Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 107»
![]()
344091, г. Ростов-на-Дону, ул. Каширская, 10/2 Тел./факс (863) 242-84-95
Номинация:
Методические разработки в области инклюзивного образования
Проект
Обогащение речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) посредством физического развития с использованием нейроупражнений.
«Бегаем, играем, речь развиваем »
Автор:
Учитель-логопед МБДОУ
№107
Крат Ксения Петровна.
Тел: 8-904-500-47-63
Эл.почта: ksenik.k@mail.ru

Оглавление
ПАСПОРТ ПРОЕКТА...................................................................................... 3
Проблема проекта......................................................................................... 3
Актуальность проекта .................................................................................. 4
Цель проекта................................................................................................. 6
Задачи проекта.............................................................................................. 6
Формы речевой работы с детьми................................................................... 7
Предполагаемые результаты проекта.......................................................... 13
План реализации проекта............................................................................ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................... 17
Приложение №1............................................................................................. 18
Семинар-прктикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения 18
Тема: «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»........................................................................................................ 18
Приложение №2............................................................................................. 36
Открытое занятие для педагогов дошкольного образовательного учреждения. 36
Тема проекта:
Обогащение речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) посредством физического развития с использованием нейроупражнений.
|
Образовательные области |
Физическое развитие, речевое речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
|
Руководитель проекта
|
Учитель-логопед |
|
Тип проекта |
Практико-ориентированный, игровой |
|
Продолжительность
|
Средней продолжительности (сентябрь-ноябрь) |
|
Участники проекта |
Дети с ограниченными возможностями здоровья , инструктор по физической культуре, педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель. |
|
Форма работы
|
Групповая |
Проблема проекта.
Анализируя общее развитие воспитанников нашего дошкольного учреждения, отмечено, что с каждым годом растёт число детей с нарушением речи . Активный словарь дошкольников крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но никак ни словесным выражением потребностей и просто общением. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. У большинства детей дефекты речи, а это ведёт к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).
Актуальность .
Видеть красивого, умного, здорового ребёнка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребёнком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надёжного помощника. Название ему - движение.
Физиологи считают движение врождённой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.
Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.
Память, мышление, речь ребёнка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учётом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребёнка без использования в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трёх компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребёнка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.
Следовательно, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных функций детей.
Так же становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.
Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность с применением инновационных образовательных технологий выступала бы , как средство развития речи дошкольника.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребёнка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.
ü создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника;
ü формировать двигательную сферу ребёнка и навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением;
ü привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию;
ü вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в логоритмических и подвижных играх по координации речи с движением, а также в игровых упражнениях на развитие мелкой моторики;
ü способствовать развитию выразительности речи и движений
Для детей:
ü развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
ü формировать фонематический слух при помощи физических упражнений;
ü формировать чёткость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
ü формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Для педагогов:
ü Расширить знания по теме «Движение и речь»;
ü Пополнить картотеку подвижных игр.
|
N |
Виды |
Пример |
Цель использования, в каких случаях используется |
|
|
1 |
Считалки |
Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…» Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» «Заводит песенку Юла:- ла,ла,ла,ла,ла…Кружит долго на полу.Кто танцевать учил Юлу?» |
Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего |
|
|
2 |
Слова–заклички в подвижных играх |
Игра «Совушка – сова» «Совушка -сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»
|
Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. |
|
|
3 |
Стихи на спортивную тематику
|
Стихотворение «Канатоходец» «В час прогулки по канату Я уверенность храню. Свой мешочек (он не вата), Ни за что не уроню». |
Используются при выполнении ОРУ и основных движений |
|
|
4 |
Спортивные термины |
Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. |
Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов |
|
|
5 |
Обговаривание правил игры |
Вопросы педагога: - «Знаете ли вы такую игру?»; - «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; - «Объясни всем правила игры». |
Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности |
|
|
6 |
Игровые зарядки |
Вот по узенькой дорожке Зашагали наши ножки, шагают А вот кочки на пути, Выше ноги подними перешагивают кочки Что бы нам не опоздать, Тихонько надо побежать бег на носочках Стоп, ребята, остановка! Мы бежали с вами ловко. Стоят |
Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса |
|
|
|
|
«Часики» («Маятник») Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. Проделать упражнение 10-15 раз. «Качели» Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнется мой язык – Артист!
