки.
* Прослушивание русских народных песен и частушек.
* Разучивание народных игр.
* Просмотр мультфильмов, созданных по мотивам русских народных сказок.
• Игровая деятельность:
* Сюжетно-ролевые игры: "В гостях у бабушки", "Ярмарка", "Театр".
* Дидактические игры: "Собери матрешку", "Найди пару", "Узнай по описанию", "Что лишнее?".
* Подвижные игры: "Ручеек", "Жмурки", "Горелки".
• Самостоятельная деятельность детей:
* Рассматривание иллюстраций, книг о народном творчестве.
*Рисование, лепка, аппликация по собственному замыслу.
* Организация кукольного театра по мотивам русских народных сказок.
• Работа с родителями:
* Консультации для родителей: "Роль семьи в приобщении детей к народной культуре", "Русские народные традиции в семье".
* Мастер-классы для родителей по изготовлению народных игрушек, росписи по дереву.
* Помощь родителей в организации выставки народных промыслов, подборе материалов для проекта.
* Совместное изготовление костюмов для театрализованного представления.
III этап: Заключительный
• Организация итогового мероприятия:
* Театрализованное представление по мотивам русских народных сказок (с участием детей и родителей).
* Выставка детских работ по теме проекта.
* Викторина "Знатоки русского народного творчества".
• Анализ результатов проекта:
* Оценка достижения цели и задач проекта.
* Определение перспектив дальнейшей работы по приобщению детей к народной культуре.
* Обобщение опыта работы по реализации проекта.
Материально-техническое обеспечение:
• Методическая литература по народному творчеству.
• Художественная литература: русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки.
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных промыслов, костюмов, праздников.
• Аудио- и видеоматериалы: русские народные песни, частушки, мультфильмы.
• Материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования.
• Костюмы для театрализованного представления.
• Предметы народного быта (по возможности).
• Игрушки народных промыслов (матрешки, дымковские игрушки, богородские игрушки и др.).
Оценка эффективности проекта:
• Наблюдение за детьми в процессе реализации проекта.
• Анализ детских работ.
• Оценка активности и заинтересованности детей в процессе реализации проекта.
• Отзывы родителей о проекте.
• Результаты итоговой викторины.
Дальнейшее развитие проекта:
• Продолжение знакомства с другими видами русского народного творчества.
• Участие в конкурсах и фестивалях народного творчества.
• Создание мини-музея народного творчества в группе.
Таким образом, данный проект поможет детям старшего дошкольного возраста прикоснуться к богатству русской культуры, почувствовать связь со своими предками, воспитать в себе чувство гордости за свою Родину и уважение к ее традициям. Он будет способствовать развитию творческих способностей детей, расширению их кругозора и формированию нравственных ценностей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.