Проект "Особенности полушарий головного мозга"
Оценка 4.7

Проект "Особенности полушарий головного мозга"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
PDF
естествознание
6 кл
06.11.2022
Проект "Особенности полушарий головного мозга"
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Но все же в практической работе образовательных учреждений довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ученика. Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика относится к числу глобальных образовательных задач. От того, каким образом будет происходить процесс обучения, зависит результат развития психических функций каждого учащегося, его личности и его головного мозга.
ПРОЕКТ_ОСОБЕННОСТИ_ПОЛУШАРИЙ_ГОЛОВНОГО_МОЗГА_2022.PDF

          

                       ФЕСТИВАЛЬ  УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ -2022

  

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

«Основная   общеобразовательная школа п.Барабка» Искитимского района

 

            предмет  - Психология

Тип проекта   - Исследовательский

          

 

 

 

                                                      ПРОЕКТ

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА 

 

                                                                               Выполнили: Николаева Люба, 

Таловская Катя    уч-ся 8 класса

                                                                         Руководитель: Федореева Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1.  Характеристика типов организации мозга.

2.  Исследование по теме.

3.  Выводы  Литература 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Но все же в практической работе образовательных учреждений   довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ученика. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика  относится к числу глобальных образовательных задач.

От того, каким образом будет происходить процесс обучения, зависит результат развития психических функций  каждого учащегося, его личности и  его головного мозга. 

Цель исследования – соотнести  результаты  межполушарной асимметрии и успеваемости учащихся  МКОУ «ООШ п. Барабка».

Гипотеза: существует связь между функциональной асимметрией больших полушарий и успеваемостью учащихся в школе.

 Предмет  исследования  -  межполушарная асимметрия головного мозга и   ее  связь  с учебным процессом.

Объект исследования: учащиеся 1-9 классов МКОУ «ООШ п. Барабка» Задачи: 

       изучение литературы по данной теме исследования; 

       выявить соотношение типов межполушарной асимметрии головного мозга среди учащихся МКОУ «ООШ п. Барабка»;

       сопоставить результаты диагностики с результатами успеваемости школьников по определенным предметам; 

       соотнести результаты с гипотезой исследования;

       транслировать выводы учащимся, педагогам, родителям;

       составить рекомендации для учителей и учащихся.

Этапы исследования:

       изучение литературы по данной теме исследования; 

       тестирование  обучающихся МКОУ «ООШ п. Барабка» (тест на определение ведущей руки и ведущего глаза А.Р. Лурия); математико-статистическая обработка полученных данных;  анализ результатов.

1.    Характеристика типов организации мозга

  Мозг  человека состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от всех органов чувств, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную – осязательную). При этом правое полушарие, в основном, «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передаёт команды соответственно левой руке, ноге. Левое полушарие, в свою очередь, «обслуживает» правую сторону тела. 

Мозг человека асимметричен. Он по-разному обрабатывает информацию, поступающую справа и слева, от правой и левой руки, глаза, уха.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга — это способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария, она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, можно объяснить, почему многие школьники не успевают по предметам.

У каждого человека есть наследственные отличия, из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал. Если раньше включается левое полушарие и, следовательно, подавляется работа правого полушария, человек реагирует на пришедшую информацию как аналитик, разбирая эту информацию на составные части. Если сначала включается правое полушарие, подавляется работа левого полушария, и человек испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа.

Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем — основа высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.

Существует три типа функциональной организации двух полушарий мозга:

      доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

      доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

      отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий

(равнополушарные люди).[4]

Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное  мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко   рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций.  Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения. Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Следует  отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта. Речь таких людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди них чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению. Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки.  Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. 

Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.

2.     Исследование по теме

В исследовании принимали участие ученики МКОУ «ООШ п. Барабка» в количестве 50  человек с 1 по 9 классы.

На первом этапе   нами было проведено индивидуальное тестирование учащихся на определение доминирующего полушария головного мозга. Для этого мы использовали тест нейропсихолога Александра Романовича

Лурии.(Приложение 2)

Все дети школы распределились на три категории (диаграмма 1):

       правополушарные (доминирует правое полушарие) – 24 %;

       левополушарные (доминирует левое полушарие) – 12 %

       равнополушарные (левое и правое полушария одинаково развиты) – 64%.