|
|
|
|
7 |
Речевые приемы |
|
Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения |
|
|
8 |
Различные виды расчета при построении |
«На 1,2 – рассчитайсь!», «По – порядку рассчитайсь!» |
Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников |
|
|
9 |
Стихи и песни тематического содержания |
Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.
|
Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах |
|
|
10 |
Ритмическая и пальчиковая гимнастика
|
Ритмическая гимнастика: Упражнения – «Волк идет», «Боксируем», «Радуется Шапокляк» Пальчиковая гимнастика: «Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем», «Любимые игрушки»
|
Развитие ритма и мелкой моторики рук
|
|
|
12 |
Упражнения на развитие мелкой моторики |
Эстафеты: «Звуковая поляна», «Волк и заяц». Игры с мячом: «Хватайка», «Горячая картошка»» |
Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции |
|
|
13 |
Дыхательная гимнастика |
«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит», «Не урони шарик » |
Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. |
|
|
|
Нейроупражнения |
«Захвати мяч», «Пройди по дорожке», «Кольцебросы», «Карточки-схемы», «Колечко», «Хлопок-кулак-щелчок», «Путаница», «Перекрестные шаги», «Мячик счет», «Зеркальное рисование» |
Оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. |
|
|
14 |
|
|
|
|
Для детей:
v повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;
v снижение заболеваемости. Укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр с художественным словом;
v привитие интереса к здоровому образу жизни;
v умение детей играть в подвижные игры;
v развитие двигательной активности детей;
v сплочение детского коллектива;
v развитие связной речи детей. Обогащение словарного запаса детей (считалки, речёвки, подвижные игры с художественным словом).
Для педагогов:
v формирование сознательного отношения к собственному здоровью;
v расширение спортивно-культурных связей детского сада в социуме;
v пополнение методической базы по теме проекта;
v улучшение предметно-пространственной развивающей среды.
План реализации проекта.
Подготовительный этап ( сентябрь)
Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта. Сбор и систематизация информации:
l подбор игр и упражнений с художественным словом;
l подбор комплексов утренней гимнастики с текстом;
l подбор комплексов гимнастики после дневного сна с художественным словом;
l использование фольклорного материала: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, игры с речитативом;
l придумывание сказок о физкультурном оборудовании.
Основной этап ( октябрь-ноябрь)
Организация деятельности детей в рамках проекта
Физкультурная деятельность детей:
² интегрированные физкультурные занятия;
² прогулки;
² подвижные игры с художественным словом;
² утренняя и бодрящая гимнастики на содержании литературных текстов;
² спортивные упражнения;
Творческая деятельность детей:
² придумывание сказок о физкультурном оборудовании.
Музыкальная деятельность детей:
² утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение;
² разучивание подвижных хороводных песен, игр-хороводов с художественным словом.
Работа с педагогами:
² семинар-практикум «Обогащение речевого развития детей дошкольного развития с ограниченными возможностями здоровья ( тяжелые нарушения речи) посредством физического развития», презентация проекта;
² Проведение занятией с детьми с ОВЗ на тему проекта.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта.
Итоговое мероприятие:
ü Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Обогащение речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) посредством физического развития» (Приложение №1)
ü Открытое занятие для педагогов дошкольного образовательного учреждения, с детьми подготовительного к школе возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи.) (Приложение №2)
Дети с нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи .
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования двигательных кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.
1. Асташина М.П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-
7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 110 стр.
2. Алябьева А.В. Логоритмические упражнения. - М.: Творческий центр,
2005.
3. Авилова С.А., Калинина Т.В. Игровые и рифмованные формы физических
упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений,
стихотворения с движениями. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111стр.
4. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду»;
пособие.- М., Центр педагогического образования, 2008. -112 стр.
5.Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций /
6.Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с. .
7. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
8. Максакова А. И., Чумакова Г. А. «Учите, играя»;
9.Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные
физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет:
Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - 224 с. 10.Н.Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)-, 2006 ISBN 978-5-89814-356-4 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
11. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
12.Тимофеева Е. А. «Подвижные игры»;
13. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.
Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.
Существует
тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена
и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия).
В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока)
располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому
развитие
речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и
движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут
«параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади
двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,
расположенная очень близко от речевой зоны. Особенно наглядно огромная площадь
проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек)
Пенфилда».
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять..»? Ее можно поводить на любом лексическом материале. (Животные, птицы, одежда, мебель и т.д.) Эта игра не справедливо забыта. Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.
2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой следующему.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги - обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. (С)
«Счет
предметов» (согласование сущ. с числит.) Дети встают в линеечку. Передают
друг другу мяч.
Пуговицы, длинноногих страусов.
«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч. Проворонила ворона вороненка.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.
Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Ш:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук.
Ш:
сутки-шутки
Крыса-крыша
Миска-мишка
Марс-марш
Сок-шок
Споры-шпоры
Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.
Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.
Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых звукоподражаний:
«Тук-тук» - забиваем
гвозди молоточком.
«Топ-топ» - топают ножки.
«Га-га-га» - хлопают «крыльями».
«Тик-так» - наклоны в стороны
Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Петрушка
|
Стоит в лесу избушка, |
Руки над головой изображают крышу дома. |
|
А в ней живет Петрушка. |
Движение, имитирующее игру на дудочке. |
|
К нему идут зверушки |
Ходьба. |
|
Попрыгать, поиграть. |
Прыжки. |
|
Олени, носороги, |
Скрещивание рук над головой. |
|
Медведи из берлоги |
Переступание с ноги на ногу. |
|
Приходят друг за дружкой |
Ходьба. |
|
Попрыгать, поиграть. |
Прыжки. |
|
Косули и еноты, ежи и бегемоты |
Выполнять «пружинку», руки на поясе. |
|
Идут после охоты |
Ходьба. |
|
Попрыгать, поиграть. |
Прыжки. |
|
Малиновка, овсянка, живая обезьянка, |
Ритмичные взмахи
руками. |
|
У всех одно и то же- |
|
|
Попрыгать, поиграть. |
Прыжки |
|
Стоит в лесу избушка, |
Руки над головой изображают крышу дома. |
|
А в ней живет Петрушка. |
Движение, имитирующее игру на дудочке. |
|
К нему идут зверушки |
Ходьба. |
|
Попрыгать, поиграть. |
Прыжки |
Проговаривать в сочетании с речью можно и скороговорки.
У зайки Бубы заболели зубы, заболели зубы у зайки Бубы.
Сидели две вороны, клевали макароны, у одной вороны длиннее макароны, у другой вороны короче макароны.
Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого воспитателя своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и на прогулке, и во время игр в группе.
Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т.к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.
Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища).
Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.
При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.
Следующий способ взаимодействия движений и речи – это логоритмика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.
Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это сочетание отдельных звуков и движений. Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны. О руки с напряжением в стороны, УУУ руки вперед ладони повернуты от себя, ИИИ указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаютсявысоко, встать на носочки. РРР руки перед собой двигаются кисти, сссс- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т.д.
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Первое, что мы начинаем делать при работе с неговорящим ребенком - это развивать моторику пальцев.
В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.
Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.
Нейрогимнастика, или гимнастика для мозга, — система упражнений для развития нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи. Упражнения нейрогимнастики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка.
Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.
Цели нейрогимнастичеких упражнений:
• синхронизация развития полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие координации, ловкости;
• развитие памяти, внимания;
• развитие речи и мышления.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
— нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
— следует менять привычные маршруты выполнения движения;
— необходимо выполнять упражнения регулярно.
Немаловажное достоинство нейрогимнастики — отсутствие противопоказаний.
Нейрогимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений и игр. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир не через взрослых, как кажется, а с помощью движения.
Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга. В идеале, ребёнок должен вести себя немного спокойнее, чем хулиганы из мультика «Осторожно, обезьянки»: мама замучена, зато сколько нейронных связей образовалось в головах её неугомонных малышей. Дело в том, что при выполнении определённых физических действий, и образуются эти связи, соответственно, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут как раз нейродинамические упражнения.
1. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное оборудование)
С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка.
2. Балансир для детей
Развитию ловкости и равновесия способствуют такие приспособления, как балансиры. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие.
Такой тренажер многие используют для отработки основных движений в серфинге и сноуборде. Детям будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений, приходится напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия.
Балансир может быть деревянным или пластиковым.
Польза от занятий на балансире:
- развивается координация;
- укрепляются все мышцы тела;
- улучшается мозговая деятельность;
вырабатывается чувство равновесия.
Разновидности:
Островки – платформы, поверхность которых имеет ребристую структуру, предотвращающую скольжение и обеспечивающую устойчивость. В процессе передвижения по таким кочкам - камушкам, дети развивают точность движений и координацию. Помимо этого, занятия являются хорошей профилактикой плоскостопия.
Лабиринт – такой вид тренажеров рассчитан на детей от 4-х лет. Необычность такого балансира заключается в наличии встроенного лабиринта с шариком. Помимо сохранения равновесия, ребенок должен сосредоточиться на движении шарика.
Балансировочные дорожки – используются для групповых занятий и проведения различных эстафет.
Доказано, что развитие детей, постоянно занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с другими детьми. Упражнения на удерживание равновесия способствуют улучшению осанки, гибкости и укреплению опорно-двигательного аппарата. И это при условии минимального воздействия на суставы.
Во время тренировок, в сухожилиях, связках и мышцах активизируются проприоцептивные рецепторы, отвечающие за чувство равновесия в теле и реагирующие на изменение его положения.
Доска Бильгоу - это простой, но эффективный тренажер баланса. С её помощью тренируется навык удержания равновесного положения тела. Она является полноценным тренажером, поскольку имеет регулировку степени сложности выполнения упражнений.
При помощи упражнений на этом тренажёре осуществляется мозжечковая стимуляция.
Мозжечковая стимуляция — серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.
Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.
КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ЭТО РЕШАЕТ?
- восприятие устной, письменной речи
- навыки механического чтения
- математические способности
- все виды памяти
- спортивные навыки, координацию
- навык балансирования
- общую моторику
- осознание схемы собственного тела
- эмоционально-волевую сферу
- концентрацию внимания.
3. Нейроскакалка
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Нейроскакалка это также и отличный кардиотренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию и внимательность, тренирует равновесие, координацию движения и вестибулярный аппарат.
4. «Моталочки»
Эти игры координируют попеременное движение рук, что способствует межполушарному взаимодействию, повышает игровую мотивацию детей, происходит одновременно самомассаж пальцев рук, что способствует развитию мелкой моторики.
Вырабатывается соревновательный дух, скорость, реакция,
развивается ловкость и глазомер,
- развивает координацию движений.
5. «Ходунки»
Использование такого инвентаря позволяет улучшать координацию движений рук и ног. Ребенок учится находить баланс и удерживать его. Непоседы совершенствуют свою физическую подготовку и загораются любовью к активному досугу.
Ходьба
В вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на носок, левая - на пятке, ходьба спиной вперёд, ходьба ноги с крестно меняя ноги на каждый шаг и т. д.
Ещё можно использовать для ходьбы оборудование (дорожки, мостики, специальные коврики, координационные (верёвочные) лестницы.
Кинезиологические упражнения
В начале комплекса общеразвивающих упражнений можно использовать одно – два кинезиологических упражнения и сопровождать их стихами. Предлагаю вашему вниманию два примера таких упражнений.
Нейрогимнастика
В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Предлагаю вашему вниманию комплекс нейрогимнастики.
Полоса препятствий
Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии.
Вашему вниманию предлагаю полосу препятствий с нейро упражнениями и нейро играми, как дети её прозвали полоса «Русский ниндзя».