На втором этапе исследования мы сравнили полученные данные с результатами учебной деятельности. Для анализа успеваемости были выбраны 4 предмета: математика, русский язык, биология, изобразительное искусство.  Выбор    предметов мы объясняем тем, что математика — точная наука, типичный «левополушарный» предмет. Русский язык лучше дается правополушарным детям, но грамматика лучше у левополушарных детей и из них получаются хорошие лингвисты. Биология — предмет, в котором в равной степени сочетается работа обоих полушарий. Изобразительное искусство — преимущественно правополушарный предмет.

При анализе мы брали средний балл по предмету за 2 учебные четверти 20212022 учебного года. Далее сравнивали средний балл по каждому предмету и сопоставляли с преобладающим типом полушария. (Приложение 1.Таблица

№2)

Кроме того, мы обнаружили, что среди 50 обучающихся нашей школы 4 ученика – левши, что составляет 8% от общего количества, остальные 46 учащихся – правши (92%). (Приложение 1.Таблица №3)

3.     Выводы

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы:

1.                У 12% обучающихся  доминирующим является левое полушарие головного мозга.  Воспринимают зрительную или слуховую информацию через вербализацию. Строят логические цепочки последовательно от слов к предложению. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам. Легко выполняют задания на выбор варианта из нескольких предложенных. У 24% учащихся доминирующим является правое полушарие. Воспринимают информацию образно, эмоционально, целостно, а если концентрируются на деталях, то перестают воспринимать смысл. У них хорошо развита  поисковая деятельность, они легче выполняют задания на сообразительность. Им труден выбор из нескольких предложенных ответов. Легче работают при использовании метода «открытых вопросов».

У 64% учащихся смешанный тип, т. е. в  обработке информации в равной степени принимают участие оба полушария.

2.                Разница в результатах успеваемости у учащихся   всех 3х групп   по русскому языку, математике, биологии, ИЗО  небольшая (0,1-0,4%).  Но все же она есть. Из данных таблицы мы видим, что  учащиеся с доминирующим левым полушарием имеют   баллы выше, чем остальные группы,  по математике, биологии.  Результаты успеваемости по русскому языку у всех обучающихся почти одинаковые. Это можно объяснить тем, что русский язык - предмет, который сочетает в себе  логику и интуицию.  

  Слабо выраженные связи между успеваемостью и доминирующим полушарием могут быть объяснены также и возрастом испытуемых. МКОУ «ООШ п. Барабка» - малокомплектная школа, в которой обучаются всего 53 человека. В нашем исследовании приняли участие почти все обучающиеся.

Несмотря на то, что школьники относятся к разным возрастным периодам, все они подвержены   ряду нейрофизиологических перестроек  от формирования темперамента до изменения в эндокринной системе, в результате чего нарушаются нормальные отношения между доминантным и субдоминантным полушарием, что усиливает эмоциональную составляющую поведения.  Более низкая успеваемость   равнополушарных учащихся   объясняется тем, что при нестрогом разделении функций между полушариями мозга каждое из полушарий отвечает за речевую и неречевую информацию. Их обработка происходит синхронно: процессы не разделены. У индивида снижена способность к эффективному планированию деятельности, проявляются раздражительность при длинной монотонной работе, эмоциональная нестабильность. Это хрупкое состояние равновесия  нужно тренировать.  3.  У 8% обучающихся нашей школы ведущей является левая рука, но доминирующим типом асимметрии – смешанный (равнополушарный). По мнению большинства ученых, леворукость лишь следствие, значимый, но отнюдь не главный показатель функциональной асимметрии головного мозга.  Единой теории на данный момент не существует.  Можно только  утверждать, что  мозг левшей устроен некоторым особенным образом. Более того, функциональная организация мозга каждого левши уникальна в сравнении с таковой у других левшей и равнополушарных личностей. 

Мозг человека  функционирует,   объединяя оба способа организации контекста как взаимодополняющие компоненты мышления.

Период школьного обучения характеризуется формированием всесторонне развитой личности. Поэтому неблагоприятное протекание этого периода ведет к нарушениям нормального развития ребёнка во всех сферах жизни.

Для учителя и ученика важно знать тип асимметрии полушарий, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Поэтому такие знания   помогают понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления. 

Литература:  

1.       Дубровина М. Ю. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная).

Антропологические подходы в современном образовании. — Новокузнецк:

Педагогика, 1991.

2.       Сиротюк  А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей – М.: ТЦ Сфера, 2001.