Состоит она из двух этапов, дети работают по подгруппам, после прохождения своего этапа меняются. Рассмотрим подробно задания и игры.
Ползание – необходимо для освоения нижнего поля зрения, для скоординированной работы нижней и верхней половины тела, для поочерёдного включения правого-левого полушария головного мозга. Ползание стимулирует моторные зоны (участки коры, отвечающие за движения), способствует улучшению межполушарного взаимодействия (согласованное, перекрёстное движение рук и ног, разноимённых и одноимённых, регулируется противоположными полушариями), совершенствуется зрительное восприятие.
В процессе ползанья происходит освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела ребёнка.
Осознание пространства является профилактикой нарушения письма, счёта и чтения у старших дошкольников и младших школьников.
Формируется произвольная регуляция (изменение поведения в соответствии с требованиями ситуации).
Упражнение «Брёвнышко» - развивает пространственные представления схемы тела и координации движений; формируется чувство пространственной ориентации собственного тела относительно габаритов мата, ковра, зала и расстояния от края до края, от предмета к предмету.
Прыжки – развитие ритма, координации, зрительного восприятия и внимания.
Следующий этап полосы препятствий начинается с нейро игры «Поменять местами» Учимся совмещать движение вперёд по полосе и движения рук с переходом через среднюю линию (развитие ритма, координации, зрительного и сенсорного восприятия, и внимания).
Прыжки по следам – эта игра развивает ориентировку в собственном теле, что способствует межполушарному взаимодействию. Так же направлена на развитие координации, зрительного восприятия и внимания.
Ладошки - развитие координации, зрительного восприятия, внимания и памяти. В ряду среди ладошек лежат две дополнительные детали (оранжевая и салатовая), с детьми определили правила этой игры, что оранжевая деталь будет означать, что ладонь надо поставить на ребро, а на салатовую деталь – кулак.
Игра «Переставь на другую сторону» - лежат обручи в ряд , рядом с каждым обручем стоит разметочный конус (мяч, кубик и т.п.). Ребёнок впрыгивает в обруч присаживается на корточки и переставляет конус на противоположную сторону обруча и так продвигается до конца выполняя задание.
Игра «Ходьба по канату» - игра направлена на координацию движения в заданном направлении, так же эта игра способствует развитию саморегуляции и самоконтроля, развивает внимание и память. (канатом можно задавать любую форму: круг, квадрат, зигзаг, лабиринт и т.д.) Проходить можно обычным шагом, приставным, спиной вперёд. Дети проходят по одному, ещё можно парами, а можно цепочкой из нескольких человек.
Балансиры мы уже обсуждали и прыжки через препятствия всем понятны.
Вашему вниманию предлагаю фрагмент прохождения этой полосы препятствий на занятии.
В заключительной части занятия можно использовать нейро игры малоподвижные «Мотальщики», «Лабиринт», «Парашют», «Замыкая круг» и т.д. (См. Приложение); кинезиологические упражнения «кулак – ладонь», «яблочко – червячок», «блинчики», «ухо-нос» и т.д.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определённого участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения.
В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнение для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизиологических функций.
Под влиянием кинезиологических и нейро тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Упражнения постепенно усложняются и увеличивается объём выполняемых заданий.
Регулярное включение упражнений нейрогимнастики в занятия по физкультуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.
Интеграция учителя-логопеда с интсруктором по физической культуре.
Физкультурное занятие с детьми подготовительного к школе возраста с тяжелыми нарушениями речи, с применением нейроупражнений. Тема «Любимые игрушки»
Программное содержание:
1. Развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость..
2. Учить держать статическое равновесие, баланс .
3. Учить координировать движения.
4. Воспитывать у детей чувство коллективизма, взаимопомощи.
5. Создавать радостное настроение.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
8. Учить выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
9. Развитие речевого дыхания.
Оборудование: дощечки, кольцебросы, мячи, корзины, стулья, обручи, игрушки, вывеска «Детский мир».
Ход занятия.
Организационный момент
Дети входят взял с логопедом.