3.       https://school-science.ru/2/1/30029

4.       https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1291

5.       https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2012/03/05/obuchenie-detey-s-raznoy

6.       https://www.b17.ru/article/18525/

7.       https://apriori-nauka.ru/securities/obraznoe-myshlenie-polusharie-dvapolushariya-dva-tipa-myshleniya.html

8.       https://legno-board.ru/obraznoe-myshlenie-kakoe-polusharie-chto-takoepravopolusharnoe-myshlenie-kakoi/

9.       https://urok.1sept.ru/articles/549877

10.   https://aklektika.livejournal.com/4568.html

11.   https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/09/24/harakteristikalevopolusharnogo-pravopolusharnogo-i

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диаграмма 1 Результаты тестирования учащихся МКОУ «ООШ п. Барабка» на определение доминирующего полушария головного мозга

 

 

 

 

Таблица  №1

Средний балл успеваемости по четырем предметаму трех выявленных типов асимметрии полушарий учащихся МКОУ «ООШ п. Барабка»

 

типы ассиметрии полушарий

русский язык

математик

а

биологи

я

изо

левополушарные

3,5

3,8

4,1

4,8

правополушарные

3,4

3,4

3,7

4,6

равнополушарные

3,5

3,6

3,8

5

 

 

Таблица № 2

Соотношение ведущей руки и асимметрии полушарий

 

 

класс

количество левшей

типы асимметрии полушарий

2

2

равнополушарный

5

1

равнополушарный

8

1

равнополушарный

 

 

 

 

 

Приложение 2

  Тест на определение ведущей руки и ведущего глаза А.Р. Лурии


Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите,

Л 2 Замок  какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или П

левый. Зафиксировать результат. 

Л

П

Л П

Л П

Л

П


Сложите указательные пальцы рук перед открытыми глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. А сейчас закройте сначала один, а

3 Прицел  затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый.

Зафиксировать результат. 


Поза                   Скрестить руки на груди перед собой и посмотреть какя рука

4

Наполеона          окажется сверху. Зафиксировать результат. 

Немного поаплодировать в ладоши. А сейчас обратите


5  Аплодисменты внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Зафиксировать результат 

Вам позвонили. Приложите телефон к уху. Обратить внимание к

6  Телефон  какому уху приложена трубка. Зафиксировать результат 

Обработка результатов. По наибольшему количеству баллов «П» или «Л» делается вывод о доминировании одного из полушарий головного мозга.

 

 

Приложение 3 Памятка учителям

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

НА ОСНОВЕ УЧЕТА  МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Левополушарные  учащиеся

Правополушарные  учащиеся

Пространственная организация

Рабочая полусфера — правая (лучше сидеть в 1-м ряду)

Рабочая полусфера — левая (3-й ряд)

Цветовая организация

Темная доска — светлый мел

Светлая доска — темный мел

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности

Технология 

Детали 

Абстрактный линейный стиль изложения информации 

Неоднократное повторение учебного материала  Тишина на уроке 

Гештальт (образы) 

Контекст 

Связь информации с реальностью, практикой 

Творческие задания 

Эксперименты 

Музыкальный фон 

Речевой и музыкальный ритм

Формирование мотивации              

Стремление к самостоятельности 

Глубина знаний 

Высокая потребность в умственной деятельности 

Потребность в образовании

 

Завоевание авторитета  Престижность положения в

коллективе 

Установление новых контактов 

Социальная значимость деятельности Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные.

ОПЕРАЦИОННО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Левополушарные  учащиеся

Правополушарные  учащиеся

Восприятие материала

 

Дискретное (по частям) 

Смысловая сторона речи  Аудиалы (слуховое)

 

Целостное 

Интонационная сторона речи 

Визуалы (зрительное)

Кинестетики (осязательное)

Переработка информации              

Медленная 

Последовательная

Быстрая 

Мгновенная         

Интеллект

 

Вербальный 

Логический

Теоретический 

Невербальный 

Интуитивный

Практический 

Деятельность

Приверженность к теории

Приверженность к практике

Речь

Синтаксис, семантика, смысл и структура речи

Интонация речи

Эмоции

 

Интровертированность (ориентация вовнутрь)

Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)

Экстравертированность (ориентация вовне)

Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость)

Память

 

Произвольная  Знаковая слуховая

Непроизвольная 

Наглядно-образная

Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности)