Логопед.Ребята, давайте мы с вами оглядимся вокруг и посмотрим что мы с вами не одни в спортивном зале , тут сидят и гости , давайте с ними поздороваемся.
Здороваются с гостями.
А посмотрите еще, нас тут еще и (Имя физ.инстурктора ) ждет, а как вы думаете для каких целей ?
Ответы детей
Физ-инструктор. Здравствуйте дети, а у меня к вам сегодня задание. Я пришла на работу и мне на телефон пришло аудиосообщение, прослушав его я поняла, что с такой задачей я без вас не справлюсь.
Звучит аудиосообщение, в котором игрушки с Детского мира просят их развеселить.
Логопед. Ну что ребята, мы с Вами поможем (имя физ.инструктора) и игрушкам?
Ответы детей
Физ-инструктор
Вот
по узенькой дорожке
Зашагали наши ножки, шагают
А вот кочки на пути,
Выше ноги подними перешагивают кочки
Что бы нам не опоздать,
Тихонько надо побежать бег на носочках
Стоп, ребята, остановка!
Мы бежали с вами ловко. стоят
Основная часть
Перед детьми стойки межу которыми вывеска «Детский Мир» и лента
Логопед. Ой посмотрите, мы с вами прибыли к открытию магазина. Так давайте же мы его с вами и откроем.
Перерезаем ленту
Логопед. Ну вот, лента перерезана, теперь можно входить.
Физ-инструктор. И перед нами первый отдел магазина «Ленты»
Логопед. Ребята, а мне эти ленты что-то напоминают, часть нашего тела. Как вы думаете, какую?
Ответы детей (язык)
Артикуляционная гимнастика.
«Часики» («Маятник»)
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
«Качели»
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Физ-инструктор. А нам пора отправляться к следующему отделу.
Логопед. А в какой отдел мы отправимся, вам нужно отгадать с помощью загадки.
Звонкий, громкий и прыгучий
Улетает аж за тучи
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
Под музыку дети идут, наступая и прыгая в обруч, в такт музыке.
Логопед. Перед нами отдел с мячами.
Перед детьми стоят стулья, между которых на скотче приклеены мячи.
Физ-инструктор. Но что то, ребята, с ними не так. Они лежат не в корзинах, как нужно, разбросаны и приклеены. Нужно их вернуть на свои места.
Под музыку, дети выполняют упражнение: сидя на полу, ногами берут мяч и перекладывают в корзину.
Перед детьми появляется шарик воздушный.
Л. Посмотрите, с нами еще и шарик хочет поиграть.
Дыхательное упражнение с шариком.
Детям раздаются шарики. Им необходимо набрать воздух и дуть на шарик, что бы он ни коснулся пола. Продолжительность игры 1-2 минуты.
Логопед. Здорово у вас получается! С мячами поиграли, но нам нужно идти дальше.
Носит волосы из стружки.
И имеет длинный нос.
Кто же это? Вот вопрос. (Буратино).
Дети проходят дальше по дощечкам разложенные зигзагом.
Логопед. А где же Буратино, к которому мы шли?
Ищут игрушку Буратино.
Логопед. Вот же и он! А он ребята, хочет размять свои деревянные пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Любимые игрушки»:
Есть игрушки у меня: Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачками друг о друга.
Паровоз и два коня, Круговые вращения рук.
Серебристый самолёт, Загибают пальчики на руках.
Три ракеты, вездеход, Скольжение рукой по ладошке другой руки.
Самосвал,
Подъёмный кран- Руки вверх, ладошки наклонить.
Настоящий великан.
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать! Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачками друг о друга. (В. Волина)
Логопед. Сколько у нас игрушек?
10.
Физ-инструктор. Вот и Буратино теперь веселый. Отправляемся в следующий отдел.
Логопед. А в какой же отдел мы отправимся? Как вы думаете, как мы с вами сможем узнать?
Ответы детей. С помощью загадки
Он коричневый, мохнатый.
Самый лучший он, ребята!
Толстопузый, косолапый.
Подарил его мне папа. (Мишка)
(Н.Нищева)
Дети идут на внешней и внутренней стороне стопы.
Ф.И. И попали мы с вами в отдел мягких игрушек, и конечно же нас тут ждет мишка.
А играть он любит с карточками-схемами.
На стульях по количеству детей стоят карточки схемы стойки. Дети под музыку идут вокруг стульев, останавливается музыка и ребенок должен повторить ту стойку, которая изображена на схеме. Игра повторяется 2-3 раза.
Логопед. Ой, и я вижу Мишка, тут же развеселился. А нас уже заждались другие игрушки.
На полу лежат цветные дощечки по двум ее сторонам кольцебросы. Дети прыгают переменно двумя ногами на дощечку, на кольцеброс и так до конца.
Логопед. Кто же нас тут ждет?
Ответы детей.
Физ-инструктор. Так это же отдел с музыкальными игрушками и кто-то тут нас заждался.(показывает барабан).
Массаж
Барабаню в барабан, похлопывания двумя руками по спине
Бам-бам-бам да бам-бам-бам. переменные ребром левой/правой рукой
Очень громко, знаю сам, похлопывания по рукам
Бам-бам-бам да бам-бам-бам, переменные ребром левой/правой рукой
Барабанит барабан, похлопывания по ногам
Бам-бам-бам да бам-бам-бам. переменные ребром левой/правой рукой
Логопед. Отправляемся в путь дальше.
На полу лежат дощечки ортопедические модули.
Физ-инстурктор. А вот отдел с игрушками юла.
Логопед. Поиграем и с ней тогда.
«Юла» ( по мотивам русской народной игры «Прянишна»)
Взрослый произносит тест стихотворения. Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки. Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с платочком в руке. На слово «сначала» водящий бросает платок на плечо одного из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с платком на плече бежит по часовой стрелке. Побеждает тот, кто займет освободившееся в круге место. Проигравший становится водящим и берет в руки платок.
Закружилася юла
И пошла, пошла, пошла.
Только раз- и встала,
Начинай сначала.
(Н.Нищева)
Физ-инстурктор. Вот заюлила нас юла.
Фмз-инстурктор. Ребята а мне кажется, что игрушки не достаточно еще развеселились , может мы что-то еще для них сделаем?
Ответы детей.
Логопед. А мне кажется, что игрушки любят когда их называют ласково. Давайте мы с вами поиграем в игру
«Скажи ласково».
Дети стоят в кругу, в руках мяч. Логопед и инструктор по физической культуре, по очереди бросают мяч детям, говоря название игрушки. Задача ребенка поймать мяч и правильно назвать игрушку в уменьшительно-ласкательной форме.
Мяч-мячик, кукла-куколка, пирамида-пирамидка, медведь-мишка, барабан-барабанчик, машина-машинка, лента-ленточка и т.д.
Заключительная часть
После окончания игры звучит аудиосообщение «магазин закрывается».
Физ-интруктор. Кажется, нам пора уходить, скоро у магазина закрытие и нам нужно успеть выйти.
Перед детьми выложены дощечки с кольцебросами с обеих сторон, затем ортопедический коврик, дощечки.
Перед детьми на стойках вывеска «Детский мир». Проходят через нее. Логопед остается перед стойкой.
Физ-нстуртор. А мне только что, ребята, пришло аудиосообщение от магазина игрушек.
Слушают аудиосообщение.(В сообщении игрушки благодараят детей за этот день в их магазине)
Логопед обращает внимание на себя.
Логопед. Ребята, вы так быстро вышли с магазина, что игрушки не успели вам передать подарок, но они остановили меня. Смотрите.
Показывает кубик Блума.
Логопед. Давайте мы с ним тоже поиграем.
С помощью кубика Блума проводится рефлексия. Перед детьми выложены смайлики с настроение (отличное, хорошее, нейтральное,задумчивое, плохое)
Логопед: Ребята, я Вам предлагаю, каждому выбрать смайлики под ваше настроение , после занятия и объяснить почему выбрали именно его.
Дети выбирают смайлик, оставляют своё мнение.
Дети совместно с учителем-логопедм выходят с зала, прощаясь с гостями.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.