Память на прошлое

Мышление

Абстрактно-логическое 

Оперирование цифрами, знаками 

Формальное 

Рациональное 

Программируемое 

Двумерное (на плоскости)

Наглядно-образное 

Оперирование образами 

Спонтанное 

Эмоциональное 

Интуитивное 

Трехмерное (в пространстве)

Инсайт (озарение)

Творчество

Ноты

Технология

Структура

Инструменты

Образы

Эмоции

Чувства

Ритм

РЕФЛЕКСИВНО-

Левополушарные 

Правополушарные 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

учащиеся

 

учащиеся

 

Самоконтроль

 

Высокий самоконтроль речи 

Высокий самоконтроль изложения материала

Не контролируют правильность речи,

смысловые пропуски  Свободная конверсация

Характерные ошибки

 

Безударные гласные в корне 

Пропуск мягкого знака 

Написание лишних букв 

Замена одних согласных другими

Падежные окончания

Ударные гласные 

Ошибки в словарных словах 

Пропуски букв, описки  Имена собственные пишут с  маленькой буквы

 

Методы проверки

 

Решение задач 

Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения 

Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)

Устный опрос 

Задания с ограниченным сроком выполнения 

Вопросы «открытого» типа

(собственный развернутый ответ)

УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Левополушарные учащиеся

Правополушарные учащиеся

Математика 

 Анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задания в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости), многократное повторение

Синтез, задания на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задания в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы, карточки.

 

Иностранный язык

 

Рационально-логический способ, освоение вокабуляра посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, проверки после уроков, индивидуальная работа, деятельность, требующая отсроченной реакции, задания на поиск ошибок, многократное повторение, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части. 

Интуитивный способ изучения, освоение вокабуляра методом "островков", образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядными пособиями, фильмами, карточками, проверки на уроке, групповые задания, деятельность, требующая быстрой реакции, задания на правописание, интервью, инсценировка, синтез текстов и слов из предложенных частей.

Естественные науки

 

Аналитическая работа, лингафонная система, анализ результатов, логические задания, выявление различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритмы. 

 

Мозговые штурмы, просмотры фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важнейших моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия.

Словесность

 

Анализ рассказа, разбор слов и предложений по составу, прослушивание текстов, обучение других, задания на поиск ошибок, применение правил, точность употребления слов, многократное повторение, сопоставление текстов, понятийное понимание слов.

Сочинения, составление слов и предложений из частей, чтениепересказ, чтение по ролям, задания на

правописание, нахождение взаимосвязи, беглость устной и письменной речи, нахождение отрывков в тексте.

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ -2022

ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ -2022

Оглавление Введение 1.

Оглавление Введение 1.

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал

МКОУ «ООШ п. Барабка»; • сопоставить результаты диагностики с результатами успеваемости школьников по определенным предметам; • соотнести результаты с гипотезой исследования; • транслировать выводы учащимся,…

МКОУ «ООШ п. Барабка»; • сопоставить результаты диагностики с результатами успеваемости школьников по определенным предметам; • соотнести результаты с гипотезой исследования; • транслировать выводы учащимся,…

У каждого человека есть наследственные отличия, из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал

У каждого человека есть наследственные отличия, из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал

Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности

Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности

Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира

Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира

Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности

Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности

Выбор предметов мы объясняем тем, что математика — точная наука, типичный «левополушарный» предмет

Выбор предметов мы объясняем тем, что математика — точная наука, типичный «левополушарный» предмет

Разница в результатах успеваемости у учащихся всех 3х групп по русскому языку, математике, биологии,

Разница в результатах успеваемости у учащихся всех 3х групп по русскому языку, математике, биологии,

Можно только утверждать, что мозг левшей устроен некоторым особенным образом

Можно только утверждать, что мозг левшей устроен некоторым особенным образом

Приложение 1 Диаграмма 1

Приложение 1 Диаграмма 1

Таблица №1 Средний балл успеваемости по четырем предметаму трех выявленных типов асимметрии полушарий учащихся

Таблица №1 Средний балл успеваемости по четырем предметаму трех выявленных типов асимметрии полушарий учащихся

Тест на определение ведущей руки и ведущего глаза

Тест на определение ведущей руки и ведущего глаза

Зафиксировать результат.

Зафиксировать результат.

Формирование мотивации

Формирование мотивации

Методы проверки Решение задач

Методы проверки Решение задач

Проект "Особенности полушарий головного мозга"

Проект "Особенности полушарий головного мозга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022